Открытия Литературного музея Максима Горького нижегородцы с нетерпением ждут уже пять лет. С 2020 года он закрыт на реставрацию, завершить которую планировали в течение 13 месяцев, но в силу ряда причин процесс затянулся. Что сейчас происходит в здании, какие работы уже выполнены и что еще предстоит сделать, выясняла корреспондент ИА «В городе N».
Напомним, с 1934 году музей работает на улице Минина, 26. Здание, которое он занимает, известно, как дом представительницы одной из самых знаменитых купеческих династий Нижнего Новгорода Варвары Бурмистровой. Возвели его в 1880-е годы. Дом является памятником градостроительства и архитектуры, поэтому работы необходимо было вести максимально аккуратно, чтобы сохранить исторический особняк и аутентичные элементы декора.
Завершить реставрацию музея изначально предполагалось к 800-летию Нижнего Новгорода, то есть, в 2021 году. Однако подрядчик не выполнил своих обязательств. Кроме того, летом 2020 года в здании произошел пожар. Больше всего пострадал каминный зал.
Впоследствии контракт с недобросовестным подрядчиком ООО «АВК Групп» был расторгнут. В настоящее время реставрацию выполняет уже другая компания — «Гемера».
Сейчас в здании кипит работа. Часть элементов восстанавливают на месте, остальные — в мастерских. В настоящее время специалисты трудятся над реставрацией лепнины и старинных дубовых дверей. Аварийно-восстановительные работы и большинство черновых уже завершены. Экспонаты — а это более 105 тысяч единиц — перенесены в современное фондохранилище, где соблюден необходимый для музейных предметов режим.
Самым сложным для нас было то, что памятник все время удивляет своими конструктивами и художественными особенностями. Наиболее трудоемкая работа — самая незаметная. Это колоссальный объем, связанный с конструктивом. Здание стоит на каменном цоколе, у него вентилируемый фасад, сделанный из цемента, деревянные перекрытия и бревенчатая кровля. Это редкое явление для конца XIX века, — рассказал специалист по обследованиям и реставрационным технологиям Дмитрий Львов.
По его словам, во время пожара прогорели стены, просела крыша, а поскольку при борьбе с огнем здание залили водой, сырость способствовала появлению токсичной черной плесени. Перед реставраторами стояла нелегкая задача: восстановить деревянные конструкции так, чтобы не разрушить фасад, и они с ней успешно справились. Элементы, которые возможно было демонтировать, сушили в специальных камерах и обрабатывали от плесени специальным составом.
Нам удалось сохранить подлинные балки, перекрытия, накаты и бревна. Было тяжело, но мы взяли за основу опыт, разработанный реставраторами для архитектурного ансамбля на острове Кижи. Впоследствии данная технология применялась и на многих объектах в Санкт-Петербурге. Мы использовали тот же подход: адаптировали аутентичное дерево и другие старые элементы, которые находили в разных местах, где только можно, — пояснил Дмитрий Львов.
Еще одной сложной задачей, по его словам, стало восстановление лепнины. Дмитрий Львов отметил, что Белый зал музея находился в плачевном состоянии.
Нам пришлось буквально собирать детали из кусочков, как паззл. Сейчас результат налицо, — сказал он.
Кроме того, реставраторы пошли еще дальше и восстановили лепнину в будуаре дома Бурмистровой. Декор там сохранился только на потолке, а украшения стен были утрачены еще в советское время. Специалисты воссоздали их по сохранившимся фотографиям.
Мы сверялись с информацией, масштабировали элементы. Лепные модели сначала делались из пластилина, потом мы всем коллективом смотрели, насколько они соответствуют тем, что запечатлены на старых снимках. А уже с них затем отливались изделия, — объяснил Львов.
Также реставраторы воссоздали подлинные дубовые двери по старым технологиям. Как рассказал Дмитрий Львов, с одной стороны они сделаны под воск и лак, а с другой — под французский лак.
Сами двери состоят из разных технологических конструкций, и это тоже осложняло реставрацию. Здесь и латунная фурнитура, и дуб, и лак. В этом их уникальность, — подчеркнул Дмитрий Львов.
Как отметил мэр Нижнего Новгорода Юрий Шалабаев, проинспектировавший ход работ 29 января, реставрация идет в графике. Она должна завершиться в конце 2025 года.
Восстановительные работы выполнены на 100%, реставрация лепнины — на 90%, стен — на 80%. Однако торопиться здесь не нужно, чтобы не навредить зданию, — констатировал Шалабаев.
В ближайшее время специалисты приступят к реставрации паркета, а затем — к отделочным и позолотным работам. Львов заверил, что подрядчик уложится в отведенные сроки.
Кроме того, как только позволит погода, будет продолжена реставрация фасада, хотя значительная часть работ там уже выполнена. Также запланировано благоустройство музейного двора, где раньше был сад Бурмистровой. Там будут проводиться различные мероприятия.
Появятся в музее и новые пространства. После реставрации предполагается задействовать цокольный этаж. Там сохранилась тяжелая сейфовая дверь, за которой раньше хозяева дома хранили ценные бумаги и украшения. Она была изготовлена компанией Франца Сан-Галли — известного мастера, владельца чугунно-литейного завода в Санкт-Петербурге.
Мы работаем над историей этого дома вместе с реставраторами, предоставляем им необходимые материалы и фотографии. На цокольном этаже видно, как устроено это здание, какова была его хозяйственная деятельность. У дома много загадок и легенд, и обо всем мы будем рассказывать посетителям на экскурсиях, — заявила заведующая Литературным музеем Елена Агафонова.
Также, по ее словам, в одном из помещений планируется открыть литературно-музыкальную гостиную, а в парадных залах, возможно, будут проходить сменные выставки. Предполагается задействовать и пространства подвалов.
Свою концепцию музей не поменяет, он останется литературным. Сам дом — это не фон экспозиции, а ее часть. Мы будем рассказывать о культурной жизни Нижнего Новгорода, писателях и поэтах. Временные выставки тактично впишутся в интерьеры парадных залов. А постоянная экспозиция будет посвящена Горькому и другим русским писателям, — сказала Агафонова.
Когда музей сможет принять первых посетителей, Юрий Шалабаев ответить затруднился.
Не исключено, что организованные группы сюда можно будет водить до официального открытия, когда работы будут завершаться, — сказал он.
Ранее сообщалось, что летом 2025 года в Нижегородском кремле откроется филиал Русского музея.