Общество

Едем за продуктами и впечатлениями в Елисеевский магазин

История одного из самых известных торговых домов, который пережил императора, власть Советов и перестройку В рождественский вечер 1812 года Пётр Елисеев, крепостной садовник графа Шереметева, внёс угощение для гостей – свежую землянику. Изумлённый граф спросил, как отблагодарить талантливого садовника за такое чудо. Пётр не растерялся и попросил вольную. Граф сдержал слово, дал вольную Елисееву с женой и сто рублей подъёмных – по тем временам огромные деньги. Оказалось, что бывший крепостной обладал не только талантом садовника, но и незаурядной коммерческой жилкой. Пётр Елисеев прославился на весь Петербург благодаря умению удивить самых требовательных покупателей. Так началась великая история товарищества «Братья Елисеевы». Спустя несколько десятилетий потомки Петра откроют в Петербурге торговый дом – центр управления всей деятельностью товарищества Елисеевых, который вы можете посетить и сегодня. С момента постройки и по сей день магазин купцов Елисеевых сочетает в себе многогранную концепцию – это не только гастроном, но также рестораны, театр и парадная гостиная для торжественных приёмов. Сегодня Елисеевский магазин – одно из самых узнаваемых зданий на Невском проспекте. Однако в начале XX века петербуржцы ругали его за вычурность, называли монстром и купеческим модерном. Что же здесь было до и что можно увидеть после основания одного из самых известных магазинов страны? Место покушения на императора Участок в центре Петербурга на углу Малой Садовой улицы и Невского проспекта был застроен с XVIII века. Его владельцы постоянно менялись. Первый дом здесь возвёл Иван Апайщиков – богатый купец, который удостоился звания «Именитый гражданин Санкт-Петербурга». Во времена Екатерины II обладатели этого почётного титула получали много привилегий. Например, они могли «иметь сады, загородные дворы, ездить в карете парою и четверною; не запрещалось заводить и содержать фабрики, заводы, всякие морские и речные суда». А именитый гражданин в третьем поколении мог получить дворянство. Апайщиков построил на участке трёхэтажный дом. После его смерти здание несколько раз меняло владельцев. Его купил сначала сенатор Дмитрий Баранов, затем здесь открылись чайная, магазины вин и итальянских товаров. Потом постройкой владел граф Георгий Менгден. В 1863 году к ней добавили ещё два этажа. В здании разместилась редакция журнала «Военный сборник», которой руководил литературный критик Николай Чернышевский. Во второй половине XIX века в доме открылась кофейня, где часто собирались народовольцы – участники незаконной политической партии «Народная воля», которая стремилась начать в стране демократические реформы. Революционеры считали, что принудить правительство к этим переменам можно с помощью террора. Поэтому они постоянно устраивали покушения на императора и высокопоставленных чиновников. Из этого здания революционеры могли наблюдать, как по Невскому проспекту проезжал Александр II из Зимнего дворца в Михайловский манеж. Император часто пользовался этим маршрутом, потому революционеры и заинтересовались домом. Члены «Народной воли» Анна Якимова-Диковская и Юрий Богданович под именем супругов Кобозевых сняли у Менгдена полуподвальное помещение. Арендодателю они сообщили, что хотят открыть лавку сыров. Комната была в плохом состоянии, в подвале стояла вода. Поэтому супруги якобы занялись ремонтом. На самом деле народовольцы рыли подкоп к середине Малой Садовой улицы, чтобы заложить там мину. Работа была сложной: под улицей проходили канализационные и водопроводные трубы. К тому же здание находилось в самом центре города, поэтому работали революционеры только ночью, чтобы их не заметили. Народовольцы смогли установить мины, но в день покушения, 13 марта 1881 года, император сменил маршрут и взрыв на Малой Садовой не произошёл. Однако в этот же день было совершено другое покушение на Александра II. Когда царь проезжал по набережной Екатерининского канала (сейчас – канал Грибоедова), революционер Николай Рысаков бросил в его карету бомбу. От взрыва Александр II не пострадал. Он решил переговорить с задержанным преступником. В этот момент вторую бомбу в императора кинул Игнатий Гриневицкий. И сам народоволец, и император получили смертельные раны. От них Александр II скончался через час в Зимнем дворце. О тайной комнате революционеров историк Лев Лурье писал: «16 марта… исчезновение [Богдановича и Якимовой-Диковской] было