Оказавшись в Нижнем Новгороде, не смогла пройти мимо академического театра драмы им. М. Горького. Наслышана о старейшем русском театре (ему более 220 лет), о его легендарном директоре Борисе Кайнове — заслуженном работнике культуры России, лауреате Премии Нижегородской области имени им. Н.И. Собольщикова-Самарина, премий им. М. Горького, им. Минина и Пожарского и других. Встреча состоялась накануне открытия нового, 227-го, сезона.
Из далекой истории. Князь Николай Григорьевич Шаховской, переехав из села Юсупово Нижегородской губернии на постоянное жительство в Нижний Новгород и перевезя в город труппу и имущество своего крепостного театра, открыл в 1798 году публичный театр, а его крепостные актеры сыграли в нем первый спектакль по комедии Д.И. Фонвизина "Выбор гувернера".
Россия может гордиться роскошными зданиями академических театров. Нижегородский — не исключение. Построен он по проекту главного архитектора императорских театров академика В.А. Шрётера. Расположен на знаменитой пешеходной улице — Большой Покровской.
Интересный факт: в 1894 году был заложен первый камень в фундамент будущего здания театра, а 14 мая 1896 года состоялось торжественное открытие нового театра парадным спектаклем — оперой М.И. Глинки "Жизнь за царя" с участием молодого певца Федора Шаляпина.
Борис Петрович, а когда Нижегородский театр драмы стал вашим родным домом?
Борис Кайнов: В 1982 году. В театре служу 42 года, 21 из них — директором. Начал с главного администратора, когда еще учился в Горьковском театральном училище. У меня уже была семья, ребенок. Я был самым старшим на курсе, и меня все звали "папой".
У вас нет худрука и главного режиссера. Чисто директорский театр?
Борис Кайнов: Да. А также театр-лаборатория. Мы с удовольствием приглашаем близких нам по духу режиссеров. Это хорошая школа, тренинг для актеров. Каждый режиссер работает по-своему, артисты должны быть в хорошей форме.
Вот снова пригласили Аллу Решетникову, режиссера Московского Губернского театра, выпустившую в нашем театре восемь спектаклей, — теперь на постановку мюзикла. Труппа наша поющая, танцующая.
У нас есть режиссерская обойма, некоторые работают с нами уже не одно десятилетие. Появляются новые имена.Все интересные. То есть ставят и молодые режиссеры, и опытные, с большим стажем. У них есть свой "портфель желаний", у нас тоже есть свой…
Фото: Валерия Авдеева
В репертуаре 40 названий, за каждым спектаклем закреплен главный исполнитель, который следит за его состоянием, за художественной частью. Производит вводы, если это необходимо. Поэтому нет большой необходимости держать в штате главного режиссера. Обстановка в театре доверительная, коллектив дружный, все заняты работой, некогда сидеть в гримерке и перемывать косточки своим коллегам.
Как часто бывает в театральном мире? Если у главного режиссера жена — актриса, то женская половина труппы отдыхает… Наши актрисы все заняты. Нет деления, как во многих театрах, на мастодонтов и "простых артистов".
Все равны. Сегодня народный артист играет главную роль, а завтра может выйти в эпизоде, массовке.
Вообще, если посмотреть на историю нашего театра, здесь долго не задерживались главные режиссеры. Я застал времена, в 1980-е, когда работали восемь народных и 17 заслуженных артистов. Труппа была сильная, самодостаточная. Не устраивавший коллектив режиссер покидал театр. Долгие годы вообще не было главрежа, работал директорский театр.
Какой режиссер близок по духу вашему театру?
Сцена из спектакля "Зойкина квартира" Фото: Валерия Авдеева
Борис Кайнов: Тот, кто не станет переворачивать с ног на голову драматургию, которую он не писал, уважительно относится к актерам и авторам — Чехову, Островскому, Булгакову… Сейчас все сложнее и сложнее находить таких режиссеров на просторах России. Многие уже забыли (или не знают), что такое русский психологический репертуарный театр. А мы стараемся сохранить именно тот театр, который нам достался в наследство от наших предков.
Очень часто режиссуру в театральных вузах преподают не режиссеры, а актеры. И руководителями театров часто назначают актеров. И мы видим потом результаты…
Кстати, из 40 названий 80 процентов наших спектаклей — классика. Моих коллег в разных городах это порой удивляет: "Петрович, как ты выживаешь?"
А что со стоимостью билетов? Доступные для нижегородцев цены?
Борис Кайнов: Самый дорогой спектакль — премьерный, и билет на него стоит тысячу рублей. Мы все-таки стараемся выполнять наказ Станиславского и Немировича-Данченко: театр должен быть общедоступным… Можно посмотреть спектакли для взрослых по льготным ценам. Показываем их в выходные дни в дневное время. Пенсионеры, малообеспеченные могут рассчитывать на скидки.
Сцена из спектакля "Зойкина квартира" Фото: Валерия Авдеева
И как выживаете?
