Транспорт у нас сейчас это лидер по объёму выбросов загрязняющих веществ. Это характерно для всех крупных городов, там всегда транспорт является основным источником загрязнения. И Москва добилась серьёзных результатов по снижению воздействия транспорта на качество окружающей среды. М.АЛЕКСАНДРОВА: 13 часов 6 минут в Москве. Всем доброго дня. В студии Анна Соловьёва. А.СОЛОВЬЁВА: Марина Александрова. М.АЛЕКСАНДРОВА: С вами программа «Выход в город». Выпуск подготовлен совместно с программой мэра Москвы «Мой район», программой, цель которой сделать комфортной и благоустроенной жизнь во всех районах нашего огромного города и для всех горожан. Сегодня мы будем с вами говорить об экологии столицы, о том, как поддерживается чистота воздуха, как ухаживают и оберегают зелёные насаждения, парки, озёра и пруды. Охраной природы и экологическим контролем в Москве занимается специальный департамент. Это департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы. Сегодня у нас в гостях Елена Лезина, она заместитель руководителя Мосэкомониторинга, и Юлия Скивская, начальник управления государственного экологического контроля департамента природопользования. Здравствуйте. А.СОЛОВЬЁВА: Добрый день. Такая подробная подводка. Я напомню наши координаты. СМС-портал +7-925-8888-94-8, Telegram для сообщений govoritmsk_bot и наш Telegram-канал со всеми последними новостями radiogovoritmsk. Давайте начнём. Чем занимается экологический контроль департамента природопользования и охраны окружающей среды в нашем городе? Ю.СКИВСКАЯ: Если совсем коротко, то занимается контролем над всеми компонентами окружающей среды, которые делают жизнь в Москве такой комфортной и хорошей, несмотря на то, что Москва самый крупный мегаполис. Контроль за выбросами, за сбросами загрязняющих веществ, сохранение биоразнообразия на парковых территориях города, пресечение несанкционированных навалов. Это перечень можно перечислять и перечислять. Это всё полномочия нашего департамента и инспекторского состава. Но задача инспектора, в первую очередь, разъяснять жителям города, хозяйствующим субъектам о соблюдении требований законодательства. Если они не соблюдаются, то мы принимаем меры реагирования, привлекаем к ответственности. М.АЛЕКСАНДРОВА: А как часто сотрудники выезжают на проверки? Они выезжают только по обращениям жителей или есть какой-то запланированный график посещения? Как вообще вы оцениваете экологическую ситуацию в городе? Ю.СКИВСКАЯ: Выезды, конечно же, у нас регулярные, ежедневные, зачастую они бывают и 24/7, потому что источников информации много, мы стараемся реагировать оперативно на все поступающие сигналы. Это и горячая линия, которая есть в департаменте, это инциденты. Поэтому на регулярной основе инспекторы самостоятельно отслеживают все новости в СМИ и принимают меры реагирования в форме выезда. Но мы стараемся работать не по уже случившимся фактам, а всё-таки предупреждать их. Поэтому есть плановые мероприятия, есть внеплановые мероприятия. Но самое главное, что они есть всегда и везде, 24/7 инспекторский состав департамента на охране окружающей среды. М.АЛЕКСАНДРОВА: А как вы оцениваете экологическую ситуацию в городе? Е.ЛЕЗИНА: Улучшение экологической обстановки в городе это один из приоритетов в развитии. Как уже сказала Юлия Николаевна, мы стараемся сделать всё, чтобы жить в городе стало лучше и было чище. И несмотря на то, что Москва — гигантский мегаполис, со множеством машин, с действующими промышленными предприятиями, ведёт активную хозяйственную деятельность, состояние здоровья города, можно сказать, как у молодого. В столице множество мест, где легко дышится, где много зелени, где благоустроенные, чистые водоёмы. И в целом экологическая обстановка оценивается как благополучная, и она постепенно улучшается. В многолетней динамике мы видим отчётливые тренды по снижению загрязнения воздуха, по улучшению качества городских водоёмов. Всё это происходит благодаря реализуемым городом мероприятиям. В том числе качество воздуха за последние 10-12 лет улучшилось практически в два раза. А.СОЛОВЬЁВА: Это по всем районам города? Е.ЛЕЗИНА: По всем районам города, по всем природным средам у нас отмечается положительная динамика. А.СОЛОВЬЁВА: А по каким вообще показателям оценивается экология города? Как отслеживаются изменения ситуации? Е.