обнаружено. Полиция вскрыла двери и обнаружила на прилавке деньги с запиской: «Эта сумма полагается мяснику за мясо, забранное для кота». Нашли подкоп, галерею, на следующий день извлекли мину. Проглядевший подготовку к террористическому акту генерал Мровинский был разжалован военным судом». Генерал-майор Константин Мровинский в те годы был начальником технической службы городской полиции Петербурга и пропустил подготовку к теракту. Вскоре после покушения на императора здание купила баронесса Елена Мейендорф. В 1890-е годы здесь работали магазин, ломбард и ресторан, а на верхних этажах сдавались квартиры. «Домашний архитектор» Елисеевых В 1898 году дом на углу Малой Садовой и Невского проспекта купил Григорий Елисеев, глава торгового товарищества «Братья Елисеевы». Купцы разбогатели, когда начали продавать в России иностранное вино. Во Франции и Испании они покупали урожай винограда, на заграничных складах Елисеевых он проходил первоначальную обработку. Затем виноград привозили в Санкт-Петербург. Уже здесь готовили вино, которое выдерживалось в подвалах Елисеевых на Васильевском острове. Общая протяжённость этих складов превышала километр. Готовые алкогольные напитки продавались в магазинах Елисеевых в Москве, Петербурге, Казани и других крупных городах, на Нижегородской ярмарке. Кроме вина, здесь можно было купить деликатесы и сигары из-за границы. У Елисеевых продавались устрицы, французские трюфели, тропические фрукты, бельгийский шоколад. В их магазинах можно было найти и продукцию русских фабрик: кондитерские изделия, красную рыбу, икру. А ещё купцы одними из первых открыли доставку. По Петербургу они развозили заказы из своих магазинов в течение часа. В 1900 году Елисеевы поручили перестроить здание на пересечении Малой Садовой улицы и Невского проспекта архитектору Гавриилу Барановскому, который к тому времени работал на купцов уже более десяти лет. По их заказу Барановский построил несколько доходных домов и особняк на Биржевой линии, за что современники даже прозвали его «домашним архитектором Елисеевых». Гавриил Барановский реконструировал постройки во дворе здания, фасад, который выходил на Малую Садовую, и правый корпус на Невском проспекте. Все сооружения он оформил в едином неоклассическом стиле. У корпуса на Невском проспекте появились большие витрины. А ещё Барановский украсил фасад рустовкой – облицовкой в виде плотно пригнанных друг к другу необработанных камней. Купеческий модерн Основное здание на углу возвели в 1902 – 1903 годах. Гавриил Барановский выбрал для него популярный тогда стиль модерн. Заказчики хотели, чтобы здание выделялось на фоне улицы и привлекало потенциальных покупателей необычным внешним видом. В плане дом представлял куб. Фасад, который выходил на Невский проспект, Барановский оформил большой аркой. Прямо над ней расположился горельеф в виде женской головы. Специально для здания скульптор Амандус Адамсон создал четыре статуи – «Промышленность», «Торговля», «Искусство» и «Наука». Промышленность и торговлю олицетворяли римские боги Вулкан и Меркурий. В статуях Елисеевы решили показать достижения своей династии. По их просьбе у ног «Торговли» Адамсон разместил якорь, символ покорения морских путей. Он напоминал о том, что Елисеевы построили собственный торговый флот, чтобы быстрее доставлять заграничные товары в Россию. Статую «Искусство» возвели, чтобы показать, что купцы жертвуют много денег на благотворительность. А «Промышленность» и «Наука», по замыслу заказчиков, символизировали новаторство. Елисеевы модернизировали своё производство, применяли самые современные на тот момент технологии. Фасады Елисеевского магазина облицевали розовым камнем. Здание украсили растительные орнаменты, небольшие балконы прямо над витринами, кованые стебли и листья. Внутреннее оформление торговых залов тоже было подчинено законам модерна: изобилие, блеск, отказ от строгих форм в пользу плавных линий и украшение даже функциональных предметов интерьера деталями, напоминающими растительные орнаменты. Здесь – великолепие дворцов российских императоров с их позолотой, антикварной мебелью и потолочными светильниками. На первом этаже располагались три торговых зала. На втором – Международный коммерческий и Русско-китайский банки. Там же Григорий Елисеев открыл Общедоступные коммерческие курсы. Лекции здесь читали известные экономисты и предприниматели. Они рассказывали, как открыть и развить своё дело. Ещё в одном зале проводили спектакли и концерты. Здесь была