Поможет ли платье из шторы "подцепить" журналиста и как добиться того, чтобы тебя повели в ЗАГС сразу после знакомства? Размышляем, чем цепляет постановка московских студентов в "Пятом театре". 2 декабря на сцене "Пятого театра" ГИТИС представил спектакль "Строим дорогу — строим себя" (16+). Постановка приурочена к 50-летию с начала строительства Байкало-амурской магистрали, иначе — БАМ. Но много ли о чём вам говорит эта аббревиатура и что вообще такое — БАМ? Рельсы-рельсы и шпалы-шпалы, растянувшиеся на километры по мёрзлой земле? Мороз под -50 градусов, когда чугун трескается от одного удара? Пассажиры едут в вагонах под убаюкивающее "чух-чух" и не знают, что в далёкие 70-е годы деятели со всей России съехались в Сибирь и на Дальний Восток, движимые общей, в чём-то наивной, идеей сделать мир лучше. Режиссёр спектакля Анна Штукатурова на пресс-конференции рассказала, что их постановка не агитация и петь дифирамбы Советскому Союзу и масштабной стройке — это последнее, о чём они думали. Несмотря на лозунговость названия, "Строим дорогу — строим себя" — это честная история о людях, которые более 12 лет строили железную дорогу протяжённостью в полстраны. Они преследовали разные цели и не у всех они были связаны с "объединением ради общего дела": у кого-то не сложилось с женой, кому-то по роду профессии пришлось оказаться в сибирской глубинке, а кто-то действительно поехал менять мир. Спектакль состоит из пяти новелл, каждая из которых основана на реальной истории бамовцев. Сценаристы старались добиться максимального правдоподобия, поэтому поднимали архивы РЖД, общались с участниками строительства дороги. Как говорит Анна Штукатурова, возможно, однажды им предстоит играть перед теми людьми, чьи судьбы пересказаны в спектакле, поэтому фантазировать на тему чужой жизни — слишком большая ответственность (даже реальные имена остались без изменений). Григорий Лосев Раздаются первые звуки фортепианной мелодии, и по сцене кинематографичным шагом в исполнении Константина Умрихина движется Анатолий Байков — режиссёр, создатель первого Народного театра на БАМе. Именно ему гитисовцы и посвятили свою постановку. И вот кадр меняется. Наше время, редакция. Журналисты ломают голову, как незаурядно преподнести юбилей советской стройки, и бросаются колкостями в бывалого репортёра в исполнении Григория Лосева. Он писал о БАМе с любовью и надеждой, когда стройка только начиналась, и со злорадством о её бесполезности — во времена перестройки. Григорий описывает своего персонажа как прожённого опытом слугу пера, который наделал немало ошибок, но раскаивается в них. Со сцены он честно признаётся: "Я завидую вам". Ведь все эти строители, художники, архитекторы занимаются своим делом, а журналист только пишет о том, "как замечательно это у них получается". Вообще, ломать так называемую четвёртую стену в спектакле будут при появлении каждого нового героя. Вот механик рыщет по залу в поисках Анатолия Байкова, который "украл у него доски для какого-то там клуба", и грозится его прибить. А его долгое молчание и пристальный взгляд вызывает у зрителя приступ хохота. Девушки из женской бригады спускаются со сцены в зрительный зал, напевая Bella ciao. Актёр Григорий Лосев говорит, что ломать четвёртую стену всегда сложно, так как нужно сохранить баланс: одной ногой ты в истории на сцене, а второй — в зрительном зале,там ты ловишь реакцию зрителя. Как рассказывает режиссёр спектакля Анна, и сам драматургический материал, который ей достался, напрашивался на прямое общение со зрителем. — Все монологи были прописаны драматургами. И когда я читала этот материал, поняла, что общение со зрителем — самое простое решение. Я вообще изначально приняла для себя какую-то внутреннюю установку, что этот спектакль я буду делать со всех сторон просто: чтобы ничего не отвлекало от того, про что актёры рассказывают. Поэтому использовались не замысловатые какие-то режиссёрские решения, а простые, честные, классические, — рассказала Анна. Вдруг на