Генеральный директор Музеев Московского Кремля Елена Гагарина стала гостем "Делового завтрака" в "РГ". Она рассказала о новых международных проектах Музеев Московского Кремля, о выставке в Пекине и о том, почему так востребованы музейные проекты, посвященные еде и традициям национальной кухни.
Среди впечатляющих проектов Музеев Московского Кремля была выставка "Русский Феникс". Она стала встречей двух кремлей на территории старейшего — Суздальского. Нет ли желания повторить сюжет с другими кремлями? В России их около ста…
Елена Гагарина: Насчет повторить — не уверена. Суздаль не просто старинный город, а связанный с Московским Кремлем, если так можно сказать, всей корневой системой русской истории. В Суздальском кремле работали и византийские, и русские, и западноевропейские мастера. Это город изысканной средневековой культуры. Один из важнейших политических центров средневековой Руси, выстраивавший особые отношения и с Византией, и с Западом. Здесь была княжеская резиденция, на этой земле создавались произведения искусства удивительной красоты. Самые значимые памятники были увезены из Суздаля и Владимира в Московский Кремль, когда московские князья укрепляли позиции Москвы как политического центра Руси. Поэтому проект "Русский Феникс" еще и про преемственность традиций, про связь двух княжеств и общие истоки нашей культуры.
Ростовский Кремль тоже знаменит. Он славится в том числе великолепной коллекцией русского авангарда…
Елена Гагарина: Живопись требует больших пространств. Пока мы не можем себе этого позволить.
Но перспективы открыть новые пространства есть?
Елена Гагарина: Как только эти перспективы определятся, журналисты узнают об этом первыми.
На нынешнюю выставку "Наследие Петра Великого и дворцовые перевороты в Российской империи" билеты раскупаются стремительно. На кураторские экскурсии в декабре распродавались билеты на февраль. Кураторские экскурсии — новый формат работы?
Елена Гагарина: Да. Он оказался очень востребованным. Кураторские экскурсии ведут, как следует из названия, авторы проекта. Люди, придумавшие и подготовившие его, знающие предметы, представленные на выставке. Они проводники, которые ведут зрителей в глубь истории.
Дворцовые перевороты дарили сюжеты не только романам, но и бесчисленным сериалам. Что музей может противопоставить массовой культуре? Вещи похожи на замолчавших свидетелей. Они немы, в отличие от персонажей сериалов…
Елена Гагарина: Во-первых, эти вещи очень красивы. Продукты массовой культуры невозможно даже сравнивать с теми драгоценными реликвиями, произведениями искусства, которые мы показываем на этой выставке. А главное, наши вещи подлинные. Герои-авантюристы, участники переворотов, не выдуманные персонажи, а реальные действующие лица большой истории. Кроме того, мы показываем письма, указы, послания заговорщиков. Каждый школьник знает, что Анна Иоанновна, став императрицей, порвала кондиции. Что такое "Кондиции"? Как они выглядели? И как она их разорвала, вдоль или поперек? Мы показываем этот уникальный документ, который хранится в Российском государственном архиве древних актов.
Проект "Последний триумф Петра" расскажет, с чем связана похоронная церемония, разработанная для прощания с первым российским императором
Что происходило ночью в Михайловском дворце, когда погиб император Павел I? Эту историю можно увидеть в лицах и письмах, в том числе зашифрованных. Мы показываем даже костюмы Павла I и его супруги Марии Федоровны, в которых они ужинали вечером накануне убийства императора.
Историки в XIX и даже ХХ веке многое бы дали, чтобы взглянуть на некоторые из представленных документов хоть одним глазком. Реальность бывает гораздо интереснее, трагичнее и сложнее, чем картинка в любом сериале.
Как дети реагируют на ужасы XVIII века? Пугаются?
Елена Гагарина: Дети в восторге.
Царские пиры в Поднебесной империи
Вы недавно вернулись из Пекина, где в Национальном музее Китая открыли выставку "Русское застолье". Еда — самый короткий путь не только к сердцу мужчины, но и к сердцу народа?
Елена Гагарина: Мы начали работать над этим проектом еще во времена пандемии. Тогда потихоньку начали вести переговоры с Национальным музеем Китая сразу о двух проектах. О выставке, посвященной традициям китайской кухни, — для Музеев Московского Кремля. И о втором проекте, рассказывающем о русской еде, напитках, традициях сервировки стола, — для музея в Пекине. Проект "Русское застолье" был открыт там в конце 2024 года. А в апреле мы открываем в Музеях Московского Кремля выставку об искусстве трапезы в Китае.
Журналы о еде, стримы шеф-поваров, музейные проекты, посвященные кухне… Почему эта тема так популярна?