ЛЕЗИНА: Для того чтобы оценить экологическую обстановку, мы должны получить объективные данные по компонентам природных сред. И для этих целей в городе уже более двадцати лет действует единая система экологического мониторинга, которая охватывает наблюдением все среды. Это и атмосферный воздух, и поверхностные и подземные воды, зелёные насаждения, геоэкологические процессы, уровни шума. На контроле также находятся выбросы в атмосферу от наиболее крупных промышленных предприятий. То есть под наблюдением у нас все среды. И в основе экологического мониторинга у нас лежат автоматизированные высокоточные методы, которые позволяют определить динамику даже малейших изменений, как по отдельным загрязняющим веществам, так и по каким-то отдельным маленьким параметрам. В частности, по атмосферному воздуху в городе у нас действуют 78 автоматических станций, которые расположены по всей территории города — в центральной части города, на периферии города, в том числе 15 станций расположены в близлежащих городах Подмосковья, которые могут оказывать воздействие на Москву, и Москва также может на них оказывать воздействие. И контроль осуществляется по двадцати параметрам. Среди них приоритетные загрязняющие вещества, которые Всемирной организацией здравоохранения отнесены к приоритетным с точки зрения воздействия на здоровье. Это прежде всего взвешенные частицы размером менее 10 микрометров и менее 2,5 микрометров. Также контролируются специфические вещества, которые, например, могут вызывать неприятный запах. А.СОЛОВЬЁВА: А как вот эти станции выглядят? Условно, я пойду гулять по городу, я могу их где-то увидеть? Е.ЛЕЗИНА: Да, вы можете их увидеть. Это такой небольшой павильон по типу ларька, но он закрытый, с дверью, но без окон. Он обклеен в зелёных тонах, там есть надписи, Q-код, можете отсканировать его. М.АЛЕКСАНДРОВА: И всю информацию можно получить? Е.ЛЕЗИНА: Да. И можно зайти на наш сайт, и в онлайн-режиме увидеть, что же сейчас показывает эта станция. Но у нас ещё есть две инновационные станции. Это станции открытого типа, стеклянные. Они подсвечиваются в зависимости от текущего уровня загрязнения воздуха, от того, какие показатели она показывает. И также можно посмотреть презентацию, которая рассказывает о том, что находится внутри станции, и заглянув в окошко, посмотреть, какие же там приборы установлены. М.АЛЕКСАНДРОВА: Заинтересовали. А есть какая-то сезонность в изменении экологической ситуации? Е.ЛЕЗИНА: Однозначный ответ: да, есть. Но закономерности для каждой природной среды и для каждого параметра разные. Допустим, для водных объектов в части качества воды очень важным является период весеннего половодья, а также периоды выпадения интенсивных осадков. В это время в реки может поступать загрязнённый поверхностный сток. И очень зависит от санитарного состояния прилегающей территории к водному объекту. Однако загрязнённым считается только первый период самых интенсивных выпадений осадков. Дальше идут осадки, вода разбавляется и происходит улучшение качества. И наоборот, в засушливый период в результате снижения расхода воды отдельные концентрации некоторых веществ могут увеличиваться. И то же самое для атмосферного воздуха. На качество воздуха очень сильно влияют погодные условия, в том числе периоды аномальной жары и периоды аномального холода. Почему летом люди чаще жалуются в ночные часы на неприятный запах? Потому что тёплая погода, ночью происходит выхолаживание поверхности, в атмосфере формируется запирающий слой, который не даёт загрязняющим веществам подниматься наверх. И поэтому в летние периоды ночью мы можем чаще ощущать появление каких-то запахов. Есть ещё другой пример для весны. Вследствие общей циркуляции атмосферы, когда происходит приток из вышележащих слоёв, приземный слой воздуха насыщается озоном. Весной мы видим естественный природный процесс роста концентрации озона, который у нас в приземном слое считается загрязняющим веществом. А.СОЛОВЬЁВА: То есть вот это расхожее мнение, что весной вот этот чистый воздух, свежий, как будто дышится легче, это не так, да? Е.ЛЕЗИНА: Нет, это так всё. Для каждого периода есть… могут быть периоды, когда будут расти загрязнения воздуха, а могут быть периоды, когда воздух будет идеально чистый, как на особо охраняемых природных территориях. А.СОЛОВЬЁВА: Это же ещё зависит, наверное, какой ветер. Е.ЛЕЗИНА: Конечно. Для воздуха очень важно, чтобы была высокая скорость ветра. А ещё очень хорошо влияют осадки. М.АЛЕКСАНДРОВА: Как раз хотела добавить. Если дождь проходит, нам сразу дышится легко. А.СОЛОВЬЁВА: Озончик. Ю.СКИВСКАЯ: А можно ещё добавить? Елена Александровна сейчас рассказала про такие триггерные точки, на которые может обращать внимание, в том числе, житель. Например, весеннее половодье, когда мы действительно акценты смотрим на водные объекты, как они себя ведут. И в данном случае, понимая, что такая история может быть, у нас весь инспекторский состав каждую весну выходит на водные объекты, чтобы смотреть за санитарным состоянием. То есть мы выявляем, какой-то, может быть, падёж деревьев, который случился в силу неблагоприятных метеоусловий, чтобы потом не допустить, что это дерево поплывёт по водному объекту. Смотрим, если есть какие-то локальные загрязнения, мусор, что тоже часто бывает, тоже принимаем незамедлительные меры реагирования по уборке. Чтобы когда водный объект пойдёт уже, он был чистый. То есть мы таким образом минимизируем количество последствий, которые могут быть. И вот неблагоприятные метеоусловия, тоже, мы каждый раз понимаем, что когда объявляют, это открытая информация, Росгидромет публикует, сразу мы понимаем, что количество обращений на неприятный воздух кратно возрастает. Но это не всегда отражает действительную ситуацию. Вместе с тем мы профилактируем хозяйствующие субъекты, особенно те, у которых, мы понимаем, выбросы достаточно большие, направляем предостережения, указывая на то, что коллеги, сейчас такой период, и чтобы не доставлять неудобства жителям, просим вас сократить выбросы, и придерживаться программы. Каждое такое предприятие разрабатывает программу, и когда наступает такой период, они должны принимать меры, чтобы состояние окружающей среды было лучше, и жители меньше жаловались. А.