В ГСИ открылась выставка Праски Витти — классика чувашского современного искусства
В Казани в Галерее современного искусства отметил 88-летие один из главных современных чувашских художников Праски Витти. На площадке открылась его выставка "Любовная лирика великих поэтов". Один из залов ГСИ заполнило огромное количество гостей, пришедших поздравить живого классика.
Сын Прасковьи
"Отец поволжского этнофутуризма" Виталий Петров родился аж в 1936 году. В детстве работал в тылу, голодал. После местного художественного училища, повздорив с первым работодателем, уехал в Ленинград учиться в Мухинском училище. После работал иллюстратором в Пермском книжном издательстве и по основной профессии — художником-монументалистом. 14 лет жил в Тольятти, в Чебоксарах с 1986 года. Многие годы преподавал в Чувашском государственном университете. Создал Союз художников Чувашской Республики. Выставки Праски Витти проходили в США, Венгрии, Германии, Японии, Франции, а в последние годы особенно активно — в Турции.
Псевдоним он себе придумал в Венгрии, оказавшись с осколком эмалевой плитки в глазу в больнице. Медсестра спросила имя его матери. Праски. А как пациента зовут? Витти. Там же Праски Витти (оба ударения — на последний слог) освоил технологию горячей эмали, в которой его завораживала случайность результата — все может стать хуже, а может — лучше.
Приезд в Казань этнофутуриста совпал с казанскими дискуссиями о судьбах советского монументализма. Не все публичные работы Петрова — мозаики, витражи, сграффитто в Московской, Самарской областях, Удмуртии, Пермском крае сохранились. К примеру, в Тольятти стоит поискать его панно "Праздник автостроителей", "Книга, несущая свет", "Здравоохранение", фонтан "Символ здравоохранения", роспись "Восхваление книги". В Чебоксарах он создал фонтан в виде земного шара, панно "Застигнутая светом", витраж "Государственный герб ЧР" Дома правительства.
От Руми до Хариса
Значительную часть времени художник проводит в деревне, а приезжая в город, творит. "Любовная лирика великих поэтов" — это его новая серия из более 90 листов графики. Стихи — разные: персидские, чувашские, греческие, русские, мордовские, удмуртские, татарские. То есть были здесь Джалалетдин Руми, Ахмед Ясави, Николай Гумилев, Рабиндранат Тагор, Василий Каменский, Лидия Нянькина. Все работы от 2020—2022 годов. За татар отвечал Ренат Харис: "Когда ты есть — без надобности солнце. Когда ты есть — Земля мне не нужна. Когда ты есть, то для чего мне небо. Когда ты есть — звезда мне не важна".
— Меня спрашивали: правильно ли передал художник, соответствует ли он вашим смыслам, — рассуждает поэт. — Если бы картина соответствовала, то было бы неинтересно. А когда художник видит в твоем произведении нечто свое, что тебе, автору, неизвестно, — вот это искусство.
Также в Казань привезли некоторые образцы эмалей, в частности, посвященные эпосу "Нарспи", которые сделали Праски Витти известным на всю Чувашию: это было видно и по публике, которая пришла на открытие, значительная часть — молодые чуваши.
Виталий Петрович — представитель осмысленной культуры
Сейчас у Праски Витти в Чебоксарах в Центре "Микрохирургия глаза" имени Святослава Федорова заканчивается выставка, посвященная чувашскому женскому костюму. А до этого в Центре современного искусства проходила выставка "Савна Шупашкар" с платками "Чувашская песня", выпущенными в 2024 году на Павловопосадской платочной мануфактуре. И буквально на прошлой неделе в Казани проходил этномаркет, где принты на основе его работ представляли внук Кирилл и его супруга Евгения. Они же приложили немало усилий, чтобы эта выставка состоялась (Министерство культуры Чувашии не позаботилось о транспорте для доставки работ).
На открытии выставки буквально яблоку негде было упасть, причем в череде гостей оказался и генеральный консул Турции Йылмаз Угур. Список желающих поздравить был настолько велик, что объявили свободный микрофон.
— Мы неоднократно показывали его живописные работы, — отметила Розалия Нургалеева, — но в этот раз великолепная выставка его графического и эмальерного искусства превзошла все наши ожидания.
— Гений — мы его называем только так. Только Владимир Геннадьевич отмечает, что государственные институции не поспевают отработать величие автора, так что хорошо, что есть родственники.
Сам же Петров внезапно взял слово, указав, что Махмут Вагапов, руководитель Творческой мастерской живописи Российской академии художеств, — один из ведущих художников Татарстана, который сейчас выходит на международную арену.
— Вчера слушал YouTube, — сказал слегка опешивший Вагапов. — Там была заезженная фраза, что искусство спасет мир. Сейчас мы видим, как погибают шедевры. Но там же прозвучало дополнение — осмысленная культура спасет мир! Виталий Петрович — представитель этой культуры. Он носитель традиций чувашского народа. И мы убедились, что это — мировое искусство.
Выставка продлится до 3 ноября 2024 года.