1 января 2025 года в России вступит в силу третья, самая ожидаемая часть Федерального закона "О пробации". Она коснется жизни россиян, которые выйдут из мест лишения свободы и вернутся в общество.
Что мешает возвращению к нормальной жизни? Прежде всего — невозможность содержать себя, поскольку сложно найти работу при утрате профессиональных навыков, да еще с судимостью. Удержаться на найденной работе тоже бывает непросто, поскольку мотивация к труду с годами забывается. Поможет ли институт пробации решить эти проблемы?
Об этом шла речь на круглом столе, организованном в редакции "Российской газеты" в Красноярске.
Причины и следствия
Под новым для широкой публики понятием "пробация" законодатель подразумевает систему мер, направленных на помощь в социальной адаптации и ресоциализации лиц, отбывающих или уже отбывших уголовное наказание.
В России, по данным Минюста, сегодня в местах лишения свободы находятся около 483 тысяч человек. Численность заключенных в пенитенциарных учреждениях ГУФСИН Красноярского края на конец 2023 года составляла 12 530 человек (в 2022 году — 15 182, в 2021 м — 16 501 заключенный). В том же 2023 году освободились 7000 человек. За девять месяцев нынешнего года — 5900. При этом, по статистике разных лет, в среднем 40 процентов освободившихся вновь совершают преступления.
Росту рецидивов способствует и утрата социальных связей — разрыв или ухудшение отношений осужденного с семьей, родственниками, друзьями (так называемая десоциализация). Зачастую люди выходят на свободу, никому там не нужные.
По словам Людмилы Бычковой, начальника Управления Министерства юстиции РФ по Красноярскому краю, Закон "О пробации" — не первая попытка создать систему ресоциализации и социальной адаптации осужденных в стране:
— Впервые эта идея озвучена Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации в 2002 году. Концепция принятого закона, а он был необходим, появилась по инициативе Минюста России. В 2023 году документ вступил в силу. Эффективность закона зависит от множества факторов. Причем главные из них — консолидация усилий и выработка единого алгоритма действий всех структур, участвующих в реализации. И только в процессе правоприменения могут появиться нормы, направленные на совершенствование закона. Основным критерием эффективности должно стать снижение рецидивной преступности.
Как вернуться в общество
Работа и стабильный заработок — главное условие того, что человек после освобождения впишется в общество и не пойдет на новое преступление. А работы у нас много.
— Приведу только одну цифру: в Красноярском крае на сегодняшний день 46 тысяч незакрытых вакансий, — говорит Сергей Селюнин, заместитель руководителя Агентства труда и занятости населения Красноярского края. — И это значит, что регион испытывает острейший кадровый голод. Работодателям требуются не только квалифицированные рабочие, но и менеджеры, инженеры, из 46 тысяч вакансий — 20 тысяч именно такие. Нужны люди с высшим образованием и со среднеспециальным. Созданы возможности для переобучения и повышения квалификации. Но существует нюанс: освободившийся человек должен как минимум заявить о себе. Обратиться в Центр занятости по направлению трудовой инспекции или учреждения ГУФСИН. К сожалению, доля таких обратившихся очень невелика: в нынешнем году — 343 человека. Но, если мы хотим, чтобы третья часть Закона "О пробации" заработала, система должна быть четко настроена. Без государственной помощи этого не случится. Кстати, если говорить об эффективности: из 343 обратившихся к нам 80 процентов получили работу.
По словам Александра Игнатьева, начальника отдела стационарного социального обслуживания населения Министерства социальной политики Красноярского края, планируется, что основным инструментом пробации станет индивидуальная программа:
— Она закрепит перечень мероприятий в отношении конкретного человека. И будет разрабатываться уголовно-исполнительной инспекцией на основе предложений самого обратившегося за помощью, его индивидуальной нуждаемости, факторов и условий, характеризующих именно его жизненную ситуацию. По мнению законодателя, подобный подход неизбежно повлияет на снижение рецидивной преступности. В свою очередь министерством социальной политики создана "Индивидуальная программа предоставления социальных услуг", которая направлена на то же самое. Пока мы не видим, насколько эффективен этот инструмент в борьбе с повторной преступностью. Но с внедрением автоматизированной системы ситуация кардинально изменится. Мы будем иметь буквально пофамильные данные и сможем работать не с безликой массой, а с конкретным человеком, нуждающимся в поддержке.