СОЛОВЬЁВА: А поступают ли к вам жалобы и обращения от граждан, как часто и на что чаще всего люди жалуются? И как вы реагируете? Е.ЛЕЗИНА: Конечно. Создан специальный сервис, это единая справочная служба города Москвы, 777-77-77, куда любой житель может позвонить и оставить своё обращение, пожаловаться на что-то. Также можно оставить заявку на портале мэра. Если говорить о состоянии компонентов окружающей среды, то тут можно выделить два больших блока: это обращение на шумные работы в ночное время от строительных объектов и жалобы на состояние атмосферного воздуха. По нашей части это два таких больших блока. Все обращения жителей обязательно отрабатываются, рассматриваются. По каждому обращению территория обследуется. Если это жалоба на качество воздуха, то передвижная лаборатория обязательно выезжает на место, проводит обследование, выявляет, если есть, потенциальные источники загрязнения, проводит измерения, проводится анализ отобранных проб в лаборатории. И дальше уже выносится вердикт. Если это шум, то обязательно в ночное время на строительный объект выезжают специалисты специально аккредитованной акустической лаборатории и проводят измерения для подтверждения или опровержения факта превышения уровней шума на жилой территории. М.АЛЕКСАНДРОВА: То есть можно позвонить по телефону, который вы назвали, и сказать: у меня тут какие-то работы шумные проходят… Е.ЛЕЗИНА: Да, по любому вопросу состояния окружающей среды можно позвонить на 777-77-77 и оставить свою заявку. М.АЛЕКСАНДРОВА: Это два вопроса, с которыми чаще всего обращаются? Е.ЛЕЗИНА: Это по нашей части, по вопросам состояния окружающей среды. Ю.СКИВСКАЯ: Я добавлю. Есть ещё такая сезонность обращений жителей. Вот что мы наблюдаем. Осенью люди часто жалуются на неуборку листвы. Слава богу, уже этот период закончился, но люди неравнодушные, они фиксируют, они очень активные, наши москвичи. И они направляют нам, чтобы мы принимали меры по содержанию территорию. В зимний период люди жалуются на уборку снега, самый насущный вопрос. Фиксируют, помогают нам очень в работе, где какие-то навалы, легально – нелегально они располагаются. В каждый сезон есть своя специфика жалоб, обращений. И мы, конечно, отвечаем. М.АЛЕКСАНДРОВА: А ещё у вас есть институт общественных инспекторов? Что это такое и много ли таких людей, насколько неравнодушно жители относятся вообще к экологии города? Здесь много вопросов, давайте с самого начала начнём. Кто такой общественный инспектор? Ю.СКИВСКАЯ: Институт общественных инспекторов, в целом, развивается в России. В ряде органов исполнительной власти такие неравнодушные граждане есть. Общественный инспектор — то неравнодушный гражданин, который имеет удостоверение соответствующего органа, которому он помогает на безвозмездной основе. Не все могут стать общественными инспекторами, сразу говорю. Постановление правительства Российской Федерации утверждает порядок получения этого удостоверения. Но в целом, это гражданин Российской Федерации, достигший определённого возраста и желающий оказывать содействие. У нас есть общественные инспектора, есть те, которые уже не один год держат такой статус благородный. Помогают, выявляют нарушения, делятся с инспекторами, предоставляют фото- и видеоматериалы, чтобы уже совместно проработать более глубоко этот вопрос и решить его. М.АЛЕКСАНДРОВА: А много таких людей? Ю.СКИВСКАЯ: На сегодняшний день их не так много. Помимо того, что ты должен соответствовать критериям, чтобы быть общественным инспектором, всё-таки должна быть какая-то минимальная квалификация. Чтобы стать инспектором, ты должен пройти тест. Вопросы по компетенции: по экологии, знанию закона. Чтобы соблюсти эту грань. Потому что инспектор общественный не составляет процессуальных документов. Увидев нарушение, он не может привлечь к ответственности или приостановить какую-то работу. Он как глаз народа фиксирует, обращает внимание и сообщает. Поэтому очень важно, чтобы не перейти эту тонкую грань, конечно, понимать свои права, свои обязанности, свой функционал. И они пишут тесты. Не каждый, кстати говоря, обладает нужным уровнем компетенции и может пройти. Но постоянные есть люди, и они оказывают нам содействие. Я ещё хочу сказать, мы говорим в целом общественный инспектор, но в Москве очень развит… в Москве, мне кажется, каждый гражданин, который живёт, так или иначе его можно назвать общественным. Потому что есть портал «Наш город», на котором общественные, можно сказать, инспектора, просто в отсутствие удостоверения, помогают инспекторам действующим, выявляя нарушения, привлекая внимание. И конечно, мы отрабатываем. Е.