С Чукотки — на авиасалон «Боинг-777» летит до Анадыря девять часов. В это время можно посмотреть в иллюминатор и обнаружить, что за все это время солнце так и не садилось. Улетаешь вечером из Москвы, садишься днем на Чукотке, а ночи и не было! Анадырь — первый советский город, в котором во время войны приземлялись самолеты, следовавшие по ленд-лизу по трассе Аляска — Сибирь. Алсиб — это сочетание букв повторяли, как мантру. Потому что самолеты нужны были фронту как воздух. По этой программе в СССР из США было поставлено около восьми тысяч самолетов. Сейчас в Анадыре мы встречаем два «Дугласа С-47» времен Второй мировой войны с русско-американскими экипажами. Эти самолеты приобрела компания «Русское авиационное общество» — специально для того, чтобы возродить историческую память об авиатрассе. — Самолеты пролетят историческую часть трассы, а затем приземлятся на авиасалоне МАКС-2015 в Жуковском, — объяснял гендиректор «Русавиа» Сергей Баранов. — А после этого они будут переданы в Музей Вооруженных сил. Космонавт и самолет Первым в Анадырском аэропорту приземляется «Дуглас»», названный в честь космонавта Алексея Леонова. Следом заходит борт с именем Евгения Логинова — первого советского министра гражданской авиации. На взлетной полосе — бывший главком ВВС Петр Дейнекин и сам Алексей Леонов, первый человек, вышедший в открытый космос. Он радостно фотографируется на фоне «своего» самолета. А на следующий день сам садится за его штурвал и взмывает над Чукоткой. Мы потрясены: ведь дважды Герой Советского Союза уже 25 лет не сидел за штурвалом. Но бывших летчиков не бывает, Алексей Архипович сделал круг и благополучно посадил машину. — Ну и как вам «Дуглас»? — спросил я его после приземления. — Тяжеловата машина, — ответил летчик-космонавт. — На истребителе было проще. Из Анадыря полетели на Колыму. Магадан встретил хлебом, солью и комфортным аэропортом. В этом смысле нынешним пилотам легче: 70 лет назад здесь были только сопки да взлетная полоса старого аэродрома «Магадан-13». Отсюда до Якутска проходил самый сложный участок пути, тем пилотам приходилось взлетать при морозе в минус 60 по Цельсию, а в «Дугласе» и летом-то нежарко. Мы с летчиком-испыта-телем первого класса Валентином Лаврентьевым, управлявшим одним из «Дугласов», пошли к той старой полосе. Навстречу вышел охранник. — Можно мы тут осмотримся немного? — обратился к нему пилот. — Хоть постоять минутку на старой полосе, почтить память предшественников. Охранник не возражал. Не до рыбалки Меньше суток в Магадане и — в Якутск. В этом студеном, казалось бы, городе у меня произошел «разрыв шаблона», ибо я видел, как жители обливаются водой из фонтана, спасаясь от жары. Лето здесь короткое, но оно случается. В столице Якутии, как и везде, нас встречали очень радушно и пытались удивить. Нам тут же устроили экскурсию в Музей вечной мерзлоты и даже отправили кататься на «Ракете» по Лене. Мы причаливали к берегу, жарили шашлыки, я даже покидал спиннинг… По рассказам местных, в тех местах самая лучшая в мире рыбалка. Но у меня ничего не клевало, поскольку рыбак я никудышный. Летчикам Великой Отечественной было точно не до рыбалки. Нужно было гнать на фронт: заправился — и снова на крыло. А у нас впереди был Братск. В этом городе легендарные самолеты вызвали настоящий восторг. Чтобы посмотреть на них, на аэродроме собралось столько народа, что на дороге образовалась пробка в несколько километров. Многие спрашивали, не станут ли такие реконструкции исторических перелетов регулярными. Но Сергей Баранов отвечал, что в Музее Вооруженных сил «Дугласы» обоснуются навсегда. Из Братска — в Красноярск, где завершилась историческая часть полета. Я отправился в Москву. Устроившись в кресле комфортабельного лайнера, я подумал, что 70 лет назад «Дугласы» летели в том же небе и над той же землей. Но тогда это был настоящий подвиг. По Алсибу везли людей, грузы и почту Воздушная трасса между Аляской и СССР действовала с октября 1942 по октябрь 1945 года. Американские летчики доставляли самолеты до города Фэрбенкса на Аляске, где советская военная миссия принимала технику. С завода в США до фронта в Советском Союзе самолету приходилось преодолевать до 14 тысяч километров. Всего по трассе Алсиба доставлено 7908 одномоторных и двухмоторных самолетов. Кроме того, по трассе перевозили военное оборудование, продовольствие, оборудование для госпиталей, протезы, хозяйственные и канцелярские принадлежности и почту. За время существования трассы по ней было перевезено более 120 тысяч пассажиров, 18,7 тонны грузов и 319 тонн почты.
Предыдущая запись