Омский академический театр драмы удостоен ордена "За заслуги в культуре и искусстве". За ним давно и прочно закрепился статус символа региона. И в том, что Омск завоевал право стать Культурной столицей — 2026, тоже есть вклад театра.
В 2024-м омская "драма" отметила 150-летие. Вместе со страной театр пережил революции, войны, перестройки, кризисы и пандемии. Выстоял и сохраняет стабильность. Одна из причин устойчивости — многолетние традиции, которые уважают и чтут все, причастные к театру.
— Омская "драма" — уникальный коллектив, настоящая семья, где царят свободная творческая атмосфера и взаимопонимание. Это самое ценное, что у нас есть. Отсюда — и яркие спектакли, и способность противостоять трудностям, и желание развиваться, — считает директор Омского академического театра драмы Виктор Лапухин.
Эти традиции сложились еще во время Великой Отечественной войны, когда в Омск из столицы эвакуировали театр имени Вахтангова. Спектакли москвичи и омичи давали по очереди. С тех пор они дружат, обмениваются гастролями. А в вахтанговском музее даже хранят деревянный сундук Михаила Ульянова, с которым талантливый подросток прибыл из Тары в Омск и был принят в труппу.
Виктора Лапухина и омскую "драму" связывают почти четверть века. Задача руководителя — обеспечивать надежные тылы. За это время поставлено более сотни спектаклей. Завоевано семь театральных премий "Золотая маска", а гастроли в Омск одноименного фестиваля стали регулярными. Создан Международный театральный форум "Академия", который раз в два года показывал омичам лучшие иностранные постановки. До пандемии театр с гастролями объездил всю Европу.
Сейчас, когда границы закрылись, международное общение приостановлено. Как будет себя позиционировать при новом руководстве "Золотая маска", тоже пока непонятно. Впрочем, это не повод опускать руки. Театр продолжает гастрольную деятельность. В рамках празднования 150-летия его спектакли с успехом шли на вахтанговской сцене Москвы, а также в МДТ — Театре Европы и Театре на Васильевском в Санкт-Петербурге.
Проблем у театра, конечно же, немало. Одна из них — теснота. Компактное по нынешним временам здание, расположенное в исторической части города, плотно зажато улицами и не имеет даже двора. Поэтому востребованы любые пространства. Помимо Основной сцены, постановки идут на Камерной сцене имени Татьяны Ожиговой и даже под сценой. Благодаря усилиям Виктора Лапухина в цокольном этаже министерства культуры под репетиционную площадку выделено место. Но для академического театра этого недостаточно.
Уже настало время и капитального ремонта. За два десятка лет износилась мягкая кровля, требуют замены металлические конструкции. Новые технологии позволяют существенно продлить срок жизни памятника архитектуры, которым является Драмтеатр. Однако возможности провести реконструкцию собственными силами у него нет. В региональном минкультуры создано управление по обслуживанию театральных зданий. Но финансовые возможности ведомства тоже весьма ограничены. И без участия государства театру не справиться.
Зарплату творческого коллектива удается держать на должном уровне благодаря президентскому гранту, которого театр был удостоен одним из первых в стране и получает до сих пор.
— В среднем актеры зарабатывают около восьмидесяти тысяч рублей в месяц. Действует контрактная система, которая стимулирует труппу. Сейчас из 250 наших сотрудников сто — это творческий коллектив. Остальные — персонал, на который грант не распространяется. При этом мы имеем хорошие цеха, мастеров и художников, способных создавать достойные костюмы и декорации. Но возможности для увеличения их дохода приходится изыскивать, — пояснил корреспонденту "РГ" Виктор Лапухин.
Недостаточно средств выделяет местная казна и на новые постановки. В среднем в год театр выпускает пять-шесть премьер. Но финансируют от силы одну. Поэтому все, что театр зарабатывает, идет на премьеры и оплату труда сотрудников.
Проблем с продажей билетов в театре нет. Тем более сейчас, когда зритель ощутимо потянулся к храму Мельпомены. Люди испытывают потребность в духовной пище, ищут отдушину. Разбирают билеты не только на комедии, но и на серьезные, экспериментальные постановки. Приходят за час до начала спектакля и ждут.
Театр выполняет план по доходам и уже продает билеты на март. Но, понимая невысокую платежеспособность омичей, сдерживает цены (не выше трех тысяч рублей). К счастью, омский театр не одолевают мошенники и спекулянты, как это происходит в столице. И махинации с Пушкинской картой тоже единичны.
К 150-летию театр подошел творчески самодостаточным. Отметить юбилей, собравший всех актеров омской "драмы", многие из которых работают в ведущих столичных театрах, помогли меценаты.
Благотворительный фонд "Духовное наследие" (тоже на средства инвестора) выпустил книгу, в которую вошли уникальные документы об истории омской "драмы". Их предоставил и безвозмездно передал омичам Государственный театральный музей имени Бахрушина.
Тем временем коллектив работает над новыми спектаклями.
— Главный режиссер театра Георгий Цхвирава дает развернуться молодым. Например, дипломный спектакль режиссера Арины Гулимовой "Мой дедушка был вишней" стал настоящим хитом, номинировался на "Золотую маску". Сейчас Арина работает над одной из новых современных пьес, которых крайне не хватает. Поэтому театр делает ставку на классику, возвращается к забытому репертуару, который звучит вполне современно, — подчеркивает Виктор Лапухин.
Тем временем
Указом президента РФ труппа омской "драмы" отмечена государственными наградами. Почетное звание "Народный артист России" присвоено Александру Гончаруку. Звание "Заслуженный артист России" получили Марина Кройтор, Ирина Герасимова, Татьяна Прокопьева, Анна Ходюн, Владислав Пузырников и Руслан Шапорин. Звания "Заслуженный деятель искусств Российской Федерации" удостоен главный режиссер Георгий Цхвирава.