Заслуженный учитель России Евгений Ямбург в разговоре с Рамблером прокомментировал планы российских властей ввести систему поощрения педагогов за успехи их учеников.
Ранее вице-премьер Дмитрий Чернышенко отметил, что педагоги российских школ смогут получить вознаграждение за успехи своих учеников. По его словам, это будет отражено в Стратегии развития образования. Он добавил, что соответствующая работа ведется совместно с Федеральной налоговой службой, так как важно настроить справедливую систему.
Я положительно отношусь к данной инициативе, но, полагаю, что при ее реализации должны быть выполнены определенные условия. Безусловно, конечным итогом труда учителя являются те результаты, которые демонстрируют его ученики. И это касается не только ОГЭ [Основной государственный экзамен] или ЕГЭ [Единый государственный экзамен], но и промежуточных работ. Как известно, дети рождаются разными. Есть суперспособные дети, одаренность которых проявляется достаточно рано и которые быстро демонстрируют результаты в учебе, но есть и такие дети, которые в силу ряда причин, связанных с психологией, физиологией и так далее, имеют свои особенности, даже диагнозы, такие как дистрофия или олигофрения. Сегодня их очень много. Согласно данным Союза педиатров, где я имею честь состоять в качестве почетного члена, абсолютно здоровых детей у нас только 12,4%. Поэтому следует отметить, что если такой ребенок попадает к учителю и делает «на входе» 80 ошибок [в проверочной работе], а через полгода – 60 ошибок, то это демонстрирует очень серьезный результат работы педагога. Так что [при реализации инициативы] оценивать нужно будет не только конечный результат, но и промежуточные результаты ребенка с учетом его физического и психического состояния. Это будет справедливо.
Евгений ЯмбургЗаслуженный учитель России, доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО, директор московского Центра образования №109
Специалист добавил, что проверять работы учеников и отслеживать динамику их успеваемости способны технологии искусственного интеллекта, и при их использовании злоупотребления, связанные с выплатами педагогам, будут исключены.
«Конечно, в разных регионах ситуация складывается по-разному, она во многом зависит от его материального положения, но по большому счету при соблюдении необходимых условий нет ничего невозможного», — сказал он.
Вместе с тем Ямбург высказался о необходимости выравнивания чуровня оплаты труда педагогов в России.
«Вопрос уровня оплаты учителей – это полномочия регионов. Существует установка, согласно которой зарплата учителя не должна быть меньше средней зарплаты по региону. И в Москве у педагогов очень приличные зарплаты, зачастую им не платят менее 90 тыс. рублей в месяц. При этом я знаю регионы, где учитель с огромной нагрузкой получает 15 тыс. рублей. Даже в Красноярске, являющимся одним из городов-миллионников, учитель получает порядка 23 тыс. рублей. При этом цены везде одинаковые. Поэтому получается, что за одинаковый труд в разных регионах платят по-разному. Это безобразие, все это нужно привести к общему знаменателю. И президент РФ Владимир Путин ранее отмечал, что соответствующее направление было взято. Но, полагаю, полностью доплаты педагогам за успехи учеников не компенсируют существующее в настоящее время неравенство», — заключил эксперт.
В Общественной палате России ранее назвали катастрофической ситуацию с детьми мигрантов в школе.