В субботу, 17 февраля, отмечают День российских студенческих отрядов. По случаю праздника представителям всероссийских студенческих отрядов торжественно вручили памятное знамя 50-летия Байкало-Амурской магистрали (БАМ). Ведь именно им предстоит строить новую масштабную железнодорожную линию. На церемонии побывал корреспондент «МИР 24» Игорь Мосунов.С Ярославского вокзала в 1974 году отправился первый Всесоюзный комсомольский отряд на строительство Байкало-Амурской магистрали. Спустя полвека их дело продолжает новое поколение. Ветераны студенческих отрядов передают молодым знамя 50-летия БАМа.
Среди первых строителей БАМа был Ахит Гишлакаев. Он отправился на север сразу после армии. Думал: как бы продержаться там три месяца, а в итоге остался на 37 лет. Построить карьеру от лесоруба до руководителя суровый климат не помешал.
«В 75-м или 76-м году было дело. Пока дойдешь до общежития «Пионер», это метров 700 или 800, обувь вся потрескается. Потому что 60 градусов мороза было», – вспоминает участник первого всесоюзного комсомольского отряда Ахит Гишлакаев.
Первые БАМовцы высаживались в глухой тайге. Строить самую большую железную дорогу в мире ехали со всего СССР. 4 тысячи 300 километров по сопкам, перевалам, вечной мерзлоте и болотам. Магистраль пересекает 11 крупных рек. БАМовцы возвели свыше 2000 мостов, пробили 10 тоннелей. В их числе – Северомуйский, самый длинный в России (15 километров).
На восточном полигоне и теперь каждое лето трудятся около 13 тысяч студентов. Ильяс Губайдуллин из Екатеринбурга во время практики своими руками рыл траншеи и прокладывал кабели.
«Для меня самым сложным был график работы: 7/0 без выходных – вахтовым методом. Нужно было привыкать к такому графику. И, конечно, погодные условия: непредсказуемые дожди, связи нет – посмотреть прогноз погоды на месяц невозможно», – поделился впечатлениями Губайдуллин.
В XXI веке магистраль расширяют и модернизируют. До конца года планируют уложить около 1300 километров рельсов, реконструировать 26 станций. Это увеличит пропускную возможность БАМа.
«В 2024 году мы должны построить по километражу столько же, сколько было построено с 1974 года по 1984 годы. Однако, учтивая новые технологии, новые локомотивы и системы управления, объем возможностей перевозки груза будет в три раза больше, чем в те времена, когда строился БАМ», – заявил генеральный директор ОАО «РЖД» Олег Белозеров.
За полвека на строительство железнодорожной магистрали привлекли сотни тысяч человек. Новые добровольцы пополнят ряды уже летом.