сцену, пританцовывая, вылетает очаровательная девушка и обращается к зрителю с признанием. Ей 30 лет, у неё трое детей от разных мужчин, и о ней идёт дурная слава: "Будто со мной можно без обязательств", — плачет девушка. Ей, как и героине Теличкиной из фильма "Начало" (12+), которую она цитирует, тоже нельзя целоваться: она "слаба, млеет". Многодетная мать решает уехать на БАМ и начать новую жизнь без мужчин. Устраивается уборщицей в больницу, где её замечает молодой журналист. Его не смутили ни трое сыновей, ни бойкий нрав дамы, ни платье из шторы, которую она украла, чтобы сшить наряд на свидание с ним. Так и остались молодые жить на БАМе. "Денег на обратный билет просто не хватило", — со смешком замечает героиня. И вот на сцене новая новелла о молодой проектировщице, которую по ошибке заселили в одну комнату с механиком Романом, который сорвался на стройку БАМ из-за измены жены и решил отречься от женщин. Сама же проектировщица разрушила семью архитектора и приехала с огромным синяком на глазу (от его жены) защищать проект нового станка. Ссоры, неловкость и страсть к своей работе сблизили незнакомцев, общение которых поначалу напоминает первую встречу Жени Лукашина и Наденьки из новогоднего фильма Рязанова. И уже на следующий день настойчивый Роман тащит девушку в ЗАГС. Дальше история о том, что девушки из женской бригады не могут поделить билет на концерт Дина Рида. И у каждой свои причины не отдавать его. Например, героиня студентки ГИТИСа Марии Сидоренко считает, что Дин Рид — это её отец, поэтому она все его песни знает наизусть. Как рассказывает Мария, её героиня — добрая девушка, которая не терпит раздоров между подругами и всем стремится помочь. Актриса считает, что у советских людей было "стремление к добру", которое как раз-таки и помогало преодолевать выпавшие на их долю испытания. Но Мария верит: сейчас добрых людей не меньше, просто времена не те. Антураж советской романтики и наивность — основные "декорации" к постановке. На сцене нет масштабных выгородок — только пара коек, стол и стулья, привезённые из ГИТИСа, те, на которых до сих пор сидят будущие актёры. Костюмы тоже отсылают к эпохе: кожанка, каракулевая шубка, шифоновые платья и цветастые халаты и блузки. Кстати, в спектакле звучит только живая музыка, причём исполняют её сами актёры — таково требование режиссёра. Гитисовцы играют на фортепиано, бас-гитаре и поют: "Пусть не меркнут огни" из фильма "Карнавал" (12+), композиции Майи Кристалинской "У тебя такие глаза" и "Ты не печалься". — Все спектакли, которые я делаю, я делаю исключительно с живыми инструментами. И желательно, чтобы артисты сами на них играли и ещё и сами пели. Мне кажется, что в этом есть какая-то экологичность, честность. Фонограмма для меня не особо живая субстанция. Я фанат живой музыки в театре. Наверное, это пошло из детства. Мое первое театральное потрясение было в 4-5 лет, когда я попала на "Юнону и Авось". Я одна из тех, кто видел первый легендарный состав. Это был один из последних спектаклей того состава. И тогда случилась любовь и к музыкальному театру, и к саундраме, и к живой музыке. Мне кажется, ещё оттуда ноги растут, — рассказывает Анна Штукатурова. Мария Сидоренко Действие на сцене закольцовывается появлением Анатолия Байкова. Он не только отстраивал заново сгоревший на БАМе дом культуры, но и укладывал рельсы вместе с рабочими, а потом бежал в клуб на очередную репетицию в плохо отапливаемом помещении. Для чего строителям нужен был театр, наверное, лучше всего сказали бы они сами. Скорее, для души. Байков ушёл из жизни в 33 года, так и не успев осуществить свою мечту — рассказать историю бамовцев со сцены театра. Но за него это постарался сделать ГИТИС. Кстати, наши коллеги из "Евразии сегодня" взяли у Анны Штукатуровой отдельное интервью о спектакле про БАМ. О том, кем и как он создавался и почему будет актуален даже для тех, что понятия не имеет, что такая железная дорога вообще существует, читайте здесь . Фото: Илья Петров
Предыдущая запись
Следующая запись