Директор Школы перспективных исследований (SAS) Тюменского государственного университета (ТюмГУ) и директор программ бакалавриата Московской школы управления "Сколково" Андрей Щербенок на пресс-конференции в ТАСС 12 сентября 2024 г. рассказал, что 9 сентября в "Сколково" стартовал интенсивный 48-часовой бакалаврский курс "Биология поведения человека", который преподает замещающая профессора "ИИ-персона" и педагог-медиатор.
По словам Андрея Щербенка, разработкой чат-бота на основе искусственного интеллекта (ИИ) и педагогической "обвязки" курса занимались специалисты Центра образовательных разработок на основе технологий ИИ Тюменского государственного университета при поддержке специалистов из "Сколково".
"Центр предлагает решение из двух частей: персонализированную систему на основе ИИ, которая берет дисциплинарную экспертизу, и медиатора – это живой человек в аудитории, который модерирует процесс взаимодействия студентов с чат-ботом. Задача медиатора крайне нетривиальна: ему нужно использовать педагогические практики, способные адекватно заменить синкретическую фигуру звездного профессора", — объяснил Андрей Щербенок.
В Московской школе управления "Сколково" есть две программы бизнес-бакалавриата, и на обеих есть курс по биологии поведения человека. Задача этого курса — поставить студентам биологический взгляд на человеческое поведение, не пытаясь при этом дать им комплексное биологическое образование, для которого в программе нет времени.
"Мы два года безуспешно пытались найти в России преподавателя, который провел бы курс, похожий на знаменитый курс Роберта Сапольски Human Behavioral Biology в Стэнфорде. На третий год на помощь пришел ИИ. Специалисты Центра образовательных разработок в Тюмени взяли все доступные на YouTube лекции и все книги Сапольски и зашили их в ИИ-модель, которая работает по принципу чат-бота, способного как отвечать на вопросы по теме курса, так и задавать вопросы студентам, продвигая их по проблематике дисциплины. Затем мы привлекли к работе медиатора, которым стала выпускница SAS, имеющая опыт работы с ИИ-персонами. Она не биолог, но специалист в области педагогики. В ходе курса медиатор применяет широкий арсенал педагогических инструментов, оркеструющих комплексное взаимодействие студентов друг с другом и с чат-ботом и заставляющих их не только глубоко погрузиться в актуальную проблематику биологии человеческого поведения, но и научиться применять теоретические модели для анализа конкретных кейсов", — рассказал Андрей Щербенок.
По его словам, такой формат ("ИИ-персона" + медиатор) востребован в том случае, когда у университета есть образовательная задача, но нет преподавателя, способного ее качественно решить. А это очень типичная ситуация для российских программ высшего образования.
"У Центра образовательных разработок на основе технологий ИИ в ТюмГУ есть две задачи. Первая — поставить на поток создание ИИ-персон — за счет использования как российских генеративных моделей, так и зарубежных, например, ChatGPT от OpenAI. Вторая — обеспечить педагогическую составляющую, подготовку педагогов-медиаторов — в нашей концепции образования человек в аудитории все же необходим. Если мы сможем решить эти задачи, то обеспечим для России параллельный импорт любых звездных преподавателей, используя материалы, которые находятся в открытом доступе", — заявил Андрей Щербенок.
По его словам, такой курс может оказаться даже более эффективным, чем курс с "настоящим" профессором: ведь каким бы классным лектором не был Роберт Сапольски, у него, в отличие от "ИИ-персоны", нет возможности индивидуально общаться с каждым студентом.
Ректор Московского городского педагогического университета Игорь Реморенко считает, что развитие ИИ-персон станет трендом в 2024 г., и многие начнут заниматься этим направлением. "Я относился к числу тех, кто полагает, что ответы таких ИИ-персонажей оригинальны, пока не столкнулся со следующим: я создал ИИ-модель себя, загрузив в нее свои работы, и спросил, какой фильм мне было бы интересно посмотреть. Прочитав все мои тексты, чат-бот предложил посмотреть кино, которое построено как хороший учебный план с индивидуальными образовательными модулями", — рассказал Игорь Реморенко.
Проректор НИУ ВШЭ Сергей Рощин подчеркнул важность преподавателя-модератора в образовательном процессе с использованием ИИ для взаимодействия со студентами. Он отметил, что эта новая профессия появилась в ответ на развитие технологий ИИ, однако подготовка квалифицированного специалиста по-прежнему представляет гораздо более сложный и дорогостоящий процесс по сравнению с созданием ИИ-компонента.
По данным исследования образовательного холдинга Skillbox и сервиса маркетинговых исследований Anketolog.ru, абсолютное большинство студентов (93%) хотели бы изучать ИИ в рамках учебного процесса, а более половины опрошенных (61%) уверены, что внедрение ИИ в учебный процесс улучшит их успеваемость, а также качество и доступность образования. При этом 60% настаивают на сохранении личного общения с преподавателями и одногруппниками и видят ИИ лишь в роли помощника преподавателей, который выполняет рутинные задачи (35%).
Согласно результатам исследования, студенты видят будущее, где преподаватели станут наставниками и консультантами, а рутинные задачи перейдут к ИИ; более половины участников опроса (60%) считают важным сохранить личное общение с преподавателями и одногруппниками; 52% отмечают ценность дискуссий и критического мышления на занятиях, а 48% подчеркивают необходимость индивидуальной обратной связи от преподавателей. Исследование проводилось с 20 по 29 августа 2024 г. и охватило примерно 1 тыс. студентов из крупных городов России.