своя театральная сцена, партер на 480 мест и три ложи. Журнал «Театр и искусство» писал: «Зал весёленький и пёстренький и для весёлого жанра чрезвычайно пригодный. На место жаловаться нельзя: и центрально, и глаз веселит, и воздуха много». На третьем этаже открылся личный ресторан Елисеевых. В нём обедали только члены династии, их родственники и друзья. В подвале владельцы устроили винный погреб и склад и установили новейшие на тот момент холодильники. Здание торжественно открыли и освятили 7 сентября 1903 года. На церемонию принесли икону Казанской Божией Матери из Казанского собора. Современники посчитали дом слишком вычурным. В прессе его прозвали купеческим модерном. Елисеевых критиковали за то, что дом их товарищества слишком выделялся на фоне застройки Невского проспекта. В то же время неподалёку открылся дом компании «Зингер». Поэт Георгий Иванов назвал оба здания монстрами. «Понемногу открывается новый дом Елисеева, что против памятника Екатерины на Невском. Многие нарочно ездят на верхах конок, чтобы полюбоваться этим зданием, предназначенным, к сожалению, не для музея или театра, а для магазина – монстра по части выпивок и закусок. По углам этого нового дворца высятся громадные бронзовые статуи: Торговля, Промышленность и, вероятно, Искусство и Просвещение. Первые две уместны и понятны, а при чём вторые две? Вероятно, Елисеев полагает, что искусство и просвещение тоже будут помещаться в его дворце; что ж, он прав: чем не искусство – искусство выпить и чем не просвещение – знание, чем закусить? Облупленный Александринский театр угрюмо выглядывает из-за сквера напротив в виде иллюстрации к тому, что такое в наш век искусство и что выпивка», – написал своё мнение Сергей Минцлов в «Петербург в 1903 – 1910-х годах. Дневник». В первой половине XX века в доме торгового товарищества «Братья Елисеевы» работали ломбард, магазины одежды, счетоводные курсы, акционерное общество «Борьба с огнём». В концертом зале на втором этаже свои спектакли показывали театр «Невский фарс», коллектив актрисы Валентины Лин, «Современный театр». Гастроном, «Окна ТАСС» и театр После революции 1917 года торговое товарищество «Братья Елисеевы» стало собственностью государства, а многие представители династии покинули Россию. Однако в здании на Невском проспекте продолжил работать продуктовый магазин. Большевики поменяли его название на «Гастроном №1 «Центральный». Даже в советское время, во время продовольственного дефицита, в нём всегда можно было купить деликатесы. На втором этаже в 1920-х свои представления давали Малый драматический театр, коллективы «Гротеск» и «Музкомедия». Постоянного владельца помещение на втором этаже получило в 1929 году. Сюда въехал Ленинградский театр сатиры под руководством Давида Гутмана. Первым представлением труппы в стенах Елисеевского магазина стал спектакль «Шулер» по пьесе Василия Шкваркина. В постановке участвовал артист Леонид Утёсов со своим джазовым оркестром. Кавалеры, приглашая дам на спектакль, обязательно угощали их в Елисеевском свежими фруктами, шоколадом и вином. Так была воплощена концепция, задуманная купцами Елисеевыми: объединение магазина, ресторана, театра и зала для торжественных приёмов под одной крышей в самом центре Петербурга. В 1931 году учреждение объединили с театром «Комедия» Степана Надеждина. Его ведущей актрисой была популярная тогда Елена Грановская, а в репертуар труппы входили в основном комедии и водевили. Однако театр не пользовался популярностью. Современники называли его самым плохим в Ленинграде. Тогда новым руководителем коллектива назначили художника Николая Акимова. Ему чиновники поставили условие: всего за год сделать театр одним из самых посещаемых в городе. Акимов пригласил в труппу новых актёров, много экспериментировал с репертуаром и в итоге добился популярности. В 1940-х в этом театре состоялись премьеры постановок «Тень» и «Дракон» по одноимённым пьесам Евгения Шварца. Театр не перестал работать даже в блокаду. Из бывшего Елисеевского магазина он переехал в здание Большого драматического театра, там было бомбоубежище. Спектакли в доме всё равно шли. Их давали Театр музыкальной комедии и Городской (Блокадный) театр. А большие витрины здания на Невском проспекте в войну использовали художники. 