76-летний мастер до последних дней был предан своему делу и своему театру
В Казанском драматическом театре им. Качалова состоялось прощание с его главным художником Александром Патраковым. "Он любил этот дом и из этого дома сегодня уходит. Я думаю, что здесь все останется так, как было при нем", — говорил сегодня художественный руководитель — директор театра Александр Славутский. На гражданской панихиде члены семьи, представители власти и коллеги вспоминали, что до последних дней художник был предан любимому делу. Подробнее — в материале "Реального времени".
"Мне не хочется говорить "Прощай", потому что Ваш путь продолжается"
— Друзей много, а вот соратников мало. Ты был идеальным соратником и никогда не предавал профессии своей, — такими словами прощался Александр Славутский с главным художником театра.
Вместе с Патраковым они проработали более полувека. "Это пример идеального тандема. Сейчас даже представить не можем, какую утрату несет и театр, и режиссер", — объяснила "Реальному времени" зампредседателя Союза театральных деятелей Татарстана Эльмира Фатхуллина.
— Мы вместе ушли из профессионального театра в студенческий, вместе организовали городской молодежный театр в Челябинске, вместе уехали в Новокузнецк, Читу, Москву, Ростов-на-Дону. Мы ездили вместе за границу ставить спектакли. Везде ты был преданным и верным помощником, — вспоминал Александр Славутский, обращаясь к ушедшему товарищу.
Всю жизнь знал художника сын руководителя Качаловского театра актер Илья Славутский. Он рассказал, что с детства часами сидел в кабинете художника, наблюдая за его работой. А повзрослев, продолжал заходить к Патракову — по поводу и без. И они понимали друг друга даже без слов:
— В эти минуты принято говорить "Прощай", церемония называется церемонией прощания. Но мне очень не хочется сегодня прощаться, потому что Ваш путь не окончен, он продолжается. Ваши спектакли живут и будут жить. Ваши афиши, программки, рисунки, идеи, замыслы будут продолжать жить в наших сердцах, умах, в нашем замечательном театре. У меня всегда будет продолжаться внутренний диалог с Вами. Всегда буду думать: "А что бы сказал Патраков?"
"Это единственный художник, который одухотворяет артистов"
На церемонии не раз вспоминали, с какой любовью и преданностью Патраков служил театру, несмотря на возраст.
— Еще 5-го числа вечером я тебя ругал: "Иди в кабинет, отдохни". Он уже плохо видел, плохо слышал, но знал театр от и до, — поделился Александр Славутский.
По его словам, художник был готов включиться в работу в любой момент: "Шура приходил и делал. Он всегда был на месте".
— Для меня это единственный художник, который одухотворяет артистов своим оформлением, своим видением того или иного спектакля, своим решением. Именно одухотворяет! Когда я работаю в его оформлении, мне хочется творить на сцене. Это редкий дар театрального художника. Обычно построят — и уходят. А у него вся душа в этом. Он очень светлый человек, очень ясный человек, очень умный человек, — поделился артист Качаловского театра Геннадий Прытков, проработавший с Патраковым не один десяток лет.
Работы художника отличал фирменный стиль, считает Эльмира Фатхуллина. По ее словам, спектакль, над которым работал Патраков, можно узнать сразу:
— Его работа всегда отличалась монументальностью, воздухом, устремлением ввысь. Он был авторитетным в театральной сфере художником, на которого равнялись, был образцом, авторитетом с большой буквы.
"То, что зритель любит Качаловский театр, — это во многом заслуга Александра Михайловича"
Талант Патракова оценили при жизни. Народный художник Татарстана был отмечен множеством наград, включая премию им. Тукая.
— Но самое важное — это признание зрителя. То, что публика любит Качаловский театр, — это во многом заслуга Александра Михайловича. Уверена, что еще долгие-долгие годы его имя будет оставаться на афишах, поскольку его свет останется в репертуаре, душе, жизни, сердце этого театра, — подчеркнула министр культуры Татарстана Ирада Аюпова.
И директор театра, и его актеры не раз обещали: художник забыт не будет. Ведь, как сказал Александр Славутский, вместе с Патраковым они строили "театр-дом".
— Твои спектакли будут идти, ты на всех афишах. Так же будут зрители при 100-процентной заполняемости кричать: "Браво художнику, браво артистам!" — сдерживая слезы, обещал он соратнику.
/Мария Звереваrealnoevremya.ru/Мария Звереваrealnoevremya.ru/Мария Звереваrealnoevremya.ru/Мария Звереваrealnoevremya.ru/Мария Звереваrealnoevremya.ru/Мария Звереваrealnoevremya.ru/Мария Звереваrealnoevremya.ru/Мария Звереваrealnoevremya.ru/Мария Звереваrealnoevremya.ru/Мария Звереваrealnoevremya.ru/Мария Звереваrealnoevremya.ru/Мария Звереваrealnoevremya.ru/Мария Звереваrealnoevremya.ru/Мария Звереваrealnoevremya.ru/Мария Звереваrealnoevremya.ru/Мария Звереваrealnoevremya.ru/Мария Звереваrealnoevremya.ru/Мария Звереваrealnoevremya.ru/Мария Звереваrealnoevremya.ru/Мария Звереваrealnoevremya.ru/Мария Звереваrealnoevremya.ru/Мария Звереваrealnoevremya.ru/Мария Звереваrealnoevremya.ru/Мария Зверева