Не ошибусь, если скажу, что Юрий Сивачев — первый художник, которого мобилизовали в зону СВО. Так получилось. Незадолго до начала спецоперации он переехал из Москвы в Ростов-на-Дону, устроился преподавателем в художественном училище имени Грекова. Туда и пришла повестка осенью 2022 года. Говорит, прятаться не думал, уже утром стоял у военкомата. А дальше — учебный полигон, первые боевые задания… Но тут судьба решила добавить в жизнь младшего сержанта Сивачева еще больше ярких красок — и его зачислили в сформированную Первую фронтовую творческую бригаду, куда потребовался художник. С тех пор он создает образы героев спецоперации. Об этом мы и поговорили с мастером: о месте и роли художника в общем строю.
Вы пишете портреты бойцов на фронте. Зачем, если есть фото и видео — нажал на кнопку, и любой портрет легко разлетается по всему миру?
Юрий Сивачев: Давайте я вам просто расскажу историю, и вы все поймете о роли художника на войне. Однажды я встретил добровольца, по-моему, он с Кубани, на вид обычный дедушка, с мудростью в глазах, с сединой, светлый-светлый. Оказалось, что ему шестьдесят лет. Я говорю — ты что здесь делаешь? И он объяснил: внука мобилизовали — пошел следом за ним, а их распределили в разные полки. Я, говорит, воевать, конечно, не могу, но хоть дров наколоть, щи сварить, постирать — это тоже большая и нужная работа.
Каждого бойца он встречает как своего внука. Я сел и написал портрет этого дедушки. Так и назвал потрет — "Доброволец". И теперь все, кто видят его, плачут. Потому что это образ абсолютной любви человеческой, соприкоснувшись с которой, зритель становится другим. Это невозможно запечатлеть даже самым мощным фотоаппаратом. Это только человек может сердцем уловить.
Фотоаппарат всегда холодный и равнодушный, а фронтовой художник переживает вместе с бойцом еще раз все, что тот видел своими глазами. Бойца после боя или перед боем — увидит и поймет только фронтовой художник.
В отличие от фотоаппарата, у вас есть еще преимущество — вы умеете рассказывать истории. Увидев вашу картину "На Запад", я подумал, что на ней изображен Урал, но мой приятель поправил: да нет же, это Калуга. В чем фокус?
Юрий Сивачев: Перемещение колонны пушек — обычное дело на фронте, но ведь зачем-то художнику дается воображение. Сначала родилось название. Куда они едут? "На Запад", куда же еще. Потом добавил немного пейзажа, похожего на Курский, потом дорисовал еще немного степей, как под Ростовом, затем что-то калужское. И получился собирательный образ страны, через которую едут, едут наши пушки. Каждый эту историю уже сам додумывает, исходя из собственного фронтового или тылового опыта — вспоминает ощущения от встреч с такими запыленными машинами, что сквозь грязь и холод пробираются за ходом солнца… Война не требует от художника сложных метафор. Чем проще — тем глубже.
Ваш "Молебен штурмовиков" — одна из самых известных картин, рожденных на фронтах СВО. Боевая повседневная хроника для вас — уже несет в себе что-то былинное, житийное?
Юрий Сивачев: У картины есть своя предыстория. В одном репортаже я услышал, будто те, кого Сивачев написал, — остаются живыми. Есть у меня портрет парня-штурмовика: дважды был ранен так, что казалось — не выживет, но он живой. Другой герой моей картины, тоже штурмовик, прислал мне видео: попал под дрон, каска в дребезги, голова в шрамах, зато смеется — вовремя, мол, написал мой портрет, я живой!
В "Молебне штурмовиков" мне хотелось найти собирательный образ всех русских воинов. Это моя молитва за то, чтобы все они остались живы. На создание картины получил благословение у одного из фронтовых батюшек.
А сюжет полотна я подсмотрел во время одной из наших поездок к штурмовикам. Там я увидел, как батюшки благословляют перед боем. Ранее-ранее утро, рыхлый снег, замерзшие сосны, и посреди всего этого на коленях все штурмовики и все священники. Такое состояние, настроение не увидишь на фото. Такое не придумаешь.
Когда пишешь героя, отсекаешь лишнее, все, что отвлекает. Настоящему художнику важна только чистота образа, души.
