Механизм работы сцены
— Ильяс, как проходит среднестатистический поэтический вечер?
— Заранее нами формируются отделения по четыре — пять авторов. Они читают свои тексты, а зритель слушает — вот и все. С поправкой на музыку и открытый микрофон.
— Почему мероприятия проводятся только в барах?
— Бары — это некая традиция, которая зародилась далеко не в Самаре и имеет корни как в Нижнем Новгороде, так и в Саратове. Лично для меня это вопрос атмосферы, отказ от привычных отношений с литературой.
Потребление информации через призму парта — учитель/преподаватель меняется на барная стойка — сцена. И как показывает практика, такая смена хорошо работает.
— Чем вы отличаетесь от коллег по цеху?
— Ничем и всем одновременно. Мы с Валентином просто делаем свою работу, иногда приглашаем музыкантов и жадно готовимся, лишь бы вечер удался.
— Как ты охарактеризовал бы вашу аудиторию?
— Это люди, которые захотели послушать поэзию — ни больше, ни меньше. Аудитория разношерстная, разновозрастная, со своими интересами, которые каким-то чудом пересеклись на поэзии. Наша задача же — чтоб они остались и пришли еще раз. И приходят, слава богу.
— Какие есть способы не позволить гостям заскучать?
— Способов два: наличие отбора и праведная молитва. Ведь если человеку будет скучно изначально, и он не словит коннекта с выступающими, то ему уже мало что поможет получить удовольствие, но благо, что мы не закрываем двери на замок и не стоим у входа с дубинками. А из прикладного — музыка, перерывы, наличие аукциона. Остальное зависит от поэтов и не меньше от самих зрителей.
— За какие имена в списке выступающих ты горд и рад?
— Скорее скажу, из-за каких имен я пришел бы, если б не был обременен организаторскими обязанностями: Джон Бобовски, Ксения Ковшова и Артем Бершов. Не стану говорить, почему именно они, а не другие, просто почитайте сами их тексты и, быть может, вы разделите мои вкусы. А вот отдельный респект я выражаю Денису Либстеру, Андрею Олеху и Владимиру Тимошкину, как говорится, спасибо, что вы есть, приходите к нам еще.
— Выражают ли гости как-либо благодарность за вашу работу? В чем это выражается?
— Из примечательного — на недавнем вечере из зала было сказано: "Огромное спасибо организатором. Подобные мероприятия — это кровь в теле самарской поэзии, а благодаря "Цифре" она циркулирует!"А так, конечно, выражают. Люди как минимум выделяют время на то, чтобы к нам прийти, покупают афиши или картины на аукционах, поддерживая копейкой нас и художников.
Поскрипывающее закулисье
— Валентин, будучи работником культуры, являешься ли ты поэтом?
— Нет, я не считаю себя поэтом — синдром самозванца и знакомства с авторами по-настоящему сильной поэзии просто не дают мне права претендовать на этот статус. Кураторство намного ближе. Кто-то может писать, а кому-то нужно быть мостиком между ценителями поэзии и ее авторами.
— И как работает этот мостик прямо сейчас? Есть ли у него какой-то бэкграунд?
— Работает с перебоями. Иногда со стороны авторов нет желания выползать из уютных нор и как-то взаимодействовать с миром, иногда не хватает громких криков: "Дорога открыта!" — для зрителей, и в итоге получаем пустые залы.
А бэкграунд, естественно, — есть "Пятый.Свободный". Это мой прошлый проект вечерних чтений, целью которого являлось налаживание связей между авторами и слушателями. Со зрителей не брали денег за билеты, а порог отбора авторов фактически отсутствовал. На тот момент нужно было предоставить площадку, куда люди могут прийти и выступить.
Но обстоятельства изменились, Самара "обросла" еще несколькими регулярными поэтическими мероприятиями, и я вместе с моим коллегой Ильясом решили подумать о более высокой планке качества стихов. Так начался проект "Цифра". Сейчас зритель понимает, что в неудачный день ему не придется слушать очень плохие стихи, а потом уходить с ощущением потраченного времени.