Елена Гагарина: Еда — важная часть культуры. Кухня отражает черты национального характера. Но она вбирает и рецепты, заимствованные из соседних стран. В русской кухне можно найти блюда, популярные у народов сопредельных стран. И даже дальних. Скажем, восточные специи, которые попали в Россию только в XVI веке, сейчас использует каждая хозяйка. Так же и в китайской кухне. На севере Китая можно обнаружить черты монгольской кухни, на юге — вьетнамской… А уж в нынешнее время гастрономическая мода практически не знает границ.
И, конечно, еда — важная часть жизни. С ней связаны традиции и сельскохозяйственные, и охотничьи, и ритуальные. Традиции меняются, блюда становятся более сложными, даже изысканными. Об этом нам и хотелось рассказать в проекте о русском застолье.
Приятно, что выставка вызвала интерес. Еще до открытия все билеты на первый месяц были проданы. Надеемся, что и китайская выставка об императорском церемониале еды будет пользоваться успехом в Москве. Это чрезвычайно интересная тема. Таких проектов у нас еще не было.
Есть блюда, напитки, общие и для Китая, и для России? Чай, наверное, тут в топе?
Елена Гагарина: О чае сразу все вспоминают. Любовь к чаю, свойственная китайцам, повлияла на русские вкусы. Но традиции совершенно разные. В Китае чайная церемония родом из буддийских практик. Чай рассматривался монахами как напиток, который позволял достигнуть определенного состояния ума, души. У нас, конечно, чаепитие другое. В России приглашают "на чаек" с печеньем, пирожками, сладостями. За этим — долгая традиция гостеприимства, семейного чаепития, домашнего, неспешного, с разговором по душам.
Но одним чаем сходство не исчерпывается. Например, китайцы считают пельмени, популярные в России, своим блюдом. Но все-таки мы получили его не из Китая, а скорее из Монголии или от народов Сибири… А вот лапша, видимо, пришла из Китая. Правда, в отличие от нас, в Китае охотно повара используют острые восточные специи. У нас увлечение ими возникло в последние десятилетия.
Шеф-повар порой не менее важная фигура для успеха переговоров, чем посланник. Вы планируете развивать этот "гастрономический" выставочный проект?
Елена Гагарина: Мы отчасти его уже развиваем. Сейчас, например, в Челябинске мы открыли выставку, посвященную чаю. Челябинск был второй чайной столицей России после Москвы. Здесь были крупнейшие чаеразвесочные фабрики, где чай закупали оптовики. Там работало огромное количество людей. Наша выставка "Четыре столетия русского чая" в Челябинске стала напоминанием о богатой истории города.
Невыездная шапка Мономаха
Вы как-то заметили, что Музеи Московского Кремля не делают передвижных выставок. В Челябинске, Хабаровске, Владивостоке Музеи Кремля делают эксклюзивные проекты. С одной стороны, это прекрасно. С другой стороны, не жаль, что, например, выставку о чае в Челябинске не увидят в других городах?
Елена Гагарина: Дело в том, что у нас древние и очень хрупкие вещи. Наши реставраторы готовят экспонаты к каждому проекту и принимают их после выставки. Каждая вещь проходит через руки реставраторов дважды — до и после проекта. Кроме того, каждый музей все-таки предпочитает, чтобы мы делали выставки, связанные с его родным регионом. Выставки, сделанные для Владивостока, наверное, менее интересны будут Челябинску. Проекты, которые мы покажем в Казани, вероятно, не будут так востребованы в Хабаровске.
Да, наши проекты, можно сказать, штучный товар. Мы не можем и не хотим ставить их на поток. Мне кажется, это и знак уважения к музеям и людям, с которыми сотрудничают Музеи Московского Кремля.
Но можно, наверное, сделать универсальные выставки, которые могли бы путешествовать? Все хотят посмотреть в Музеях Кремля… скажем, шапку Мономаха.
Елена Гагарина: Нет, шапку Мономаха вывозить нельзя. Государственные регалии не вывозятся. Это символы власти, и они должны быть в Кремле. Если, например, мы делаем выставку, где необходимо показать шапку Мономаха, то мы привозим прекрасные акварели Федора Солнцева, сделанные им в XIX веке. Он зарисовывал русские древности, в том числе государственные регалии.
Что еще кроме шапки Мономаха нельзя вывозить из стен Музеев Кремля?
Елена Гагарина: Все шапки, которые в музейном собрании находятся. Все государственные регалии. Вещи, которые участвовали в церемонии коронации. Это и платья, и наперсные кресты, государственный меч, щит. Набор государственных регалий менялся со временем.
Нельзя вывозить из музея, допустим, старинные кареты. И, конечно, хрупкие экспонаты — в частности вещи, украшенные эмалями. Эмали очень тяжело переносят дорогу. Или, например, у нас есть замечательные турецкие вещи со вставленными в хрусталь драгоценными камнями. От неосторожного движения хрусталь может покрыться трещинами.
