За последние пару лет стало очевидно, что представления Microsoft об идентичности Xbox давно вышли за рамки одних лишь физических консолей. Отныне компания позиционирует платформу как целую экосистему приложений и сервисов, доступных на множестве разных устройств. Портал gamesindustry.biz рассказал, что задумала Microsoft и на что стоит надеяться геймерам.
На этой неделе Microsoft наконец представила более-менее конкретное видение экосистемы Xbox — маркетинговую кампанию This is an Xbox, которая подчеркивает, что игровым устройством может быть что угодно. Смартфоны, компьютеры, устройства для стриминга, гарнитуры виртуальной реальности, умные телевизоры — и, конечно же, Xbox Series.
Посыл рекламной кампании прост и достаточно понятен: он хорошо доносит до аудитории невероятную эволюцию экосистемы Xbox. Однако хардкорные поклонники платформы все равно наверняка воспримут ее в штыки. Перемены всегда тяжело принять, особенно если они (по мнению части геймеров) похожи на капитуляцию в гонке консолей.
Игры Microsoft постепенно становятся мультиплатформенными по умолчанию. Доступность проектов издателя на PlayStation — большая проблема для людей, которые считают лояльность Xbox одной из неотъемлемых частей своего характера. Они задаются вопросом, какое будущее ждет консоль, чей хозяин потерял интерес к эксклюзивным проектам — явлению, которое долгое время было фундаментальной частью рынка. По крайней мере, по мнению топ-менеджеров.
Microsoft и сама понимает, что сдвиг стратегии понравится не всем. Именно поэтому рекламная кампания пытается заранее предупредить тревогу фанатов платформы. Не зря она запустилась после заявлений Фила Спенсера о том, что Xbox намерена и дальше разрабатывать собственные платформы «и другие устройства». Под последними, вероятно, подразумевается портативная консоль Xbox — существование этого проекта Спенсер подтвердил в разговоре с изданием Bloomberg.
Здесь и возникают проблемы. Людям, которые посвятили значительную часть своей жизни Xbox, может быть тяжело принять новый подход Microsoft к развитию платформы. Издателю предстоит удержать этот сегмент ЦА, что станет достаточно сложной задачей. А разговоры о грядущем железе, даже если оно выйдет в далеком будущем — не самый плохой способ поддержать репутацию в глазах геймеров.
Однако кампания This is an Xbox нацелена на другой сегмент аудитории. Помимо этого, Фил Спенсер в интервью отметил, что издатель не слишком растет на рынке устройств. Xbox видит потенциал для развития в других сферах, и именно для этого экосистема будет масштабирована на мультиплатформу. А Microsoft, соответственно, станет мультиплатформенным издателем. По словам Спенсера, у Xbox нет никаких ограничений в плане эксклюзивности: даже те тайтлы, что раньше считались «священными», вполне могут заглянуть и на другие платформы.
Для геймеров это означает, что серии Halo, Gears of War и Forza, долгое время определявшие имидж Xbox, почти гарантированно появятся на PlayStation в той или иной форме. Новые тайтлы не обязательно будут выходить на PS5 в тот же день, но, фактически, эра перманентной эксклюзивности этих франшиз подошла к концу. Поклонники Xbox недовольны, однако с точки зрения прибылей это выгодный шаг. Например, Call of Duty: Black Ops 6 побила рекорд по аудитории на релизе благодаря доступности и в Game Pass, и на PlayStation, и в Steam.
Здесь же стоит отметить, что Microsoft не единственная, кто пришла к подобной стратегии. Sony не так активно идет в сторону мультиплатформы, но точно так же выпускает большинство своих крупных релизов на ПК (пусть и с задержкой). А спин-офф Horizon вообще вышел на Switch — еще совсем недавно об этом и речи быть не могло.
Но интересный момент в том, с какой скорость Microsoft приступает к стратегическому сдвигу. Чтобы не слишком ранить чувства лояльной аудитории, платформодержатель пока что медленно отрывала «пластырь» — но рекламная кампания и интервью Спенсера намекают, что темпы могут ускориться. А это теоретически означает, что на других платформах могут появиться и другие крупные тайтлы Xbox. Есть вероятность, что Microsoft хочет пойти путем EA и Ubisoft, которые перенесли свои подписочные сервисы в PlayStation Store. Для того, чтобы он имел право на жизнь, библиотека должна быть достаточно большой.