Борис Кайнов: Я считаю, что зрителей надо воспитывать на классическом материале. Держать марку. Заполняемость у нас хорошая. Уже покупают билеты на октябрь, ноябрь. Работаем шесть дней в неделю. Выходной — понедельник.
Есть три кассовых спектакля "для поддержки штанов". Но и это приличный репертуар.
Хорошо ходят по "Пушкинской карте" — именно на классику. К слову, я заметил, что за последние годы среди зрителей стало больше молодежи.
Школьники?
Борис Кайнов: Молодые люди, приходят парами. Я не сторонник массовых школьных походов. Это убийство спектакля. Был горький опыт…
Когда приходят классами — удовольствие не получают ни школьники, ни другие зрители, ни актеры. Многие педагоги сами ни разу в театре не были — вот в чем беда.
Итак, новый сезон. Планы?
Борис Кайнов: Планов громадье, как сказал поэт.
Открылись мы 3 сентября недавней премьерой — "Зойкина квартира" по Булгакову. Выпустил ее в апреле Александр Марин, режиссер, актер, педагог. Он из "Табакерки", ученик Олега Табакова. Человек нашей "группы крови".
Эту пьесу ставил в нашем театре Анатолий Васильевич Иванов, она шла почти 20 лет. Я предложил режиссеру Марину вновь поставить "Зойкину квартиру". Это абсолютно другое прочтение. Новая версия. Все другое: сценография, костюмы, концепция, режиссер, который сделал собственную, с пиететом к источнику, очень интересную сценическую редакцию пьесы.
Сцена из спектакля "Зойкина квартира" Фото: Валерия Авдеева
Режиссер Николай Дручек, который уже ставил у нас несколько лет назад "Вешние воды" Тургенева, репетирует "Вдовий пароход" по одноименной повести Ирины Грековой. Материал интересный, на военную тему. Это спектакль-память и слова благодарности старшему поколению, нашим родным, которых, к сожалению, уже нет с нами. Премьеру наметили на 11 октября.
Возьмем в работу пьесу Льва Толстого "Живой труп". Впервые с нашими актерами будет работать Наталья Ковалева, режиссер Вахтанговского театра, педагог Щукинского училища.
Следующая работа — снова режиссер Александр Марин, 2025 год. Материал пока обговариваем.
Режиссер Алла Решетникова приступит к работе в декабре. Она готовит либретто, ее сын Павел Амбарнов пишет музыку.
Впервые выпустите мюзикл?
Борис Кайнов: Да. У нас долго шли два великолепных музыкальных спектакля — "Хелло, Долли!" и "О, Мирандолина". Их ставил Василий Богомазов, очередной режиссер нашего театра, ныне покойный. "Чистый" мюзикл не очень принимается зрителями нашего театра.Посмотрим…
Что еще в планах?
Борис Кайнов: Будем ставить сказку для детей. Около 20 лет идет в нашем театре "Кот в сапогах". Хотелось бы, чтобы новый спектакль тоже нравился и детям, и взрослым. Конечно, процесс поиска постоянен, сейчас обсуждаем с несколькими режиссерами постановки на 2025 год.
Куда собираетесь на гастроли?
Борис Кайнов: Недавно неделю гастролировали в Петербурге, возили в "Балтийский дом" шесть спектаклей — в рамках программы "Большие гастроли". В сентябре отправимся со спектаклем "Дни Турбиных" на фестиваль "Старейшие театры России в Калуге". Затем — в Самару, где часто бываем, повезем спектакль "Господа Головлевы" на V Всероссийский театральный фестиваль "Русская классика. Страницы прозы". Однажды взяли за него сразу шесть статуэток на Театральном фестивале имени Н.Х.Рыбакова в Тамбове.
Сцена из спектакля "Зойкина квартира" Фото: Валерия Авдеева
В апреле 2025 года планируются обменные гастроли нашего театра с Самарским академическим театром драмы им. М. Горького.
Вижу афиши: через несколько дней в вашей драме грядет фестиваль русских зарубежных театров"Театральная осень". Сколько театров приедут?
Борис Кайнов: Семь. Фестиваль посвящен Пушкину. Проводит его Театр-фестиваль "Балтийский дом". Мы помогаем организаторам — принимаем коллективы, предоставляем им площадку. Покажем свой спектакль "Маленькие трагедии" в постановке петербургского режиссера Искандера Сакаева.
А собственный фестиваль у вас есть?
Борис Кайнов: А как же — Горьковский! Российский театральный фестиваль им. М. Горького. Старейший в России. Первый состоялся в 1958 году, к 90-летию со дня рождения Горького. Проходил он по крупным, юбилейным датам. Мы задались целью возродить его. Получили финансовую поддержку. Нумерацию сохранили, а также эмблему. Проводим его раз в два года, в октябре. Следующий — 12-й — будет в 2025 году. Да, содержать фестиваль хлопотно, дело это затратное, но благородное.
К слову
Фестиваль русских зарубежных театров "Театральная осень" пройдет в театре драмы с 20 по 26 сентября.Приедут коллективы из Кыргызстана, Узбекистана, Таджикистана, Татарстана, Беларуси, Южной Осетии. Подробности — тут.