В Москве завершился третий фестиваль искусств "Горький +". Четыре дня подряд, с 8 по 11 августа, гостей ждали сразу на нескольких площадках: традиционно в парке Горького, а еще впервые — на легендарной киностудии имени Горького и в Московском театре юного зрителя.
Этот проект, как отмечает его арт-директор, народный артист Евгений Миронов, посвящен популяризации творчества одного из самых ярких классиков ХХ века, а потому программа строится на событиях самых разных жанров, посвященных писателю и его произведениям.
Афишу составили более 70 концертов, выставок, творческих лабораторий, даже балетных спектаклей и цирковых шоу! Но особое внимание — драматическому театру, который сегодня как никогда пристально вглядывается в тексты Горького.
Выглядит хозяйка дома как современная бизнес-леди: статус налицо, но от душевной боли не спасает
"Взявшись за этот проект, мы одними из первых после долгого затишья обратились к творчеству Максима Горького, — сказал перед началом фестиваля Евгений Миронов. — Само время вывело его на первый план как писателя, как человека и философа, оказавшегося на переломе эпох. И сегодня, посмотрите, Горький — один из авторов, которых чаще всего ставят в театрах по всей стране! Приятно, что мы в некотором смысле были начинателями этого процесса". В подтверждение этих слов "Горький +" привез в Москву на гастроли сразу несколько новых постановок по пьесам классика, что важно — все они созданы молодыми режиссерами, чьи имена уже на слуху.
И это еще раз подтверждает: Горький нужен и актуален, ему есть что сказать современному читателю и зрителю. Интересно, кстати, что все показанные спектакли так или иначе про семью и непростые отношения между самыми близкими людьми. Случайно так совпало в Год семьи? Нет же: "пролетарский писатель" — только клише, а темы, поднимаемые им, легко и совсем непреднамеренно рифмуются с современностью.
Открыл театральную программу петербургский Театр юного зрителя имени А.А. Брянцева со своей версией "Мещан" в постановке Елизаветы Бондарь. Национальный молодежный театр Республики Башкортостан имени Мустая Карима из Уфы привез спектакль "Отец" Дениса Хусниярова. "Дачников" на фестивале показал новосибирский "Старый дом" в режиссуре Никиты Кобелева.
А закрывала фестиваль "Васса Железнова" от Краснодарского театра драмы им. Горького в постановке главного режиссера Арсения Фогелева. Главный акцент и самого текста, и постановки — Васса Железнова здесь не столько богатая судовладелица, пытающаяся сохранить семейное дело и прибыльную империю, а родительница, переживающая за детей и собственное гнездо. Это не история сильной женщины "вопреки" обстоятельствам. Это история о матери, которая любит своих детей пусть странной, но крепкой любовью, о женщине, которая не знает, как жить правильно, но делает все, чтобы сохранить шаткое семейное благополучие", — уверен режиссер Фогелев.
В центре пространства спектакля абсолютно белая зала-гостиная, где семья собирается вместе — за разговорами, за обеденным столом. Стульчики маленькие, качается из стороны в сторону детская лошадка (вы же помните, что Васса — в первую очередь мать?). А по бокам от этой идиллии две темные каморки, где герои говорят то, что думают, где витают слухи, домыслы, секреты.
На самом деле здесь все друг от друга устали, каждый хочет жить свою отдельную жизнь. Для Вассы эта ненависть между самыми родными людьми страшнее разорения. Выглядит хозяйка дома, к слову, совсем как сегодняшние бизнес-леди: она гораздо моложе своих лет, в брючном костюме, белой рубашке, при украшениях. Статус налицо, но, как известно, от душевной боли он не спасает.
При всех находках спектакль, возможно, не успел вписаться в непривычную площадку (в Краснодаре "Вассу Железнову" играют на камерной сцене, а в ТЮЗе пришлось осваивать основную). А может, не успел как следует "устояться": премьера состоялась буквально пару месяцев назад — и сразу приглашение на "Горький+"…
Возможно, кто-нибудь из кинозрителей-гурманов вспомнит древнюю картину с Верой Пашенной в роли Вассы Железновой. Наверняка, многие зрители помнят Инну Чурикову в фильме Глеба Панфилова "Васса", вышедшем на экраны в 1980-х.
Премьера краснодарского театра горьковской пьесы дает возможность оценить и новую трогательную версию трагической героини в исполнении Веры Великановой…