Общество

Экс-артист Цирка дю Солей заставил воронежцев по-новому посмотреть на «Петрушку»

Хулиганские выходки, провокации, откровенный разговор о личных ошибках и детская радость от конфетти или яркого шарика — чем может одарить публику уличный театр, показал на сцене Воронежского театра кукол актер Андрей Кислицин. В столицу Черноземья он привез два спектакля в жанре пантомимы — «Петрушку-Андрюшку» и «Двойное непостоянство». В них воплотились и традиции западных цирковых шоу, и собственные наработки артиста, который ушел в свободное плавание после 10 лет выступлений в составе прославленных канадских коллективов. За его плечами — шоу Avaia русского импресарио Маирбека Кантемирова в Cirque Niagara и главные роли в постановках Cirque du Soleil. Сегодня Андрей ездит на уличные фестивали, ведет на телевидении «Битву экстрасенсов» и проводит мастер-классы для коллег-актеров. О сути площадного искусства и о том, почему зрителя нужно гладить против шерсти, он рассказал в беседе с журналистами.

Экс-артист Цирка дю Солей заставил воронежцев по-новому посмотреть на "Петрушку"

© Российская Газета

Андрей Кислицин: В детстве я был очень большим хулиганом. Я из Прокопьевска (Новосибирская область. — Прим. ред.), рос в 1990-е и выживал как мог, был гопником в плохом смысле этого слова. Ну тогда многие так выживали… Но мы самоутверждались не за счет того, что били кого-то слабого, — не как в сериале «Слово пацана». То, что там показано, окружало нас. Меня увлекали игры КВН, брейк-данс — хулиганство в каком-то более благородном варианте, что ли. Такое, как у Есенина, как в стихотворении Гафта — «он не пристанет к вам на полустанке…». Всегда был против системы, пытался найти что-то интересное. Из Новосибирского театрального училища меня дважды отчисляли, хотя я шел на красный диплом. У нас был сильный курс мастера Анатолия Ахреева. Он учился у Михаила Туманишвили, ученика Станиславского, а значит, актерское образование у меня самое что ни на есть классическое. Но с первого же курса я ему сопротивлялся, не хотел ничего делать. Любимыми предметами были зарубежный театр, комедия дель арте, сценическое движение, фехтование, сценический бой… Как бывший гопник, я понимал, только когда больно. Не замечал полутонов. Так меня и занесло, видимо, в уличный театр. И я все время с кем-то конфликтовал, не мог ужиться в коллективе. Мне проще одному.

Тем не менее вы столько лет проработали в цирке.

Андрей Кислицин: Да, до Цирка дю Солей я же еще числился в Московском цирке на Цветном бульваре. Есть, кстати, что-то общее в законах жанра. В цирке нельзя поворачиваться спиной к животным, слабость свою им показывать. В уличном театре нельзя быть слабым перед зрителем, особенно если там дети: они могут просто «съесть» артиста, начав дико баловаться. Да, два года моя трудовая книжка лежала на Цветном бульваре, но фактически мы работали за границей с Кантемировым в Ниагара-цирке. Недавно у меня была возможность войти в большое шоу «Росгосцирка» со своим проектом «Петрушка-Андрюшка», но… Я теперь вегетарианец, не пью, не курю, больше не хочу видеть, как издеваются над животными.

В Цирк дю Солей попал в 2010 году через открытый кастинг: в Санкт-Петербурге был отбор — из 800 с лишним кандидатов взяли четверых. Заключил контракт на 340 выступлений в год и 10 лет исполнял главные роли в трех шоу: Alegria, Varekai и Volta. В последнем уже придумал свою часть клоунады.

Я устал подстраиваться под зрителей, под их желание просто посмеяться, развлечься

Чему вас научил этот знаменитый цирк?

Андрей Кислицин: Всему! Вплоть до того, как накладывать грим. В театральном институте мы же как делали: пальцем в планшетку ткнул — нарисовал бороду… А в Цирке дю Солей нам три года буквально руку выставляли, учили держать кисточку и все оттачивать до мелочей. Эстетика в костюме, мистика — тоже оттуда. Это огромный кусок моей жизни. Я не хочу туда возвращаться, но в Цирке дю Солей дают идеальное воспитание — это как театральный университет, где тебя учат в чистом бою. Но там такой контракт, что ты как будто душу продаешь. Ты как солдат, как одна из фигур огромной карусели. Это можно понять. Если бы я нанимал кого-нибудь к себе в театр и мог обеспечить 340 шоу в год, то выдвинул бы такие же строгие требования.

