МОСКВА, 25 октября. /ТАСС/. Британский эксперт Кристофер Протеро сообщило, что глава подкомиссии Минобороны Польши по повторному расследованию авиакатастрофы самолета Ту-154М под Смоленском 10 апреля 2010 года Антоний Мачеревич предлагал ему взятку за продвижение версии о взрыве на борту.
"Когда мы обменивались корреспонденцией, [Мачеревич] предложил €5 тыс. за то, чтобы, как он это обозначил, я исправил мои ошибки и внес [в итоги расследования] материалы, которые передал его сотрудник", — поведал Протеро телеканалу TVP Info.
Эксперты с самого начала установили, что на борту президентского лайнера никакого взрыва до столкновения с землей не было. "Наши расследования показали, что во время снижения самолет находился ниже, чем должен был, и что он летел между деревьями до того, как в поле зрения появилось дерево, береза. Столкновение с березой привело к отделению левого внешнего крыла. В результате самолет полностью вышел из-под контроля. Это и стало непосредственной причиной крушения", — пояснил Протеро. В свою очередь Мачеревич начал оказывать на них давление и передал им материалы с версией о взрыве на борту, подготовленные его подчиненным.
В начале марта 2016 года правительство партии "Право и справедливость" созвало подкомиссию, целью которой было заново выяснить причины авиакатастрофы под Смоленском. Во главе подкомиссии стал занимавший тогда пост министра обороны республики Антоний Мачеревич. В апреле 2019 года он сообщил, что лаборатория, близкая к Минобороны Великобритании, якобы обнаружила на обломках Ту-154М частицы взрывчатого вещества. 15 декабря 2023 г. новое руководство Министерства обороны Польши сообщило о решении закрыть эту подкомиссию. В январе 2024 года оборонное ведомство начало проверку деятельности подкомиссии Мачеревича.
Катастрофа под Смоленском
Самолет Ту-154М разбился утром 10 апреля 2010 года под Смоленском в условиях густого тумана. В результате погибли все 96 человек, находившиеся на борту, включая президента Польши Леха Качиньского и его жену Марию. Высокопоставленная польская делегация летела в Катынь для проведения траурных мероприятий. В условиях плохой видимости и отсутствия визуального контакта с землей пилоты приняли решение посадить авиалайнер, самолет несколько метров не дотянул до взлетно-посадочной полосы, столкнувшись сначала с деревьями, а затем с землей.
Специалисты Межгосударственного авиационного комитета пришли к выводу, что катастрофа произошла в результате действий экипажа, который в условиях психологического давления принял неверное решение о посадке при неблагоприятных погодных условиях.
В докладе польской правительственной комиссии среди причин крушения воздушного судна, помимо снижения до недопустимой высоты, названы ошибки экипажа и тот факт, что пилот проигнорировал сигналы системы раннего предупреждения столкновения с землей TAWS. Польские эксперты пришли к выводу, что причиной происшествия было снижение ниже минимальной высоты при чрезмерной скорости в метеоусловиях, не позволяющих осуществлять визуальный контакт с землей, а также запоздалое начало процедуры ухода на второй круг.