ЛЕЗИНА: В этом отношении как раз взаимодействие с жителями города, вот эта обратная связь от них, когда они нам присылают свои обращения, где что-то заметили, это очень большой и важный пласт нашей работы, которые помогают отследить. Ю.СКИВСКАЯ: Да, мне кажется, просто тренд поменялся. Вот пять лет назад, когда вообще заговорили об институте общественных инспекторов, все очень хотели получить «корочку». «Корочка» являлась элементом сопричастия к государственному органу. И в ряде субъектов, может быть, это по-прежнему так. Но когда мы говорим о Москве, имея огромное количество информационных систем, которые позволяют каждому москвичу проявлять неравнодушие к заботе о городе, и вот портал «Наш город» — это один из инструментов, и для этого не нужно иметь удостоверение, чтобы быть активным участником охраны, в нашем случае, природы, а так и другие можно контролировать сферы деятельности. А.СОЛОВЬЁВА: А сколько объектов в Москве, которым присвоена категория экологического риска? Именно прям такая. Ю.СКИВСКАЯ: В Москве таких объектов более 96 тысяч. Почему их так много? Потому что у нас департамент организует работу по восьми видам контроля. Из них есть наши региональные, есть переданные от федералов. Сложный очень вопрос, но если по-простому, что мы контролируем: это в целом экология, это вода, воздух, отходы, почва, такое. Геологию, то есть все скважины, они должны быть по лицензиям, геологический контроль. Защита и охрана зелёных насаждений, охрана использования городских почв, охотничий контроль. Несмотря на то, что в Москве нельзя охотиться, нам передан охотничий контроль. И мы конечно же на новых территориях, я сейчас говорю про ТиНАО, контролируем браконьеров, чтобы их не было. Также это надзор по реализации лома чёрных и цветных металлов. То есть очень много видов контроля. Поэтому и объектов контроля, контролируемых лиц много, и категорий риска тоже много. Но вместе с тем на региональном уровне у нас только высокая категория риска. Считается, что чем выше категория риска, тем больше условно-негативных последствий может дать предприятие. То есть над ним нужно усилить контроль и надзор. Но на региональном уровне у нас только высокая категория риска. М.АЛЕКСАНДРОВА: Многие промышленные предприятия Москвы оснащены датчиками мониторинга выбросов. От какого количества предприятий вы сейчас получаете информацию? Е.ЛЕЗИНА: На сегодняшний день у нас 52 промышленных предприятия оснащены этими датчиками. Что это такое? На предприятии есть источники выбросов —трубы. Вот на этих источниках, их суммарно по всем предприятиям более 170, установлен автоматический датчик, который в режиме реального времени отслеживаем объём и состав выбросов. То есть в режиме реального времени мы видим концентрацию загрязняющих веществ, которые выбрасывают эти предприятия. Для каждого предприятия установлены нормативы выбросов, что больше какой-то величины предприятие не имеет права выбрасывать. И вот эти датчики как раз позволяют отследить соблюдение нормативов выбросов. Также в режиме реального времени эта информация поступает к нам в единый городской фонд данных, где уже операторы проводят анализ, и в случае выявления нарушения установленного норматива информация направляется в контрольные органы для принятия мер реагирования. Важным ещё прикладным значений этих датчиков является контроль соблюдения снижения выбросов в периоды неблагоприятных метеоусловий. О чём мы говорили, что когда погодные условия способствуют тому, чтобы загрязнение накапливалось, а не рассеивалось, предприятия обязаны снижать выбросы. И эти датчики также позволяют без захода на предприятие, без контроля со взаимодействием отследить, соблюло предприятие или не соблюло эти предписания в период неблагоприятных метеоусловий. А.СОЛОВЬЁВА: А повлиял ли новый транспортный каркас Москвы, имеется в виду строительство новых дорог и линий метро, на качество воздуха и вообще экологию в городе? Е.ЛЕЗИНА: Хороший очень вопрос. Транспорт у нас сейчас это лидер по объёму выбросов загрязняющих веществ. Это характерно для всех крупных городов, там всегда транспорт является основным источником загрязнения. И Москва добилась серьёзных результатов по снижению воздействия транспорта на качество окружающей среды. Более десяти лет назад как раз экологический фактор стал одной из причин того, что прошла модернизация и реконструкция транспортной системы. Были приняты и реализуются решения в области строительства дорог, развязок, улучшения условий движения транспорта. Почему это важно? Потому что транспорт выбрасывает больше всего загрязняющих веществ в режиме движения «старт – стоп». То есть чем больше пробок, тем больше выбросов загрязняющих веществ. Очень большое внимание уделяется развитию электрических общественных видов транспорта. Это строительство метрополитена, внедрение электробусов, строительство МЦД и МЦК. Всё это в целом привело к тому, то с 2010 года вблизи автотрасс качество воздуха по отдельным загрязняющим веществам снизилось практически в два с половиной раза. М.