При этом мы начали брать плату за вход, и на это есть несколько причин. Во-первых, большую часть средств мы передаем на благотворительность в приют для животных "Лакшми". Во-вторых, мы хотели бы помимо ориентации на локальную самарскую сцену реализовывать другие вещи, например, привоз иногородних поэтов.
Наша основная задача — популяризовать поэзию и показывать, что походы на поэтические вечера могут быть не менее интересными, чем посиделки в баре или просмотр футбола.
— То есть можно уверенно сказать, что теперь поэзия в Самаре вышла на уровень больших площадок?
— Смотря что считать большими площадками. Бары, например, уже освоены — "Вечно Молодой" с сотней людей внутри не даст соврать. Но такое бывало и раньше. Бар "Сквозняк" в нулевых собирал 200-300 человек. Нас интересуют принципиально другие масштабы, для чего придется поработать.
— Как реализуется распределение обязанностей внутри проекта?
— Очень просто. Ильяс — это лицо проекта и его активная движущая сила, которая побуждает людей приходить на наши мероприятия. Я же больше технико-менеджерская часть, которая отвечает за медиасопровождение и за работу с выступающими.
— Илья Склярский, организатор московского клуба молодых авторов, отмечал, что самарские мероприятия, посвященные поэзии, собирают больше людей, чем в столице. С чем это связано?
— Москва, наряду с Петербургом, обладает более развитой инфраструктурой подобных микропроектов. У людей всегда есть любимчики и множество мероприятий, куда можно сходить при любом удобном случае. В Самаре такого долго не было. На данный момент Самара — это кладбище погибших проектов в области поэзии. Это натуральная пустыня с крестиками, разумеется, с рядом многолетних дубов посередине наподобие фестиваля имени Анищенко, который является событием всероссийского масштаба.
Есть и более популярные проекты подобного толка, что в Самаре, что в Москве, но они, как правило, строятся на громких именах. То есть это люди, которые не один десяток лет развивали свой личный бренд либо в литературной сфере, либо в смежной. Например, есть проект под названием "Четверг в библиотеке". Это результат работы профессионального ведущего мероприятий Евгения Козаченко и поэта Романа Мнацаканова. Они на пике популярности в 2017 году собирали под 500 человек. Громкие имена всегда собирают.
— С какими проблемами пришлось столкнуться при проведении вечеров поэзии?
— Исключительно технические и организационные. Например, ряд выступающих, несмотря на то что пишут хорошие тексты, не обладают опытом работы с микрофоном. Кто-то держит его слишком близко, и поэтому зрители получают девятый вал себе в уши, а кто-то, наоборот, держит его далеко, и приходится бегать к звуковику с просьбой "прибавить". И всегда существует риск того, что выступающие откажутся выступать и сделают это в день чтений.
— Как думаешь, с чем связана такая халатность?
— Это проблема, которая, на мой взгляд, заключается в некой маргинализации поэтической культуры и особенно культуры чтения. Поэтам не платят. И следствие этого — безразличное отношение к собственным обязательствам. Поэтому люди, с которыми были согласованы все детали, подав заявку, могут просто не прийти. Повторюсь, это тот риск, на который мы идем.
— Как происходит отбор участников для выступлений?
— Это достаточно закрытый процесс, который основывается на внутренних критериях. У нас есть отдельный документ, скажем так, наша небольшая "библия", где прописаны основные позиции, по которым мы, например, не допускаем до участия.
И да, за 11 лет пристального чтения авторов разных городов, возрастов, направленностей я могу отделить неплохую поэзию от той, которую я не показал бы никому.
— Каковы планы на будущее проекта?
— Сейчас он основан на развитии нашего сообщества в VK, на поиске новых поэтов и на публичных чтениях поэзии, которые в дальнейшем станут только одной из частей.
Мы выпустим антологию поэзии Поволжья, которая охватит толику хороших текстов, написанных поволжскими авторами за XXI век. Они будут собраны, сверстаны в хорошую интересную книжечку и выпущены в подходящем для этого издательстве. Под крылом "Цифры" вернется фестиваль поэзии "Пятый.Свободный" — в 2021-2022 годах он собирал хороших поэтов со всей России.