Ценный экспонат, не имеющий аналогов в России и сохраненный в Художественном музее имени И. Крамского в Воронеже, впервые покажут на публике в феврале. Каменная плита с изображением воина-победителя была создана в IV веке до н. э. для гробницы в Капуе. Фреска попала в нашу страну в не очень хорошем состоянии, поэтому находилась в фондах. О ее существовании долгое время не знали и многие специалисты. Теперь памятник античного искусства прошел реставрацию в Москве.
Работа шла около двух лет. Специалисты Всероссийского художественно-научного реставрационного центра имени академика И. Грабаря заклеили трещину, которая разделяла плиту надвое, отчистили камень от грязи, укрепили отслоившуюся краску. Всадник стал более ярким. На сегодня это единственный в нашей стране памятник фресковой живописи Древней Греции. Само явление стало обсуждаться в науке сравнительно недавно — в 1960-е, когда в Пестуме археологи откопали "гробницу ныряльщика". Ранее о греческих художниках говорили в основном в связи с рисунками на вазах и скульптурой.
Античные росписи по мягкому камню — травертину (известковый туф) — встречаются нечасто. Их находят на каменных саркофагах в гробницах-цистах, заглубленных в землю.
В районе Капуи исследовано несколько сотен гробниц, и лишь в двух процентах случаев саркофаги в них снабжены рисунками, рассказывала ранее "РГ" ученый секретарь Воронежского областного художественного музея имени И. Крамского Наталья Бакина.
Фрески создавались прямо на месте будущего погребения. Мастера наносили на каменные плиты тонкий слой штукатурки и по нему писали темперными красками. Задачей было представить умершего героем, поэтому росписи гробниц обычно связаны с битвами, охотой, пирами, погребальными ритуалами.
На сегодня это единственный в нашей стране памятник фресковой живописи Древней Греции
"Воронежская" фреска была обнаружена в 1871 году в южноиталийском погребении Санта Мария ди Капуя Ветере. Это фрагмент торцовой плиты. Всадник-герой едет, очевидно, с победой и везет трофеи, снятые с убитого врага. На нем окровавленная белая туника и пояс, в руках копье.
— Предмет, который хранится в наших фондах, отражает определенный этап развития античной живописи. Сюжет стандартный: воин на коне возвращается с поля боя. Обращает на себя внимание мастерство художника. Контур всадника написан как бы одним жестом. Штрихами и тоном передан объем тела. Очень выразительна морда коня и драпировка флага, — отметила Бакина.
Фреску в свое время купили для музея императорского Дерптского университета. Посредником выступил известный ученый, археолог Вольфганг Гельбиг. Он помог пополнить многие европейские коллекции античного искусства, выбрал очень качественные и ценные предметы для Эрмитажа и будущего ГМИИ имени А. Пушкина.
В 1918 году в связи с событиями Первой мировой войны Дерптский университет эвакуировали в Воронеж вместе со всем музейным собранием. Так городу достался уникальный для России образец монументальной античной фрески. Плиту не выставляли как минимум 100 лет — а возможно, и вообще никогда. Из-за трещины ее заключили в деревянную раму и хранили в горизонтальном положении. Хотя изначально фреска как часть саркофага располагалась вертикально.
Кстати
С 3 февраля по 30 марта 2025 года "всадника из Капуи" увидят посетители ГМИИ имени А. Пушкина в Москве. Экспонат будет представлен в зале № 16. Затем фреска вернется в Воронеж — осенью здесь планируется большая выставка, посвященная изучению и реставрации этого памятника, после чего плита займет ключевое место в зале античного искусства.