АЛЕКСАНДРОВА: Замечательно. Друзья, у нас сейчас новости на «Говорит Москва». После мы продолжим обсуждать экологию Москвы. НОВОСТИ М.АЛЕКСАНДРОВА: 13 часов 36 минут в Москве. Всем доброго дня. В студии Анна Соловьёва. А.СОЛОВЬЁВА: Марина Александрова. М.АЛЕКСАНДРОВА: Сегодня мы говорим об экологии и экологическом контроле в Москве. Напомним, что выпуск подготовлен совместно с программой мэра Москвы «Мой район», программой, цель которой сделать комфортной и благоустроенной жизнь во всех районах нашего огромного города и для всех горожан. И сегодня у нас в гостях Елена Лезина, заместитель руководитель Мосэкомониторинга, и Юлия Скивская, начальник управления государственного экологического контроля департамента природопользования. Мы в первой части нашей программы говорили про транспортный каркас. А.СОЛОВЬЁВА: Как он улучшил ситуацию именно экологическую. Е.ЛЕЗИНА: Единственное, что я ещё не отметила, что очень важно при строительстве дорог и развязок — это снижение перепробегов, когда из точки А в точку Б можно добраться кратчайшим маршрутом. И это тоже такой существенный фактор в улучшении экологической обстановки. А.СОЛОВЬЁВА: Что сегодня представляет собой московская система экологического мониторинга? Е.ЛЕЗИНА: Как я уже говорила, это комплексная система, которая охватывает все природные среды. Она является крупнейшей в России и одной из крупнейших в мире из-за своей комплексности и охвата. Кроме автоматических методов, я ещё не говорила, что у нас есть аналитическая лаборатория, которая позволяет анализировать во всех природных средах более 600 веществ. И на сегодняшний день система мониторинга — это источник достоверной информации не только о состоянии природных сред, но это основа для принятия правильных управленческих решений в области воздействия на окружающую среду. То есть данные экологического мониторинга всегда лежат в основе всех природоохранных мер. И также это главный источник, который позволяет оценить эффективность тех мер, которые реализуются городом. Те цифры по снижению воздействия транспортного каркаса на окружающую среду, в целом об улучшении экологической обстановки, они как раз предоставлены единой системой экологического мониторинга. А.СОЛОВЬЁВА: У меня возник ещё такой вопрос. Очень модная сейчас, популярная тема — искусственный интеллект, нейросети. Используете ли вы их в своей работе? Е.ЛЕЗИНА: Вопрос, который не имеет однозначного ответа. Экологический мониторинг — это лицензируемый вид деятельности. Всё в нём очень чётко регламентировано ГОСТами, руководящими документами. И если получать лицензию, то мы должны соблюдать все эти ГОСТы. В ГОСТах пока искусственный интеллект ещё не применим. Но в качестве научных исследований, таких исследовательских работах это очень перспективное направление, которое мы стараемся развивать, использовать в своей деятельности. Вот сейчас у нас есть проект по распознаванию задымления, отличить дым от пара по данным камер видеонаблюдения как раз с помощью искусственного интеллекта. М.АЛЕКСАНДРОВА: А даёт ли московская система экологического мониторинга ответ на вопрос, как меняется погода в Москве? Это же главный вопрос. А.СОЛОВЬЁВА: Который всех волнует. Е.ЛЕЗИНА: Всегда спрашивают на эту тему. Но нет. Система экологического мониторинга это не про погоду. Для прогноза погоды, как изменяется, что будет завтра, будет ли сегодня дождь или не будет, есть специализированные учреждения Росгидромета и московское метеобюро и области. Но мы погоду… очень тесно работаем с этими организациями, потому что погода это один из главных факторов, который влияет на состояние окружающей среды. Поэтому в рамках системы экологического мониторинга мы тоже меряем основные метеорологические величины, которые влияют на то, что будет происходить с загрязнением. А.СОЛОВЬЁВА: А вот эта система экологического мониторинга может ли, к примеру, прогнозировать загрязнение воздуха? Е.ЛЕЗИНА: Да, конечно. Есть специальные методики, которые позволяют спрогнозировать, что же у нас будет с воздухом. Допустим, по прогнозу у нас сегодня и завтра ожидается пониженный уровень загрязнения воздуха, превышения нормативов не ожидается. И ещё у нас есть уникальная для Российской Федерации разработка инновационная, которая аналогов пока не имеет. Это моделирование качества воздуха на сутки вперед с разрешением 2х2 километра. Она долго разрабатывалась совместно с Гидрометцентром Российской Федерации и сейчас мы её внедрили у себя в оперативную практику, и на выходе мы имеем ежедневный прогноз по основным пяти веществам на сутки вперёд практически по каждому району. М.АЛЕКСАНДРОВА: В Москве колоссальный парк современных электробусов. Есть ли у вас данные, как повлияла на экологическую обстановку замена старых автобусов на электробусы? Е.