Сейчас я более свободен, выступаю в России, летом тут куча уличных фестивалей. Заработок такой же, путешествовать внутри страны мне нравится — по Западу я уже наездился. Кому как, а для меня ситуация идеальна: я могу делать то, что мне интересно. И зритель — идеальный, даже если это пьяный мужик, который заходит ко мне на площадку. Такое не раз случалось, но я на то и уличник, чтобы превратить такого мужика в реквизит. Опять же в тему патриотизма мой «Петрушка» вписался идеально, хотя спектакль был задуман без желания как-то поймать волну.

Как ваше состояние влияет на спектакль? Бывает ли так, что просто нет внутренних сил изображать безбашенного Петрушку, который должен скакать по подлокотникам и кукарекать?..

Андрей Кислицин: Спасибо Цирку дю Солей, эта зависимость от настроения напрочь отбита. Мне кажется, в этом состоит профессионализм. Первое правило: все личное остается за дверью. После спектакля — грусти и делай что хочешь. А заносить свою грусть в зал неэтично. Если люди играют через губу, они обычно далеко и не идут в профессии.

В финале шоу ваш персонаж собирал у зрителей их мечты, чтобы совершить с ними какие-то магические действия. Если бы такой Петрушка, умеющий читать мысли, добрался до вас…

Андрей Кислицин: О, я бы ужасно хотел оказаться в зале и чтобы ко мне так подошел Петрушка. И чтобы через пару месяцев мое желание сбылось. Однажды этот спектакль заказали для большого дорогого корпоратива. Отыграли, ушли — через день нас просят приехать и повторить номер, дают двойную цену. Потому что Главный не успел желание загадать! Ну и ладно, нам-то чего, выступим. Я верю, что все сбывается. Если оглянуться — у меня по жизни с желаниями ни одного промаха. Просто какие-то исполнились так, что я понял: зря загадал…

Ключевой вопрос

Чем ваш Петрушка отличается от аналогичных персонажей из других стран?

Андрей Кислицин: Да, он чисто русский, никакой не Пульчинелла. Дикий черт, необузданный, немного потусторонний, воплощение хаоса. Мне хотелось поковыряться в теме персонажей-трикстеров, безумных клоунов. Вы же знаете, что петрушечники переходили все грани? Были случаи, когда они продолжали шутить и во время собственной казни. Представляете, человеку выломали зубы, на кол посадили, а он работает. Петрушка не только смешной, но и страшный, злой. Он все время балансирует на грани пошлости, на грани допустимого. В Воронеже я еще мягко играл. Потому что в зале было много детей, нежная какая-то публика.

Я же действую как хирург души и понимаю свою ответственность. Не знаю, чувствуют это люди или нет, но я их люблю. А вот потакать — не буду. Поймите меня правильно: я устал подстраиваться под зрителей, под их желание просто посмеяться, развлечься. В финале «Петрушки» я должен был бы забросать их шарами-колбасками под веселую музыку, чтобы все ушли радостные, как с утренника. Но хочется сделать такой финал, чтобы люди остались в задумчивости. И если спустя время кто-то поймает себя на мысли: «Так вот о чем был тот спектакль!» — это будет для меня лучшей наградой.

В творчестве хочется достичь какой-то глубины, а она появляется, увы, только в трагикомедии. Когда твой смех — защитная реакция. Помните, у Кустурицы в фильме «Андеграунд»: в городе разбежался зоопарк, и герой говорит — мол, я все исправлю, я люблю животных, а сам в этот момент начищает ботинок котом, как щеткой. И хотя коту больно, в целом — дико смешно. Радости в мире мало. Но мы здесь, чтобы учиться. Учиться любить.

Источник: news.rambler.ru

Похожие записи

В Самаре стартовал V Всероссийский театральный фестиваль «Русская классика. Страницы прозы -2024»

В Омске два дома признали непригодными для проживания — один обещают снести до 2031 года

В Екатеринбурге пройдёт Международный фестиваль театров кукол «Петрушка Великий»

Россияне массово пожаловались на сбои в работе Telegram

В Самаре взяли под охрану дом Суховского на улице Молодогвардейской

Глава Якутии Николаев призвал игнорировать призывы идти на незаконный митинг

В Новосибирске 15 февраля пять домов на левом берегу остались без отопления

В Новосибирске продлят троллейбусный маршрут № 22

Военкор заявил о разочаровании в Алаудинове после его слов о драке в Анапе

В Курске начали устанавливать модульные железобетонные конструкции для защиты от обстрелов

Раис Татарстана посетил Казанский авиазавод им. Горбунова

«Если бы Достоевскому платили за суть, то он бы просто написал рэп». Москвский театральный эксперимент добрался до Омска

Ваш комментарий

56 + = 59

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой ваших данных этим веб-сайтом.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей. Ок Подробнее