Неудачный первый проект
История храма Христа Спасителя тесно связана с Отечественной войной 1812 года. Здание изначально задумывалось как памятник участникам сражений. Соответствующий обет дал Александр I. 25 декабря 1812 года (в день, когда последние наполеоновские солдаты покинули территорию России) был издан императорский манифест "О возведении церкви во имя Спасителя Христа". Вскоре объявили архитектурный конкурс. Рассмотрев проекты российских и иностранных мастеров, император одобрил идею художника Александра Витберга (имя при рождении — Карл Магнус). Живописец шведского происхождения окончил Императорскую академию художеств и был известен картинами на исторические и мифологические темы.
Первый проект не имел ничего общего с тем, который в итоге реализовали. Предполагалось, что храм будет в несколько раз больше и расположится на Воробьевых горах. В основу здания художник заложил принципы классической архитектуры — простоту форм и геометрически правильные объемы.
Витберг — шведский лютеранин и масон, принявший православие, — наполнил проект религиозными символами. По замыслу художника, храм состоял из трех ярусов и воплощал идею тройственности тела, души и духа человека.
Нижняя часть — Храм тела — имела форму гроба и была задумана в честь Рождества Христа, а также памяти солдат, погибших в войне 1812 года. Этот ярус, согласно эскизу, находился внутри холма и заканчивался катакомбами, в которых планировалось разместить тела солдат. Второй уровень — Храм души — был выполнен в форме креста и связан с Преображением. Барельефы яруса рассказывали о жизни и деяниях Христа и апостолов. Верхняя часть посвящалась Воскресению и задумывалась в форме круга, олицетворявшего бесконечность духа.
Вдоль нижнего яруса шла колоннада, которую венчали два обелиска. Предполагалось, что один из них будет отлит из пушек, отбитых у армии Наполеона в ходе ее изгнания из Российской империи. Второй — из орудий, добытых в походе до Парижа. На стенах колоннады планировалось изобразить знаменательные события Отечественной войны и указать имена всех павших воинов.
Поскольку Витберг был художником, а не архитектором, для старта работ ему пришлось изучить основы зодчества. В течение нескольких лет в проект вносились доработки. В итоге было решено отказаться от пяти куполов в пользу одного центрального и увеличить объем верхней части храма.
Несмотря на художественный талант, организатором Витберг был слабым. Возникли проблемы с доставкой материалов для строительства. Изначально камень и дерево хотели перевозить по Москве-реке, однако этот вариант оказался неудобным из-за низкого уровня воды. А пробы грунта показали, что местность не подходит для размещения большого здания из-за опасности оползней. К тому же специальная комиссия выявила 900 тыс. случаев растрат.
В итоге строительство, начавшееся в 1817 году, было остановлено спустя девять лет, после смерти Александра I в 1826 году. Расследование преступления против казны затянулось почти на 10 лет. Комитет, руководивший работами, отдали под суд. Историки отмечают, что Витберг мог быть не причастен к хищениям, однако его сослали в Вятку (ныне Киров) с конфискацией имущества. Позже художник построил там храм в честь Александра Невского, после чего получил разрешение уехать из города.
Второй проект храма
Следующий император, Николай I, решил продолжить дело брата и завершить возведение собора. Звучали идеи о переносе храма ближе к Кремлю: Воробьевы горы находились далеко от центра города, не подходили для строительства из-за оседающей почвы и были неудобны для доставки строительных материалов. Новые варианты для размещения храма предусматривали снос расположенных на этих территориях зданий. Предлагалось воздвигнуть собор вместо церкви Никиты Мученика на Швивой горке (у слияния рек Москвы и Яузы в районе Котельнической набережной) или Страстного монастыря на Тверской улице. Но в итоге для сооружения храма утвердили место между улицей Волхонкой и Москвой-рекой, которое занимал женский Алексеевский монастырь (ныне улица Волхонка, 15; недалеко от станции метро "Кропоткинская"). Монастырь был переведен в Красное Село (ныне Красносельский район Москвы) недалеко от Сокольнической рощи. А строительство нового храма Николай I лично поручил Константину Тону: императору нравился русско-византийский стиль архитектора. В процессе сооружения также поучаствовало много молодых зодчих, в числе которых Иосиф Каминский, Николай Бенуа и Александр Кракау.
Согласно легенде, игуменья Клавдия, настоятельница Алексеевского монастыря, прокляла место для нового собора. По одной из версий, женщина пророчила, что ни одно здание не простоит там больше полувека (храм взорвали через 48 лет с момента освящения и открытия для посетителей). По другой — что на территории строительства будет "лужа" (впоследствии здесь появился бассейн "Москва"). Однако ни один из вариантов не имеет документального подтверждения.