ЛЕЗИНА: Да. Департамент природопользования, наши учреждения ежегодно проводят такую оценку фактического экологического эффекта от внедрения электробусов. И по результатам нашей оценки, замена дизельных автобусов на электробусы позволила снизить накопительным итогом выбросы на 670 тонн и 130 тысяч тонн углекислого газа, то есть парникового газа. Эффект есть. И в Москве сейчас как раз крупнейший в Европе парк электробусов. А.СОЛОВЬЁВА: И он развивается активно, их всё больше и больше. Е.ЛЕЗИНА: Да, развивается. Планы есть. Но на этот вопрос, конечно, лучше ответит департамент транспорта. А.СОЛОВЬЁВА: Москва — один из самых зелёных городов. Это правда, очень много зелёных территорий. И какой процент от территории города занимают зелёные насаждения? И вообще есть какие-то рекомендации, какой процент должен быть зелёных насаждений в городе? Ю.СКИВСКАЯ: Вы абсолютно правы. Сегодня Москва действительно считается самым зелёным мегаполисом мира. И это абсолютно заслуженно. Потому что практически 50% площади Москвы занимают парки, скверы. Притом огромное количество из них имеют особый природоохранный статус. Это наши особо охраняемые природные территории. И таких на сегодняшний день в границах Москвы 150 особо охраняемых природных территорий. Что такое ОПТ? Это особый оазис, где контроль выстроен таким образом, чтобы на данных территориях сохранилась это аборигенное биоразнообразие, которое должно там жить — растения, животные. Мы до сих пор продолжаем фиксировать, например, на территории Битцевского леса, есть лоси, они ходят, мигрируют. А.СОЛОВЬЁВА: В Лосином острове лоси. Ю.СКИВСКАЯ: В Лосином острове лоси, в Битцевском лесу тоже есть лоси. У нас фотоловушки установке на ряде парковых территорий, которые помогают нам мониторить тех животных, которые проживают, чтобы быть уверенными, что то биоразнообразие, которое должно быть на природных территорий, они живут. И это стало возможным именно благодаря политике Москвы, что зелёные территории должны быть и должны занимать приоритетное место в жизни москвичей. М.АЛЕКСАНДРОВА: А можно ли сказать, насколько увеличился процент зелёных территорий в городе за последние десять лет, когда начались работы по восстановлению, очистке, благоустройству парков? Когда по программе «Мой район» начали разбивать новые скверы и парки? Ю.СКИВСКАЯ: Такие программы реализуются ежегодно. В рамках разных программ, она не одна на территории города, происходит высадка деревьев, кустарников, которые в целом защищают москвичей от шума, от пыли, и делают такой здоровый каркас для жителей Москвы. Всего с 2011 года появилось более 13 млн новых зелёных насаждений. Но надо понимать, зелёные насаждения — дерево, кустарник — это живой организм, он растёт, он иногда умирает. Это такая история, когда что-то вырубается по объективным причинам, усыхает или просто изжило свой срок, а что-то высаживается. И город постоянно восполняет этот зелёный баланс, который должен быть. Жители, очень важно, практически в 90% случаев имеют прямой доступ, такой очень короткий, к парковым территориям Москвы. То есть нет такой проблемы, что я хочу погулять в парке, поэтому должна проехать четыре станции метро, потом три остановки ещё на автобусе. Концепция построена таким образом, что я выхожу из дома и спустя очень короткое время оказываюсь на зелёной территории. Кстати, была оценка определённая, жители очень любят парковые территории, именно по этой причине мы понимаем, что сама инфраструктура парковых территорий, она, с одной стороны, сохраняет свою рекреацию, когда мы понимаем, что мы оказываемся в такой природной территории, а с другой стороны, свет есть, можно безопасно прогуляться, дорожки какие-то, мамочкам с детками, с колясками можно пройтись. Москва действительно зелёная, и развитие есть, и думаю, в перспективе будем. За этим город очень следит. Е.ЛЕЗИНА: И я бы ещё добавила, что такие зелёные островки природы очень важны для горожан с точки зрения ментального здоровья. Потому что именно на этих островках можно побыть в тишине, отдохнуть от городского шума. Очень важно это в периоды летних волн жары, потому что на природных территориях температура существенно ниже, чем именно на улице, и позволяет легче переносить жару. Плюс это лёгкие города, зелёные насаждения позволяют удерживать на себе загрязняющие вещества. А.СОЛОВЬЁВА: А самые мощные лёгкие города это Лосиный остров? Или я ошибаюсь? Ю.СКИВСКАЯ: Каждая из территорий парковых зон. Везде. Е.ЛЕЗИНА: Но по площади, да, Лосиный остров. Ю.СКИВСКАЯ: Лосиный остров по площади действительно самый большой. А.СОЛОВЬЁВА: Ещё классно сейчас сделали и продолжают делать, это парк «Яуза». Огромная такая территория, большая. Ю.СКИВСКАЯ: Самая протяжённая. Я не знаю, можно ли говорить об этом ли нет, но есть же тенденция на формирование, мы сейчас говорили о транспортном каркасе, а есть формирование зелёного каркаса. И в Москве мы также работаем в этом направлении, потому что очень важно в целом создавать такую историю, когда одна территория переходит в другую территорию, таким образом возникает этот самый зелёный каркас. А.