Каждое утро и вечер нижегородцам приходится буквально штурмом брать общественный транспорт, чтобы уехать на работу или домой. В последнее время ситуация еще более обострилась. Горожане стали все чаще жаловаться на жуткую давку в автобусах, и каждая поездка в часы пик превращается в настоящий аттракцион «попади в салон». В чем причины данной проблемы, и можно ли найти пути ее решения, выясняла корреспондент ИА «В городе N».
На том же месте, в тот же час…
Сообщения о толпах страждущих попасть в автобусы с завидной регулярностью поступают из всех районов Нижнего Новгорода. За примерами далеко ходить не надо. Площадь Минина и Пожарского, обычный рабочий день. На часах около 17:00, а на остановке уже яблоку негде упасть. По приблизительным подсчетам, в ожидании транспорта там толпятся около сотни человек. Стоит отметить, что автобусы подъезжают регулярно, но салоны заполняются за считанные секунды. Те, кто побыстрее, успевают протиснуться в двери, остальным приходится ждать дальше.
Примерно через час толпа понемногу рассасывается, но спустя несколько минут на остановке снова не протолкнуться. Большинству из тех, чей рабочий день завершается в 17:00, все-таки удается уехать, но на их места приходят те, кто заканчивает в 18:00. История повторяется: автобусы подъезжают, но внутрь попадают не все. Только ближе к 19:00 людей на остановке становится меньше, но и транспорт начинает ходить реже. Замкнутый круг.
Чуть лучше ситуация на площади Горького. Вероятно, это связано с тем, что оттуда люди могут уехать в нижнюю часть города на метро. Да и в салонах автобусов становится чуть свободнее — пассажиры выходят, чтобы пересесть на подземный транспорт. Тем не менее, о свободных сидячих местах остается только мечтать, да и стоять приходится в толпе.
Как сообщили ИА «В городе N» в Центре развития транспортных систем (ЦРТС), площади Горького и Минина и Пожарского входят в число наиболее проблемных точек, где труднее всего попасть в автобусы. К таковым относятся и другие крупные пересадочные узлы: Московский вокзал, Сормовский поворот. Кроме того, проблема существует на остановках, находящихся вблизи жилых комплексов и крупных предприятий. Сами нижегородцы неоднократно жаловались на давку в автобусах, проезжающих через микрорайон Щербинки, площадь Лядова и станцию метро «Пролетарская».
В поисках водителей
Жители видят корень зла в нехватке подвижного состава и отмене ряда маршруток, в результате чего нагрузка падает на другие автобусы. Также пассажиры неоднократно отмечали, что некоторые водители проезжают остановки. При этом места в салонах есть.
В правительстве назвали еще одну причину: недостаток водителей. По информации ЦРТС, ежедневно на маршрутах Нижнего Новгорода работают в среднем 835 единиц подвижного состава. И это только 70% от общего числа автобусов.
Недовыпуск транспортных средств на линию связан с острым дефицитом водительских кадров в пассажирских предприятиях и организациях, — отметили в ЦРТС.
Также, по словам специалистов, давка может быть связана с увеличением интервалов движения на маршрутах. Это происходит по ряду причин, основными из которых являются сходы автобусов с линии из-за технических неисправностей и пробки, возникающие на улицах города в часы пик с 07:00 до 09:00 утром и с 17:00 до 19:00 вечером.
Это происходит по независящим от перевозчика причинам. Своевременно заменять неисправные транспортные средства не всегда представляется возможным, — заявили в ЦРТС.
Автоюрист, транспортный эксперт Сергей Кузин тоже видит целый комплекс причин, по которым нижегородцы вынуждены штурмовать автобусы по утрам и вечерам. При этом он отметил, что если метро в часы пик хоть как-то загружено, то трамваи ходят в это же время почти пустыми.
Проблема очень актуальна. Власти просят нижегородцев пересесть с личного транспорта на общественный, но он ходит настолько плохо и редко, что пользоваться им практически невозможно. Ситуация получается тупиковая. Даже существующее количество пассажиров общественный транспорт «переварить» не способен, — сказал он.
Эксперт также добавил, что это не исключительно нижегородская проблема, и повышенная нагрузка на общественный транспорт в часы пик наблюдается и в других российских городах.
Решать такие вопросы, в первую очередь, необходимо с помощью эффективной транспортной схемы, четкого понимания пассажиропотока и создания комфортной инфраструктуры, а самое главное — вывода ни линию в пиковые часы большего количества транспорта. Это будет и экономически выгодно, так как пассажиры готовы платить, — подчеркнул эксперт.
Он также подтвердил, что и недостаток водителей оказывает негативное влияние на ситуацию.
Сейчас людей не хватает во всех сферах. В связи с СВО почти 2 млн человек выбыло из этой финансово-хозяйственной деятельности, — отметил он.
Само рассосется?