В 1839 году состоялась торжественная церемония закладки нового храма. В начале работ были найдены два кладбища одно над другим, самые старые могилы относились к XVI–XVII векам. Помимо них обнаружились крестики, образа, восточные монеты IX века.
На возведение и наружную отделку храма ушло почти 20 лет: примерно столько же времени заняли внешние работы при строительстве Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге.
Высота храма Христа Спасителя по проекту Тона составляла 103,5 м. Здание было построено в русско-византийском стиле с пятью луковичными главами, которые подчеркивали сходство с кремлевскими соборами. Малые купола представляли собой восьмигранные башенки. В трех главах размещалось по одному колоколу, а в северо-восточной звоннице — остальные 11.
Фасад здания выглядел одинаково со всех четырех сторон, отличались только сюжеты надписей и скульптур. Каждая стена была облицована лабрадором и мрамором и делилась колоннами на три части. Во фронтонах находились медальоны с изображениями святых, а на углах и над дверьми здания располагались сложные композиции из мраморных фигур. Горельефы олицетворяли единство воинства и церкви, рассказывали о событиях Отечественной войны 1812 года и заступниках веры. На создание 48 наружных скульптур ушло 17 лет.
Скульптуры для фасада храма изначально планировали отливать в бронзе: считалось, что на итальянский мрамор губительно влияет местный климат. Но позже их решили изготовить из белого российского мрамора, который лучше подходил для тонких работ.
Внутреннее убранство
Спустя еще 20 лет были завершены и внутренние работы. Отделка выполнялась уже после смерти Тона. В создании живописного убранства участвовали художники Василий Верещагин, Евграф Сорокин и Василий Суриков.
В основании строение представляло собой равноконечный крест. Собор делился на части четырьмя столбами так, что по сторонам образовывался двухъярусный круговой проход. На стенах получившейся галереи внизу были помещены 117 мраморных досок с царскими указами, манифесты времен войны с Наполеоном и описания битв с перечислением имен погибших и раненых. Коридор предназначался для крестных ходов и отделялся от общего пространства собора бронзовыми решетчатыми дверьми.
Над галереей располагались хоры — балконы, на которых обычно размещаются певчие во время служб. Хоры делились на два придела. Южный был назван в честь святого Николая Чудотворца, а северный — в честь святого Александра Невского. Их украшали росписи, посвященные отцам-основателям Русской православной церкви и святым благоверным русским князьям. В восточной части балконов размещались ризница и церковная библиотека. Таким образом, в нижнем ярусе вокруг основного пространства были сосредоточены воспоминания об Отечественной войне 1812 года, а в верхнем — церковная и отечественная история в лицах.
Основное пространство собора также имело форму креста. Восточную часть занимали алтарь, престол и главный иконостас в виде восьмигранной часовни из мрамора с бронзовым шатром. На четырех ярусах часовни располагались иконы местных святых, покровителей императорской семьи, апостолов и пророков. Храм мог вместить до 10 тыс. человек одновременно.
Храмовый свод опирался на четыре столба, внутри которых были установлены лестницы, ведущие на колокольни. В его росписи была заложена идея о сотворении мира, вечности и всемогуществе Бога. На главном куполе был изображен Господь Саваоф (одно из имен Бога) с Сыном Божием в образе младенца на руках. Работы над рисунком заняли больше пяти лет. Основной сложностью стало сохранение пропорций на выпуклой поверхности. Чтобы спасти живопись от сырости, штукатурку сначала накладывали на металлическую сетку, а уже потом на стену.
В 1881 году храм Христа Спасителя в Москве был достроен. Спустя два года кафедральный собор освятили в дни празднования восшествия Александра III на престол и открыли для посетителей. Весной 1912 года на площади перед зданием установили памятник императору Александру III, который в 1918 году был демонтирован.
Расходы на строительство храма Христа Спасителя составили до 15 млн рублей серебром. Для сравнения: работы над Исаакиевским собором в Санкт-Петербурге обошлись в 23 млн рублей.
Территорию вокруг здания занимал сквер, огороженный бронзовой решеткой. В парке были установлены обелиски из оружия, отнятого у наполеоновской армии, а также бюсты Николая I и деятелей Отечественной войны: Михаила Кутузова, Александра I и Михаила Барклая-де-Толли. Еще при соборе работали две часовни в честь Смоленской и Владимирской Божией Матери.
