В Новосибирском государственном художественном музее (НГХМ) открылась выставка "Государственный Эрмитаж. Парадный выезд императорского двора". На ней представлено 170 предметов из собрания Придворно-конюшенного музея, большая часть которых после расформирования музея вошла в коллекцию Эрмитажа.
Экспозиция включает разделы: "Императоры и императрицы", "Игры, скачки", "Охота", "Город и горожане", "Война и парады", "Траур". Все экспонаты на выставке помогают представить жизнь императорского двора, напоминают о том, как много значили лошади в русской жизни и русской культуре.
В Новосибирск из северной столицы привезли произведения живописи, графики, прикладного искусства, атрибуты для коронационных торжеств, предметы конской упряжи, костюмы и головные уборы кучеров, камер-казаков, миниатюрные кареты и экипажи, аксессуары для охоты и путешествий. Впечатляют скульптуры лошадей — залы новосибирского музея не припомнят таких больших экспонатов.
— Этот масштабный и важный выставочный проект выполнен специально для Новосибирска. Мы готовили его очень долго, в течение двух лет. Каждый экспонат позволяет погрузиться в конкретные исторические события, в историю Российской империи, — отметила директор НГХМ Екатерина Болдырева. — Но это не просто выставка, а Дни Эрмитажа, в рамках которых состоится большая просветительская программа. К нам при-ехал целый десант из Эрмитажа. Мы подготовили экскурсии, мастер-классы для детей, очень интересные настольные игры, наш кинозал будет в режиме нон-стоп показывать документальные фильмы об истории Эрмитажа, о многих его коллекциях, об истории императорской семьи.
Посетители музея познакомятся с произведениями Николая Сверчкова, который с детства любил лошадей и достиг заметных успехов в их изображении, а также с конными портретами правителей, выполненными Петром Клодтом.
"Лицом" выставки является "Портрет Екатерины II верхом" датского портретиста Вигилиуса Эриксена. Здесь запечатлен момент, когда Екатерина Алексеевна, получив письмо с отречением Петра III, возвращается в Петербург верхом на коне по кличке Бриллиант. Императрица изображена в мужском костюме — в мундире лейб-гвардии Семеновского полка, с лентой высшего ордена Российской империи Святого Андрея Первозванного и шпагой в правой руке.
Организаторы обращают внимание еще на одну работу — "Портрет графини Анны Петровны Шереметевой в карусельном костюме". Графиня изображена в образе древнеримской богини войны Беллоны, в костюме, очевидно, созданном специально для праздника — конных состязаний, которые назывались каруселями. Эти турниры особенно любила императрица Екатерина II.
— В разделе "Охота" представлено два вида дорожной мебели, которую члены императорской семьи брали с собой, — компактные складные стол и стул. Но это не просто столик — он выполнен из дуба, посаженного Петром I в Летнем саду Санкт-Петербурга, — рассказала куратор выставки, научный сотрудник Государственного Эрмитажа Людмила Шатилова.
Царская семья и состоятельные люди того времени делали заказы лучшим художникам и скульпторам, желая увековечить образы дорогих сердцу скакунов. Так, на выставке есть и гравированный портрет любимой лошади Петра Великого — Лизетты.
Неожиданно
На экспозиции представлены предметы, которые сопровождали траурные церемонии. Например, попона одного из интереснейших персонажей шествия — Радостной лошади, или Фрейден-пферд. В отличие от своих собратьев, покрытых черными попонами, Радостная лошадь сияет золотыми нитями и ярким бархатом, символизируя переход души к лучшей жизни и те великие дела, которые государь совершил на благо Отечества.