СОЛОВЬЁВА: А как вы работаете с особо охраняемыми природными территориями и с парками? Что тут для вас важно конкретно в случае с парками? Ю.СКИВСКАЯ: Это отдельный вид контроля. Есть ОПТ, в основном, это региональные наши особо охраняемые природные территории. В рамках отдельного вида контроля по охране за особо охраняемыми природными территориями на регулярной основе инспектора проводят мероприятия по обследованию территории на предмет выявления. Что это может быть? Например, если вернуться даже к «Яузе», мы видим, все жители видят, что происходит развитие инфраструктуры, благоустройство. Вот задача инспектора — проводить регулярно обследование территории, смотреть, чтобы не нарушались режимы использования ОПТ. Для этого организована большая профилактическая работа с производителями работ, с жителями. Потому что всё новое встречается сразу не очень хорошо. Поэтому наша задача как контрольного органа — с производителями проводить мероприятия, чтобы все работы проводились в рамках действующего законодательства. Если что-то не так, своевременно, до этапа проведения работ, выявлять и корректировать этот процесс. А жителям разъяснять, что, может быть, строительство новой дорожки ничего страшного для ОПТ не будет, а только принесёт благо для жителей. Такую работу проводят, и она на регулярной основе. М.АЛЕКСАНДРОВА: По программе «Мой район» происходит благоустройство городских водоёмов. Иногда приходится слышать, что берега бетонируют, уничтожается природная растительность. А что имеется в виду, когда говорят о реабилитации водоёмов? Е.ЛЕЗИНА: У нас в столице протекает более 300 рек и ручьёв. На территории города находится полторы тысячи прудов. И за каждым водным объектом специалисты департамента природопользования внимательно следят, за состояние берегов, за состоянием водных объектов. И нами сейчас разработан регламент реабилитации прудов с учётом природоприближённых технологий. Эта реабилитация подразумевает под собой, что состояние пруда или водоёма будет приведено к нормативному с использованием именно природоприближённых технологий. Регламент такой разработан, утверждён органами власти, и сейчас идёт его апробация — выбираются пруды, проводятся исследования, какие технологии будут лучше всего применимы для конкретного пруда. А.СОЛОВЬЁВА: А можно какие-то примеры этих технологий привести? Е.ЛЕЗИНА: Допустим, очистка дна. Можно очистку дна пруда провести путем того, что спустить воду и убрать весь загрязнённый ил. А можно это делать, не спуская воду. Это требует дополнительных каких-то, может быть, временных затрат, но от этого тогда не пострадают флора и фауна водоёма. А.СОЛОВЬЁВА: Я знаю, что воду спускают и на Западе тоже, это какая-то технология опробованная, везде так делают. Е.ЛЕЗИНА: Да. Это одна из таких распространённых технологий, которая позволяет привести пруд в порядок. А.СОЛОВЬЁВА: Вернёмся к зелёным насаждениям. Какие деревья и кусты чувствуют себя комфортно в условиях города? Е.ЛЕЗИНА: По данным наших многолетних наблюдений, мониторинга зелёных насаждений, у нас он ведётся более десяти лет на постоянных площадках наблюдения, которых почти 130. Мы проводим постоянно наблюдения, оцениваем состояние зелёных насаждений — видовой состав, породный состав, качественное состояние, болезни. Данные показывают, что за последние несколько лет у нас более 90% зелёных насаждений находятся в качественном хорошем и удовлетворительном состоянии. А если говорить о городских условиях, то наиболее устойчивыми именно к городским условиям являются липы, клён и практически все виды популярных для озеленения кустарников — это сирень, кизильник, спирея и так далее. Состояние зелёных насаждений у нас в принципе хорошее. А.СОЛОВЬЁВА: Поскольку вы упомянули деревья, клён, сейчас в основном их высаживают, насколько я знаю, я не могу не вспомнить тополя. Это такая московская история. Тополя сейчас обрезают, их всё-таки решили не вырубать, а обрезать. Ю.СКИВСКАЯ: Обрезка должна быть, да. Тополя тоже имеют такой сезонный характер. Летом, когда они начинают пушить, а потому ещё, не дай бог, как было в этом году, менялась постоянно погода и это вызвало в свою очередь, что моль появилась. И ситуация с тополями, она имеет… не в каждом административном округе Москвы есть проблема с тополями. Видимо, исторически сложилось, где-то их больше в своё время высаживали, где-то меньше. Восточный округ, там очень много тополей. На сегодняшний день… пушит, во-первых, не каждый тополь, а только, по-моему, женский? А второй момент, если своевременно проводить обрезку, то тополь пушить не будем. Просто её надо делать своевременно, это раз в три года. И мы поняли эту проблему, жители подсказали нам. Проведена огромная профилактическая работа с баланссодержателями территорий — это «Жилищники», администрация, указали на данный факт. И я надеюсь, что в этом году большее количество деревьев, которые