Есть ли в театре место хип-хопу и может ли Раскольников стать молодым исполнителем — обсудили с "Рэп-театром" (из Москвы). Раскольников делает кувырки, а Порфирий Петрович ведёт допрос под бит. Не верите, что текст Достоевского создан для речитатива? А столичный "Рэп-театр" считает иначе. 15 и 16 ноября в Доме актёра московские артисты покажут спектакль "Преступление и наказание" (16+) в рамках II Международного театрального фестиваля "Достоевский. Омск". Кстати, все остальные спектакли фестиваля пройдут на сцене "Галёрки". Сегодня, 15 ноября, в премьерный день, в Международном мультимедиацентре "Евразия сегодня" прошла пресс-конференция, на которой актёры рассказали, как хип-хоп-исполнитель может стать театралом, что самое сложное в рэпе и почему Достоевский в наше время мог стать частью хулиганского жанра. Как говорит директор Омского Дома актёра Наталья Швирст, "Рэп-театр" — это отдельное явление в сценическом мире. Появился он в 2022 году и сразу заявил о себе спектаклем "Преступление и наказание". Наталья считает, что из-за своего неординарного подхода труппа экспериментаторов и полюбилась публике. Особенно сложно сейчас угодить молодому поколению, которое уже не прельщается классическим театром, а ему в свою очередь необходимо удерживать внимание аудитории. — Все театры озадачены тем, как привлечь молодую публику. В театры ведь ходит уже более сознательная, личностно состоявшаяся часть населения. А очень хочется говорить со сцены с молодёжью, но для этого нужно использовать соответствующий язык. И "Рэп-театр" как раз и стали тем, что интересно молодёжи, и в этом их ценность. Хочется же пообщаться с молодыми душами о важном, о личном. Лично меня очень удивило, как музыкант такого жанра может заняться театром. Это же абсолютно разные вселенные, — рассказывает Наталья Швирст. Наталья Швирст Основатель московского независимого "Рэп-театра" и по совместительству исполнитель роли следователя Порфирия Петровича Re-Pac (Лев Киселёв) рассказывает, что изначально проект не задумывался как театр в классическом его понимании: никто не планировал набирать труппу, разъезжать с гастролями и шить костюмы. Хотелось создать "что-то для молодёжи, 40-минутное с рэпом". Но в конечном итоге проект расширил свои горизонты: для спектаклей "Преступление и наказание" и "Идиот" в труппу набрали профессиональных актёров. Лев отмечает, что писать для постановок в разы интереснее, чем строчить тексты на заказ. Театр для исполнителя — абсолютно другой мир искусства, который в симбиозе с хип-хопом даёт музыканту больше, чем любой музыкальный баттл. — С этим языком интересно работать, и в романе есть большие пласты текста, из которых ты можешь сделать песню. Достоевскому же за объём текста платили, поэтому материала для переработки огромное количество. Может быть, если бы Достоевскому платили не за объём, а за суть, то он бы тоже просто рэп написал, — рассказал Лев Киселёв. Лев Киселёв Изначально задумывалось, что Лев будет играть роль рассказчика, но он единственный из команды театра, кто по возрасту подходил на роль хитрого следователя. Так труппа пополнилась единственным непрофессиональным актёром. Лев рассказывает: роль очень нравится в первую очередь отсутствием танцев. — Раскольников появляется первый раз на сцене, делая кувырок через стол и падая вниз. Я бы мог такое сыграть только один раз и больше не встать , — смеётся Лев Киселёв. Исполнитель кувырка и роли Родиона Раскольникова — актёр Илья Додылин. При подготовке к спектаклю он целых три раза прочитал роман. Актёр рассказывает, что его персонаж мало взаимодействует с людьми вокруг него. В основном это они пытаются выводить его на эмоции, пока Родион живёт в своём вакууме и мучается от своей жестокой идеи. — Я сравнил жизнь Раскольникова с путём молодого рэпера, который пытается пробиться в музыкальной индустрии. Он пишет треки и хочет стать частью "высшего света". Вот где-то на стыке человека, который думает о высоком, и человека, который жаждет успеха, и создавался мой Раскольников, — поделился Илья Додылин. Илья Додылин Роль Пульхерии Раскольниковой, матери Родиона, исполняет Карина Мостовая. Девушка признаётся, что поначалу к затее переложить великий текст Достоевского в речитатив отнеслась скептически, но когда на кастинге услышала написанный Львом материал, поняла: а вот это уже интересно. — Недавно пересматривала своё видео на кастинг и подумала: обалдеть! Я вообще сейчас по-другому всё делаю. На кастинг я просто читала текст на бит, не изображая из себя музыканта. Я была актрисой, которой просто интересен материал. А потом уже стала появляться органика хип-хопа, она стала произрастать изнутри, — рассказала Карина. Карина Мостовая Артистка также вспомнила, что после первого отыгранного спектакля она вдруг осознала, кого играет, — мать Родиона. И попросила у Ильи Додылина его детские фотографии, чтобы проникнуться чувством материнской любви. По её словам, самое сложное в работе с таким жанром — это поймать чувство внутренней свободы и дерзнуть быть собой. Ведь, как считает актриса, рэп — это честность с самим собой, это отсутствие страха быть таким, какой ты есть. Илья Додылин дополнил: у каждого музыканта должен быть свой флоу (стиль читки, — при. ред.), и научиться ему и найти подходящий тебе, отражающий то, что ты хочешь донести в треке, — трудная задача, особенно для начинающего. С этой постановкой "Рэп-театр" побывал уже в нескольких российских городах: в его коллекции Архангельск, Новосибирск, Калуга, Иркутск, а теперь ещё и Омск. Участие независимого театра в разных фестивалях по всей стране — это не только способ заработка, а соревнование, говорит Лев Киселёв. На любой фестиваль его детище отправляется с одной главной целью — победить. — Я когда-то выиграл крупный баттл, и после этой победы я совсем не знал, чем мне заняться. В театральном мире много соревнований. И меня это вдохновляет, мне всегда хочется победить. А здесь я ещё и не один — с целой командой. На какой бы фестиваль мы не приехали, делаем всё, чтобы победить, — рассказал Лев. Главное фото создано с помощью Midjourney