В соборе проходили мероприятия по случаю коронации императоров, а также торжества с участием царской семьи. В 1917–1918 годах в нем состоялся Поместный собор Русской православной церкви, на котором Тихон (в миру Василий Белавин) был избран московским патриархом.
Взрыв храма
После революции церкви по всей стране начали закрывать и сносить. В 1922 году на I Всесоюзном съезде Советов один из лидеров РКП(б) Сергей Киров предложил воздвигнуть "новый дворец рабочих и трудящихся крестьян" на месте "дворцов банкиров, помещиков и царей". На том же съезде нарком просвещения СССР Анатолий Луначарский высказал идею, что Москве нужен "зримый архитектурный центр". В связи со смертью Владимира Ленина в 1924 году архитектор Виктор Балахин предложил на месте храма Христа Спасителя построить грандиозное здание в честь вождя, Коминтерна и образования СССР.
Однако после окончания Гражданской войны стране не хватало ресурсов на реализацию большого проекта. Дискуссии о месте возведения и внешнем виде сооружения-символа продолжались почти 10 лет. Власти рассматривали несколько возможных мест для строительства — бывшие торговые ряды на Красной площади, Китай-город и Зарядье. Согласно сохранившимся протоколам, на заседании правительства Иосиф Сталин лично распорядился снести храм Христа Спасителя. Решение было связано с тем, что на 1932 год приходилось сразу несколько юбилейных дат: не только 120 лет с начала Отечественной войны и 100 лет со дня опубликования Николаем I манифеста о строительстве собора, но и 15 лет Октябрьской революции и 10 лет с момента создания СССР. Таким образом, было решено уничтожить символ православной купеческой России и создать вместо него памятник новой стране.
В 1931 году был объявлен конкурс на проект Дворца Советов, который выиграл архитектор Борис Иофан. 18 августа того же года храм Христа Спасителя начали разбирать. Демонтировать его целиком в кратчайшие сроки не вышло, поэтому 5 декабря того же года здание взорвали. После первого заряда храм устоял: рухнул только один из столбов, державших купол. Для полного разрушения понадобилось еще несколько подрывов.
Доработка проекта Дворца Советов заняла еще несколько лет. Высота сооружения должна была составлять около 420 м вместе со 100-метровой статуей Ленина, располагавшейся на вершине. Стройка началась в 1937 году, но довести проект до конца помешало начало Великой Отечественной войны. По ее окончании разрабатывали идеи по сооружению памятника меньшего размера, затем было принято решение перенести его из центра Москвы на юго-запад. А на месте храма Христа Спасителя в 1958 году открылся бассейн "Москва".
Работы по возведению Дворца Советов предполагалось завершить к 50-летию Октябрьской революции в 1967 году. Но в 1963 году строительство было отложено, и к проекту больше не возвращались. Камень из старого храма использовали для отделки столичного метро, а на станции "Новокузнецкая" установили скамьи из собора. Мраморной крошкой из осколков фасадов посыпали парковые дорожки. Оригинальные горельефы можно увидеть в Донском монастыре в Москве. А из дощечек с именами героев войны 1812 года выложили ступени в Третьяковской галерее. Сейчас они хранятся в музее кафедрального собора.
Наследие
В конце 1980-х годов возникло общественное движение по восстановлению храма Христа Спасителя. Здание планировалось возвести в виде контура из ажурных металлических конструкций с часовней на месте алтаря. Но частных средств не хватило из-за инфляции, потребовалась помощь государства. Реконструкция собора в первозданном виде была включена в перечень объектов, строительство которых финансировалось Фондом возрождения Москвы.
В 1990 году Священный синод Русской православной церкви благословил возрождение храма. В 1994 году начались восстановительные работы, за основу был взят проект архитекторов Михаила Посохина и Алексея Денисова под руководством Зураба Церетели. Строительство заняло шесть лет, год длилась роспись. В 2000 году прошло торжественное освящение кафедрального собора.
Сейчас храм Христа Спасителя воссоздан максимально близко к историческому облику и открыт для посетителей, однако фасады находятся на реставрации. В соборе хранятся частицы Ризы Иисуса Христа, Ризы Богородицы, глава святого Иоанна Златоуста, мощи митрополита Филарета (в миру Василий Дроздов), иконы Божией Матери — Владимирская и Смоленско-Устюженская. В отличие от оригинального проекта, в нижней части современного здания обустроены музей и зал церковных соборов, в котором проводятся различные мероприятия.