требуют обрезки, будут такие работы проведены. Потому что летом это сделать было нельзя. Такая обрезка глубокая проводится только… вот сейчас её уже можно проводить, с ноября по март, когда заканчивается сокодвижение, чтобы живому организму, дереву, не навредить. Если по тополям, я это хотела сказать. А ещё хотела поговорить про клён ясенелистный. Это тоже большая проблема. Клён ясенелистный, его огромное количество, около 20% всех зелёных насаждений в городе занимает клён ясенелистный. Очень быстро растёт. Он просто как борщевик распространяется, поэтому он инвазивный, то есть чужеродный. Вместе с тем у нас жители не все разбираются в видах растений, и часто клён ясенелистный, понимая, что он обладает такой большой парусностью, такой раскидистый, принимают за такое хорошее здоровое дерево. Мы тоже проводим, вот мониторинг проводит наблюдение зелёных насаждений, наш экологический контроль каждый раз, когда случаются неблагоприятные метеоусловия, шквалистый ветер или резкие заморозки, мы выходим на городские территории и смотрим, как чувствуют себя зелёные насаждения. Потому что такие исследования, анализ результатов падения деревьев подтвердил, что в большинстве своём падает клён ясенелистный. И за счёт того его много, он очень быстро растёт, получается, есть большая проблема. Если этот вид растений располагается, не знаю, вблизи остановки или тротуара и имеет уже очень большую раскидистость, его корневая система поверхностная, за счёт чего в силу большого ветра он может упасть. И здесь жители всё равно слушают, очень важно предупредить. Конечно, мы наблюдаем, и в приоритете город будет высаживать только те виды растений, которые аборигены для нас и длительное время будут радовать, но самое главное, не представлять опасности для жителей. А клён ясенелистный постепенно, наверное… на парковых территориях он постепенно удаляется как инвазивный вид растения. На городской территории законом не утверждены такие мероприятия. Но тогда, когда инспектор видит, что есть признаки, минимальные признаки того, что он может упасть, конечно, выдаётся оперативно предписание на удаление данного вида дерева, чтобы не допустить, чтобы в силу неблагоприятных условий оно не упало на жителя или на транспортное средство. Е.ЛЕЗИНА: И вместо этого дерева-сорняка, как его можно ещё назвать, оно ещё и уничтожает экосистему местную. А.СОЛОВЬЁВА: Это клён? Е.ЛЕЗИНА: Клён ясенелистный. Ю.СКИВСКАЯ: Есть клён остролистный, это хорошее, богатое, красивое растение. Е.ЛЕЗИНА: Мы все его знаем, когда он осенью красный, жёлтый, оранжевый. Ю.СКИВСКАЯ: Это хорошее растение. А есть клён ясенелистный. Он тоже зелёный такой, раскидистый, можно посмотреть картинки. Он дерево-сорняк. Его много на территории города, но он сорняк. Ему ничего не стоит упасть. М.АЛЕКСАНДРОВА: Какой он коварный! Прикидывается хорошим, а на самом деле… У меня ещё один вопрос. Жизнь в современном мегаполисе требует как сохранения экологии, так и удобной инфраструктуры. Как найти баланс между охраной окружающей среды и строительством новых домов, дорог и инфраструктурных объектов? Ю.СКИВСКАЯ: Я отвечу на этот вопрос. Москва — один из самых зелёных мировых мегаполисов, как я отметила раньше. Поэтому в Москве реализуются самые масштабные экологические и природоохранные мероприятия и программы. Мы работаем над созданием и развитием комфортного, здорового и в первую очередь экологичного города. Поэтому есть траектория движения, по которой мы идём. Первое, этот город должен быть здоровый, для этого мы увеличиваем зелёный каркас, то есть создаются пешеходные маршруты, как мы ранее обсудили, чтобы из одной точки перейти в другую, просто не сходя с маршрута. Второй вектор, это зелёный фонд. Есть серьёзные модели, которые объясняют, как зелёные массивы спасают нас от пыли, всё-таки мегаполис. И мы будем использовать эти знания для планирования дальнейшей работы. Экология — это в первую очередь совместная работа, поэтому важно формировать правильную экологическую культуру. Как мы тоже отметили, москвичи не равнодушные граждане, поэтому общественный надзор, экопросвещение — всё это будет в конечном итоге очень плодотворно влиять на правильную, комфортную среду в нашем городе. Ну и ещё, наверное, вектор — это экологизация отраслей промышленности. Очень важно, чтобы были задействованы современные способы и работы, и контроля, которые окажут плодотворное воздействие. Использование, хорошее такое слово есть, наилучших доступных технологий. Только в хорошем смысле этого слова, чтобы оборудование было современное и комфортное. М.АЛЕКСАНДРОВА: Друзья, мы сегодня говорили об экологии Москвы. У нас в гостях были Елена Лезина, заместитель руководителя Мосэкомониторинга, и Юлия Скивская, начальник управления государственного экологического контроля департамента природопользования. А.СОЛОВЬЁВА: Спасибо большое. М.АЛЕКСАНДРОВА: В студии были Анна Соловьёва. А.СОЛОВЬЁВА: Марина Александрова. М.АЛЕКСАНДРОВА: Далее новости на «Говорит Москва».
Следующая запись