А почему, допустим, нельзя сделать копию шапки Мономаха и ее возить?
Елена Гагарина: Мы не делаем копий. Каким образом эти копии будут использоваться, большой вопрос. Особенно копия шапки, символизирующей власть. Кроме того, я не сторонница того, чтобы музеи делали копии. Бывает, спустя годы люди начинают доказывать, что копия является подлинником. Если мы и делаем реплики вещей из собрания в качестве сувениров, то они будут существенно отличаться от подлинника.
Из серии "Найдите десять отличий"?
Елена Гагарина: Можно и так сказать. Вообще, сама идея выставок типа "100 шедевров Музеев Московского Кремля", на мой взгляд, устарела. Почти о каждой вещи в нашей коллекции написаны статьи, исследования, книги… Последние 20 лет мы занимались историей вещей и церемониями, связанными с ними. Я имею в виду церемонии великокняжеского, царского и императорского двора. Нам хочется рассказывать в наших проектах истории, а не просто показывать красивые вещи. Так и зрителям интереснее…
Дело в архиве
Несколько лет назад Музеи Московского Кремля получили в дар архив Фаберже. Исследования этого архива принесли открытия?
Елена Гагарина: Это архив не столько ювелирной фирмы, сколько семьи Фаберже. Прежде всего той части семьи, которая жила за границей. При этом в нем есть документы, имеющие первостепенное значение для определения подлинности вещей. Каждая работа Фаберже имеет не только фирменное клеймо, но и номер. Среди бумаг архива есть и реестры с номерами изделий. Для атрибуции это ключевые документы.
В архиве есть и фотографии произведений, в том числе несохранившихся. Пасхальные яйца Фаберже хранили сюрпризы внутри. Но до наших дней многие из этих сюрпризов не дошли. Фотографии дают представление о первоначальном виде работ. Для кураторов выставок, реставраторов, историков это бесценный материал.
Вы сотрудничаете с Музеем Фаберже?
Елена Гагарина: Мы делали в Кремле выставку коллекции Фаберже, когда Виктор Вексельберг приобрел ее. Императорские пасхальные подарки составляют важнейшую ее часть. Это была первая выставка, представлявшая собрание будущего Музея Фаберже. Этот частный музей обладает замечательной коллекцией, вполне сравнимой с той, что хранят государственные музеи. И, конечно, его проекты в Петербурге не ограничены только рамками ювелирного искусства и произведениями фирмы Карла Фаберже.
Яйца Фаберже появляются на аукционах время от времени. Музеи Кремля не могут рассчитывать на новые приобретения?
Елена Гагарина: Цены на работы Фаберже растут феноменально. Музеи Московского Кремля не обладают такими средствами. Кроме того, мы не можем ничего покупать за границей.
Заздравный кубок с короной
У Музеев Кремля интересная брендовая продукция в музейных магазинах: от шопперов и значков до кубков с короной ручной гравировки за 13 тысяч рублей. Дорогие сувениры востребованы?
Елена Гагарина: Конечно. Иначе бы мы их не делали.
Состоятельные туристы к вам приходят…
Елена Гагарина: Туристы разные, как и везде. Естественно, дети, которые с бабушкой пришли, покупают линейки, карандаши, магнитики, блокнотики, значки. Но к нам заглядывают также покупатели, которые ищут подарки на юбилей, на свадьбу, просто на день рождения… У нас есть что им предложить. Кроме основной линейки сувениров, связанной с коллекцией Музеев Кремля, к каждой выставке мы выпускаем украшения, посуду, свитшоты, шарфы…
Нет ли у магазинов Музеев Кремля желания "шагнуть в город"?
Елена Гагарина: Надеюсь, через некоторое время мы сможем это сделать. А наши каталоги, детские и популярные издания уже представлены, в частности, в книжном магазине "Москва".
Финансирование Музеев Московского Кремля идет отдельной строкой в бюджете?
Елена Гагарина: Нет. Музеи Кремля финансируются через министерство культуры.
Какой процент бюджета составляет это финансирование?
Елена Гагарина: 20 процентов.
Остальные 80 процентов Музеи Кремля зарабатывают сами? Это очень круто.
Елена Гагарина: Все относительно. После пандемии COVID-19 наши доходы упали в пять раз. Но с этим столкнулись многие музеи мира.
Остановившись, оглянувшись…
Как вы оцениваете итоги года для Музеев Московского Кремля? Что, с вашей точки зрения, может быть критерием эффективности работы музея?
Елена Гагарина: Не могу сказать, что мне нравится слово "эффективность", если речь о работе музея.
Если говорить об итогах, то этот год был интересным и для нас, и для наших посетителей. В конце концов мы работаем, чтобы люди, приходя в Музеи Кремля, получали не только знания, но и удовольствие.
