При этом более половины отмечают, что ИИ способен увеличить производительность и оптимизировать процессы в бизнесе.
Согласно исследованию аналитиков медиахолдинга Rambler&Co и компании АО «Деловая среда», на сегодняшний день около 19% россиян активно используют ИИ в своей работе. Ещё 26% задействуют его не на полную мощность, оставляя возможности для дальнейшего развития. Четверть респондентов (25%) пока не используют нейросетевые модели, но хотят это сделать в будущем. В то же время 30% участников опроса сообщили, что не видят необходимости в интеграции ИИ в свою деятельность и не планируют этого в ближайшее время.
Данные получены по результатам опроса, в котором приняли участие 37965 пользователей ресурсов медиахолдинга Rambler&Co в сентябре-октябре 2024 года, а также по итогам анализа свыше 250 тысяч ИП и ООО, открытых через сервис «Деловая среда» (дочерняя компания Сбера) в 2023 и 2024 годах.
38% респондентов отметили, что в их компаниях ИИ чаще всего применяется для анализа данных. У 20% – для автоматизации процессов, а 19% используют для отслеживания трендов. Маркетинг и реклама (11%), обслуживание клиентов с помощью чат-ботов (9%) и прогнозирование спроса (3%) – менее распространённые направления для использования ИИ.
Большинство опрошенных заняты в сфере информационных технологий (20%), за которой следуют торговля (13%), профессиональные услуги (10%), образование (9%), строительство (7%), реклама (4%), сельское хозяйство (2%) и общепит (1%).
Алексей Грищенко, глава АО «Деловая среда»:
«Опрос, проведённый среди представителей различных отраслей, показал, что использование искусственного интеллекта становится важным инструментом в бизнесе, хотя его интеграция всё ещё сопряжена с рядом трудностей. Большинство опрошенных заняты в IT-сфере, и согласно данным нашего сервиса регистрации бизнеса и дистанционного открытия счета, эта сфера в 2024 году остается в топ-10 самых популярных у предпринимателей. Число тех, кто в этом году зарегистрировал ИП или ООО для того, чтобы заниматься IT, выросло на 13%».
Согласно данным «Деловой среды», с начала 2024 года, чаще всего россияне открывали бизнес в сфере розничной торговли, пассажирских и грузоперевозок, оптовой торговли, стройки, операций с недвижимостью, общепита и персональных услуг.
Основные преимущества, которые компании видят в использовании искусственного интеллекта, связаны с оптимизацией бизнес-процессов, так ответили 34% участников опроса. Почти столько же респондентов (33%) считают, что ИИ помогает значительно повысить производительность труда. Среди других важных преимуществ: снижение затрат (17%), повышение качества товаров и услуг (10%), а также улучшение клиентского опыта (6%).
Однако интеграция нейросетевых моделей сопровождается рядом трудностей. Более половины респондентов (54%) сталкиваются с проблемой нехватки знаний и навыков среди сотрудников. У 24% компаний отсутствуют задачи, которые можно было бы делегировать ИИ. Ещё 9% отметили сопротивление со стороны сотрудников и нехватку времени на реализацию подобных проектов, а лишь 4% считают основным препятствием высокие затраты на такую интеграцию.
Что касается сроков, то мнения о полном применении ИИ разделились. Каждый пятый респондент (20%) считает, что для этого потребуется менее года, 28% полагают, что процесс займёт от 1 до 5 лет. Вариант «более 5 лет» выбрали 17%. Однако значительная часть участников (35%) не смогла дать точного прогноза.
Опрос наглядно продемонстрировал, что, несмотря на наличие некоторых барьеров, таких как недостаток знаний и навыков, искусственный интеллект уверенно входит в повседневную бизнес-практику. Компании всё чаще видят в ИИ не только инструмент для улучшения производительности и оптимизации процессов, но и возможность для стратегического развития.
«Деловая среда» проанализировала порядка 250 тысяч ИП и ООО, которые были открыты с помощью собственного сервиса регистрации бизнеса и дистанционного открытия счета. Он позволяет подготовить и передать в ФНС России документы для регистрации индивидуальных предпринимателей (ИП) или обществ с ограниченной ответственностью (ООО) с единственным учредителем.
Опрос интернет-пользователей прошёл на медиаресурсах Rambler&Co с 26 сентября по 3 октября, охват составил 37 965 респондентов, среди которых 60% мужчин и 40% женщин. 66% участников опроса работают в найме, в то время как 34% ведут собственный бизнес.