В том, что проблема обострилась именно сейчас, Сергей Кузин видит и некую сезонную составляющую. Обычно в конце лета — начале осени люди возвращаются из отпусков, и им сложно сразу влиться в привычный распорядок. По прогнозу эксперта, к зиме ситуация более или менее стабилизируется.
Проблема актуализируется каждый год примерно в это время. Летом экономическая активность снижается, а сейчас люди вернулись с отдыха и только входят в свой рабочий график. Но к зиме они должны «перестроиться». Те, кто не смог уехать сегодня, на следующий день могут выйти на полчаса раньше или позже. Таким образом, пассажиропоток будет более равномерно распределяться по времени. Рано или поздно люди находят более удобный для себя способ, начинают им пользоваться, и эта проблема становится менее актуальной, — пояснил Кузин.
Однако сами по себе толпы не рассосутся. Даже если через месяц-другой давка и станет меньше, полностью она не исчезнет. И не стоит полагаться на то, что в салонах станет намного свободнее.
Пути решения
Нельзя сказать, что попыток решить проблему не предпринимается вообще. В частности, за последние годы власти несколько раз увеличивали зарплату водителям. Правда, их нехватка ощущается по-прежнему остро. В настоящее время прорабатывается вопрос очередного повышения заработной платы сотрудникам транспортных предприятий.
В результате проведенных мероприятий по привлечению водительских кадров в ГП НО «Нижегородпассажиравтотранс» к началу текущего года удалось увеличить численность водителей на 50 человек. Однако к настоящему моменту снова наблюдается отток. Следует отметить, что при отсутствии мер он был бы значительно больше, — заявили в ЦРТС.
Сергей Кузин также видит один из вариантов решения проблемы в создании эффективной трамвайной сети. Электротранспорт позволит разгрузить автобусы.
Сейчас пользоваться трамваями при перемещении на большие расстояния не представляется возможным. В некоторых местах просто нет путей. Необходимо доработать трамвайную сеть, но пока власти этот вопрос проигнорировали. Огромные деньги тратятся на перекладку путей, но трамвай так и останется «костылем», который до ума никто не доведет, — отметил эксперт.
«Гармошки» не сыграют?
Некоторые нижегородцы полагают, что избежать давки в салонах помогут и автобусы большой вместимости — так называемые «гармошки». И они в городе есть, правда, на улицах их можно увидеть нечасто. Напомним, еще в 2014 году было закуплено 30 «гармошек», но многие из них довольно быстро пришли в негодность. В качестве причин называлось и некачественное моторное масло, и сложный нижегородский ландшафт, к которому техника оказалась не приспособлена.
По данным ЦРТС, сегодня в городе работают семь автобусов особо большого класса: один на маршруте А-4» — «Площадь Минина и Пожарского — Площадь Горького» и шесть — на А-48 «Улица Долгополова — Поселок Сортировочный». При этом, по информации ГП НО «Нижегородпассажиравтотранс», в настоящее время три из них находятся на ремонте.
Однако, по мнению Сергея Кузина, решить проблему эти автобусы все равно не способны.
Во-первых, в центре города достаточно узкие дороги, а такими большими автобусами сложно управлять. Во-вторых, это автоматически заставляет пассажиров участвовать в дорожном движении, а магистрали сейчас перегружены. Кроме того, чем больше автобус, тем больше расстояние между дверями, а оно всегда заполняется с минимальной эффективностью. Пассажиры стараются оставаться во входной зоне. Также надо смотреть на стоимость этих транспортных средств. Сейчас цена, которую заявляют производители, ни в одну финансовую модель не уложится. Для того, чтобы это было рентабельно, придется повышать стоимость проезда, — сказал Кузин.
Время покажет
Недавно стало известно, что региональное правительство планирует решить проблемы с автобусами с помощью брутто-контрактов. По ним транспортные компании будут получать плату за выполненные рейсы, а не за количество перевезенных пассажиров. Также в следующем году в областном бюджете будут заложены средства на увеличение зарплаты водителям и закупку новых автобусов. В правительстве полагают, что все это станет панацеей от множества проблем общественного транспорта, в том числе, и от давки в часы пик.
По словам Сергея Кузина, данный вопрос успешно решается в европейских странах, и Нижний Новгород может перенять их положительный опыт. Однако все это требует системного комплексного подхода.
Необходимо распределять пассажиропотоки между наземным и подземным и рельсовым транспортом, как каркасом всей системы. Но в Нижнем Новгороде это не реализовано и вряд ли будет, судя по ближайшим планам и средствам. Без этого создать эффективную транспортную систему создать невозможно, — считает автоюрист.
Насколько эффективными окажутся меры, предпринимаемые сейчас и намеченные на следующий год, — покажет время. ИА «В городе N» будет следить за ситуацией.
Ранее мы рассказывали о проблемах и перспективах общественного электротранспорта в Нижнем Новгороде.
Самые интересные и срочные новости читайте в Telegram-канале «В городе N»