Международная деятельность для любого музея очень важна. Поэтому радует, что в 2024 году мы начали делать международные проекты. Выставка "Русское застолье" в Пекине — наш первый зарубежный проект со времен пандемии. Мы принимали выставку "Серебряные сокровища Омана", вызвавшую большой интерес. Надеюсь, что и наш проект "Россия и Восток" в Омане в 2025 году, и китайская выставка о традициях китайской кухни в Музеях Московского Кремля тоже будут успешными.
Предыдущий международный проект был в Музее Виктории и Альберта?
Елена Гагарина: Да, мы показывали там свою коллекцию Фаберже в 2022 году. Все наши экспонаты вернулись домой. А мы соответственно вернули раритеты, привезенные из европейских музеев для выставки "Дуэль. От Божьего суда до благородного преступления". Так что проект "Русское застолье" в Национальном музее Китая для нас важен и как возвращение Музеев Московского Кремля на международную сцену.
Среди итогов… У нас несколько меняется публика. Прежде всего благодаря более активной работе туристических фирм.
Дорожная карта на 2025 год
Какие выставки Музеи Московского Кремля готовят зрителям?
Елена Гагарина: Осенью мы покажем проект "Последний триумф Петра". Он посвящен церемонии похорон Петра Великого. Похороны царей — одна из важнейших государственных церемоний, которая впервые проводилась по новой программе, ее составил сподвижник императора Яков Брюс. Зрителей ждет рассказ о том, что происходило в течение нескольких дней подготовки похорон и с чем была связана похоронная церемония, разработанная Брюсом для прощания с первым российским императором.
Умеете вы закрутить сюжет…
Елена Гагарина: Это не мы, это соратники Петра, его наследники и Яков Брюс.
Зрителям сегодня недостаточно рассматривать раритеты, пусть самые удивительные. Люди приходят на выставку, ожидая найти, узнать новые сюжеты, истории. Чтобы показывать древние вещи, нужно понимать историю, которую вы хотите рассказать зрителям. Подготовка каждой выставки требует огромной работы реставраторов.
Про международные проекты вы отчасти сказали. О чем будет выставка в Омане?
Елена Гагарина: В Омане мы покажем нашу коллекцию восточного оружия. Выставка "Россия и Восток" запланирована на октябрь.
В городах России будут ваши выставки?
Елена Гагарина: Для Челябинска готовим выставку "Царь и патриарх" — о взаимоотношениях царей и патриархов в XVII веке. Это запрос наших зрителей в Челябинске. В планах также важная выставка в Хабаровске, посвященная русским орденам и приуроченная к юбилею Победы, который мы празднуем в этом году.
Ключевой вопрос
Реставрация Успенского собора завершена?
Елена Гагарина: Да. Реставрацию Успенского собора финансировала компания "Транснефть". Роль попечителей в жизни музея первостепенна.
Как вы относитесь к использованию искусственного интеллекта (ИИ) в музее?
Елена Гагарина: Искусственный интеллект очень хорош при рассказе о реставрационном проекте. Все хотят знать, как реставрация происходит, как мастера восстанавливают произведения искусства. Сейчас это очень востребованная история. ИИ помогает ее рассказать наглядно, эффектно, доступно. Музеи охотно используют ИИ, чтобы показать историческую среду, для которой создавались произведения искусства, будь то фрески, скульптуры или посуда и оружие. Эти шедевры не для выставок создавались, они использовались в быту, на пирах, для украшения дома, в культовых обрядах… ИИ этот исчезнувший контекст "собирает" для нас. Его можно использовать при создании дополненной реальности. Проблема в том, что технологии быстро меняются. Через пару-тройку лет эта программа безнадежно устаревает, и все надо "выстраивать" сначала. Я уже не говорю, что это недешевое удовольствие.
Музеи Московского Кремля использовали искусственный интеллект в своих проектах?
Елена Гагарина: Может быть, в будущем. Сейчас мы больше на естественный интеллект опираемся. В частности, мы решили дать возможность зрителям увидеть старинные фрески эпохи Дионисия, найденные во время реставрации Успенского собора в 2018-2023 годах. Часть из них находилась на столбах, закрытых иконостасом еще в XVI веке. Другие были в правом приделе, который закрыт для посетителей. После реставрации иконостас возвращен на место, придел закрыт. Как показать зрителям находки реставраторов?
Мы подготовили интерактивное путешествие. На экране тачпэда, установленного в Успенском соборе, можно посмотреть оцифрованные фрески в большом разрешении, разглядеть каждую деталь. Это делалось без помощи искусственного интеллекта, но известные технологии тоже могут быть подспорьем в музейном деле.
А, например, на выставке, посвященной дуэлям, хотелось не просто показать шпаги, кинжалы, даже пистоли, а представить, как это оружие использовали в бою. В залах были экраны, где можно было увидеть вооружение дуэлянтов и поединки. Зрители это оценили.