24 июня 1941 года здесь повесили первый агитационный плакат из серии «Окна ТАСС»: «Напал гад на наш сад. Что надо? Убить гада!». Его создал художник Виктор Слыщенко, а текст придумал редактор Георгий Кофман. С тех пор витрина гастронома №1 стала главным стендом для «Окон ТАСС». В 1941 году над плакатами работали Виктор Слыщенко, Николай Игнатьев, Моисей Ваксер, Виктор Григорьев и Пётр Горбунов. Однако в блокадную зиму некоторые художники уехали в эвакуацию, другие отправились добровольцами на фронт. Последний из оставшихся карикатуристов, Моисей Ваксер, умер в феврале 1942 года. После этого несколько месяцев над «Окнами ТАСС» работал один человек – Василий Селиванов. Он не только создавал плакаты, но и сам покупал краску и вывешивал готовые работы в витринах гастронома №1. Материалов не хватало. Часто плакаты приходилось печатать на старых обоях и газетах, а вместо красок использовать сажу. Поэтому в блокадных работах так много чёрного цвета. Иногда Селиванову помогали карикатуристы Борис Лео и Владимир Гальба, а в 1943 году штат «Окон ТАСС» наконец-то расширили. В него вошли художники Пётр Магнушевский и Сергей Панкратов. После войны Театр комедии Николая Акимова вернулся в здание на Невском проспекте. Коллектив выступает здесь и сейчас. В 2000-е его помещения отреставрировали. А что сейчас После долгих лет забытья 8 марта 2012 года магазин купцов Елисеевых общей площадью 430 квадратных метров вновь распахнул свои двери для покупателей. Интерьер был детально восстановлен по эскизам, утверждённым купцами Елисеевыми, и фотографиям 1903 года. В магазине бережно хранят традиции основателей и продолжают удивлять гостей. Сегодня в залах Елисеевского магазина работают шесть отделов, в которых представлены деликатесы со всего мира (поддерживая исторический имидж магазина колониальных товаров), а также продукция собственного производства. Современный магазин купцов Елисеевых решает за горожан и гостей города главный вопрос – куда сходить в Петербурге. В старинном гастрономе, помимо покупки продуктов, есть много других способов провести время с удовольствием. В центре зала, под раскидистой пальмой, официанты подают гостям французские десерты. Для любителей традиционной русской кухни также открыт необычный ресторан на цокольном этаже здания, на месте таинственных винных погребов и склада колониальных товаров прошлого века. В магазине работает первый в России музей истории купцов Елисеевых, где представлены личные вещи Елисеевых, письма, архивные материалы, коллекция антикварных предметов и уникальная фотоколлекция магазина из 150 неопубликованных снимков. Каждый экспонат, представленный в коллекции музея купцов Елисеевых, имеет свою историю появления, поиска, а также особенности, благодаря которым коробка, фантик, книга или бутылка, изготовленные более 100 лет назад, дошли до наших дней и бережно хранятся в частных и музейных экспозициях. На экскурсии туристы смогут посетить исторический кабинет директора магазина и побывать в его бывшей конторе. Гости смогут выйти на балкон второго этажа, с которого открывается самый роскошный вид на торговый зал и посетить антикварную выставку в закрытой музейной комнате. Туристы спустятся на цокольный этаж магазина (бывший винный погреб) и узнают, как делаются десерты и шоколад ручной работы. А ещё на экскурсии можно побывать за прилавком в торговом зале, увидеть подлинную резьбу на 120-летних витринах из красного дерева и заглянуть внутрь волшебного рояля, играющего самостоятельно в торговом зале. Записаться на экскурсию в можно на сайте Елисеевского магазина.

Источник: news.rambler.ru

Похожие записи

Кемеровские блогеры поплатились за перформанс на электросамокате в ТЦ и крыше машины

В Махачкале женщина заболела ботулизмом после косметической процедуры

Шекспир, Агата Кристи, Оскар Уайльд. Планы Театра имени А.С. Пушкина на 75-й сезон

Сель сошел на Военно-грузинскую дорогу, движение транспорта остановлено

Карта подключений тепла в Новосибирске оказалась фейком

Пензенские работники культуры отправили груз хабаровским бойцам

Усова: Депутаты проконтролируют строительство трёх новых школ в Саратове

В Северной Осетии высадят более 50 тыс. саженцев в память о павших в боях за Родину

«У нас – неравнодушные ребята»: куряне рассказали о гуманитарном центре на Тускарной

В Приморье в 2025 году откроется филиал Национального центра «Россия»

В Казани открылся первый «Добро.Центр. Детская библиотека»

Детям погибших на Камчатке горняков назначат регулярную выплату от предприятия

Ваш комментарий

+ 19 = 21

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой ваших данных этим веб-сайтом.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей. Ок Подробнее