Рассмотрели каждый кадр работ Бориса Назаренко, который вернулся в родной город с выставкой своих фотографий, пойманных в объектив по всей России. В Омске открылась выставка, которую автор работ и кураторы музея "Искусство Омска" ждали около пяти лет. Столь долгое ожидание было обусловлено различными факторами, в том числе и пандемией, и невозможностью состыковать время. Однако за это время куратору выставки удалось отобрать 101 из 800 снимков фотохудожника Бориса Назаренко. Несколько дней назад он приехал в Омск, чтобы вечером в среду представить свои работы под общим названием "Человек наблюдающий" (6+). На торжественном открытии организаторы заметили, что не отступили от своего правила и по-прежнему представляют в музее творчество омских деятелей искусства. Дело в том, что Борис Назаренко родился и до 21 года жил в нашем городе, а в Москву переехал вместе с родителями в 1971 году, когда отца перевели в столицу по работе. Кстати, интерес к фотографии ему привили именно они. Свои первые кадры он снимал ещё в начальной школе на мамин фотоаппарат "Любитель". После отъезда из родного города в жизни Бориса Назаренко происходило много интересного, не связанного с фотографией, но любовь к этому виду искусства не проходила. Периодически он брал в руки камеру и снимал пейзажи, но в 2005-м открыл для себя уличную спонтанную фотографию. С тех пор он ловит моменты жизни на городских улицах России и других стран. В его работах отражены люди в моменте — в Ставрополе, Пятигорске, Москве, Одессе, Самаре, Кисловодске, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Омске (последний раз фотохудожник был здесь в 2018 году), Риге, Праге, Брюсселе, Берлине, Амстердаме, Барселоне, Риме, Флоренции, на Кипре, и это далеко не полный список мест, где поймал в объектив сюжеты настоящей жизни Борис Назаренко. В Омске представлены работы, сделанные в Адлере, Гаграх, Киржаче, Нижнем Новгороде, Торопце и большая часть в Москве. Омск на этой вставке не представлен, но кадры с его улиц сейчас могут лицезреть посетители других музеев нашей страны. — Понятно, какие-то вещи мы не могли брать, потому что они уже находятся в коллекциях других музеев, в том числе в федеральных коллекциях. И старались выбирать интересные, понятные сюжеты. На самом деле у Бориса достаточно большой объём творчества, и можно брать и печатать, показывать любой снимок, — отметила в беседе с "Омск Здесь" заместитель директора Городского музея "Искусство Омска" по научной и выставочной работе, куратор выставки Анастасия Гараева. — Понятно, что, наверное, первое чувство, которое любой зритель испытывает, и я в том числе, это такой момент узнавания. Потому что, с одной стороны, здесь есть такой нюанс, что он много снимает и в России, и за рубежом. Я думаю, что европейцы, увидев его фотографии, тоже скажут, что это точно про нас. Конечно, есть и национальные относительно страны или города моменты, которые узнаются людьми, и они понимают, что это нечто, что их обобщает. Но понятно, что Борис не ставит себе целью показать именно это. Скорее, это мы считываем, узнаём и вычленяем благодаря его фотографии, что "ой, а вот это очень омское", допустим. Он всё-таки копает ещё глубже, как раз в ту зону, которая объединяет людей по всему миру. В принципе мы, как жители городов, всегда находимся в позиции наблюдающего и находимся под наблюдением других. Смотря на фото, отобранные для выставки в Омске, замечаешь, что у жителей крупных городов больше динамики в действиях, они спешат, практически не замечая происходящего вокруг. Герои из небольших городов живут своей размеренной уютной жизнью, где каждый готов сказать "Привет", проходящему мимо человеку, готов остановиться, присесть и подумать о проходящем дне. В каждой из этих фотографий мы можем узнать себя, свой двор или улицу, увидеть в проходящих своих соседей. От этих работ внутри смотрящего появляется что-то тёплое, нежное и щемящее. Мы привыкли видеть фотографии в цвете, но тут представлены чёрно-белые работы. Да и в целом автор предпочитает творить в монохроме. — У меня есть цветные работы, но здесь ч/б. Объяснение простое: я уличный фотограф, а улицы сейчас очень пёстрые. Это много лет назад цвета на улице были умеренными, гармоничными, а сейчас много рекламы, постеров. Автомобили и одежда разного цвета. Негармоничные цвета всегда попадают в кадр и разрушают композицию. А чёрно-белое концентрирует внимание, убирает отвлекающие моменты. Только из-за этого работаю в ч/б. У меня есть цветные кадры, но только те, где есть цветовая гармония и она не мешает восприятию, — пояснил нам Борис Назаренко. Фотохудожник подчеркнул, что "Искусство Омска" — шикарный музей и его выставка прекрасно оформлена. — Я много что видел в мире — разные экспозиции, разные авторитетные галереи, — но здесь меня это удивило. Это превзошло все мои мечтания, это я искренне говорю. Само помещение и пространство, и то, как это развешано, и то, как это, так сказать, оформлено, выстроено. Очень всё здорово. То есть я очень рад, что в Омске это случилось. И это самая большая моя выставка — 101 работа. Ещё 80 работ выставлены в московском музее, но это меньше, чем здесь, — подчеркнул Борис Назаренко. За несколько дней в Омске он успел погулять по Нефтяникам, где когда-то жил. Отметил, что там практически ничего не изменилось, и это, возможно, даже к лучшему. Погулял по центру города, который, по его словам, похож на европейские улицы. Естественно, сделал много снимков, но их будет отсматривать уже в Москве. — Здесь у меня в Омске такой кураж, вдохновение — Омск располагает. Поэтому я всё-таки надеюсь, что отсюда будут удачные снимки. Этот город мне родной, здесь для меня всё узнаваемо. Естественно, я буду тут ещё бывать. У меня даже было желание переехать сюда обратно, но это, конечно, уже невозможно — и возраст, и другие обстоятельства не позволяют это сделать. Но желание есть, и буду с этим желанием жить дальше, — подчеркнул Борис Назаренко. Пока вы выбираете время, чтобы сходить на выставку лично, посмотрите на неё глазами нашего фотографа. О том, как в жизнь Бориса Назаренко пришла фотография, какие работы никогда не увидит массовый зритель, чем он занимался, кроме фотосъёмок, читайте в нашем интервью с фотохудожником в ближайшее время. Фото: Илья Петров