Судя по выставкам, что прошли в зоне СВО, вы на фронте уже написали десятки работ. Откуда столько холстов на передовой — таскаете с собой?
Юрий Сивачев: С материалами было туго. Те, что привез с собой — грунтованный картон — быстро закончились. Как-то, уже отчаявшись найти, на чем писать этюд, попал в строительный магазин прифронтового городка в Херсонской области. Смотрю: кафельная плитка стоит на оргалите, а я в студенчестве, когда денег на холсты не хватало, покупал его и проклеивал клеем ПВА вместо грунта. Говорю продавцу — продайте оргалит, а плитку мы сами переставим. Не сразу, но согласились. Праздник был: целых 20 картонок для этюдов.
Художнику на войне никогда не легко — но вряд ли может быть иначе. Василий Поленов на Балканском фронте был официальным живописцем в ставке цесаревича Александра. Судя по его письмам, там был настоящий ад, но он ни в одной строке не пожаловался. А художники Первой мировой, а Великой Отечественной?
Вы продолжаете служить по контракту, но помимо фронта работаете еще и в Петербурге, где нет проблем с холстами и вообще спокойнее… Что за картины вы пишете здесь?
Юрий Сивачев: В основном то, что не напишешь на фронте. То, что требует больших помещений, батальные сцены, например, крупноформатные картины, где прорисовываются десятки портретов героев. Только что, в декабре, закончил картину, на которой более 70 портретов. Это артисты из Ансамбля песни и пляски Ленинградского военного округа (я служу в этом ансамбле), которые выезжают в зону СВО и дают концерты для бойцов.
Здесь же продолжаю писать портреты, планирую выставки. Их много. Недавно отрылась моя персональная экспозиция в Петербургском университете МЧС имени генерала армии Зиничева, до этого в Папской галерее Академии Штиглица. Академия во главе с доцентом кафедры рисунка Олегом Николаевичем Юдиным ведут проект "Образ героя", где студентам позируют участники СВО. Я был первым натурщиком этого проекта. На открытии очередной выставки мне подарили мой портрет, выполненный углем.
Сегодня по стране немало выставок о героях спецоперации. Во-первых, самое время для художественного осмысления СВО, а во-вторых, пока ведь кинематографисты и писатели не спешат с ответами на запросы общества. Что с человеком происходит на войне? Как спецоперация изменила нас и как еще поменяет? Художники на эти вопросы отвечают.
Какой должна быть картина, которая бы смогла передать обобщенный и точный образ СВО?
Юрий Сивачев: Сложно отразить в одном образе всю суть СВО — освобождение от фашизма родных людей и земель. Это точно должна быть серия картин, где опыт СВО был бы передан через лица. Весь вопрос — какие лица?
Кто-то советует: покажите бойцов в крови, в ярости. Так представляют себе воинов далекие от фронта люди. Но на лицах моих героев нет выражения гнева, они живые, светлые, иногда измученные, прошедшие через страдания, но просветленные. Герой не может быть злым, он из зла должен сотворить добро — больше не из чего…
В Калининградском областном историко-художественном музее находится серия моих работ: портреты, зарисовки и этюды. Глядя на эту серию, спустя десятки лет другие поколения смогут понять об СВО — вот такая была техника, такие окопы, такие люди… И это еще не вся история СВО, ее еще ждет победный финал!
Думали об образе Победы?
Юрий Сивачев: Думал. Из всех идей, которые приходят, нравится одна: наши бойцы водружают флаг России на крышу дома культуры. Я видел, как это происходит в освобожденных селах и городах. Как говорил вашей газете еще один участник Первой фронтовой творческой бригады, скрипач Андрей Решетин, русская армия идет по своим землям не только с оружием, но и с нашей российской культурой. Думая об образе Победы, нельзя об этом забывать…
А в наступающем году, надеюсь, я такую картину напишу.
Справка РГ
Юрий Сивачев, родился в Калуге. Выпускник Федоскинского художественно промышленного училища миниатюрной живописи и Московского государственного областного университета имени Крупской, преподаватель МГХПА им. Строганова (курс портретной живописи) и Ростовского художественного училища им. Грекова. На его счету ряд российских и международных выставок. Член-корреспондент Российской академии художеств (РАХ), наградившей его медалью "Достойному" за серию портретов героев-воинов СВО "Херсон. Рисунки из окопов".