Бизнес подставит плечо
В условиях острого кадрового дефицита работодатели готовы включиться в процесс ресоциализации освободившихся из мест заключения.
— Возвращаясь к основной проблеме, которая стоит перед освободившимся человеком (а это поиски работы и заработка), — могу сказать: и работа есть, и рабочие руки сегодня дорого стоят, — говорит Константин Реук, генеральный директор Красноярского завода железобетонных изделий № 1. — Но в заводские отделы кадров очереди из желающих не стоят. 46 тысяч незанятых вакансий на рынке труда Красноярского края говорят сами за себя. Чтобы ситуация начала выправляться, работодатель должен изменить свое отношение к человеку с судимостью и сломать сложившийся негативный стереотип. Вспоминаю, как четыре года назад, в разгар пандемии, когда мы не смогли на рынке труда найти даже дворника, пришлось ломать стереотипы и нам. Заключили договор с ГУФСИН, создали исправительный центр на 64 места (так называемый УФИЦ). Начинали с пяти человек, сегодня на заводе работают 57 человек. Порядка 70 процентов из них после окончания срока планируют вернуться на предприятие. Мы — только за.
Этот пример — далеко не единичен. Представители бизнеса взаимодействуют с системой исполнения наказаний давно. Вот что рассказал Виталий Горбунов, сопредседатель Общероссийской общественной организации "Деловая Россия":
— Мы бываем в колониях. И точно знаем, что среди тех, кто выходит из мест лишения свободы, далеко не все собираются стать на свободе каменщиками или бетонщиками. Многие готовы попробовать себя и в сферах, связанных с интеллектуальным трудом. Нам это интересно. Однако бизнес — это не только про экономику и деньги, хотя защита инвестиций и минимальные риски — первоначальные условия сотрудничества. Бизнес — это еще и огромное количество социальных проектов. Людей в местах принудительного содержания можно заблаговременно обучать именно тем профессиям, которые после освобождения будут востребованы на рынке труда Красноярского края. Если программы пробации помогут всем заинтересованным сторонам, в конечном итоге выиграет человек, который хочет начать новую жизнь.
Тем не менее вступление в силу Федерального закона "О пробации" в одночасье ситуацию не изменит. Об этом в завершение круглого стола сказал Валерий Васильев, заместитель председателя Общественной палаты Красноярского края:
— Появление в России института пробации ясно указывает на продолжение начатой государством работы по гуманизации уголовно-исполнительной системы. Однако мы должны осознавать, что для уменьшения криминализации общества необходимо не только возвращение бывших заключенных к нормальной жизни, но и развитие альтернативных методов наказания, не связанных с лишением свободы. Такой вид наказания объективен и никем не отрицается. Но его применение и установление срока заключения требуют максимальной взвешенности. Уголовный закон должен содержать в себе возможность нескольких видов наказания. Я надеюсь, что одной из таких мер, на которую общество возлагает большие гуманистические надежды, станет институт судебного штрафа. Что касается Закона "О пробации", к сожалению, в нем не прописана роль муниципалитетов — основного территориального звена в работе с бывшими заключенными. В муниципалитеты люди возвращаются, здесь находятся учреждения и структуры, которые будут с ними взаимодействовать. И, конечно же, не обойтись без координации. В некоторых российских регионах этим занимаются руководители в ранге вице-губернаторов: уж очень обширный круг задач ставит закон. Красноярскому краю также необходим региональный координирующий орган, который возьмет на себя эти функции.
Прямая речь
Юрий Семенюк, заместитель начальника ГУФСИН по Красноярскому краю:
— Система ГУФСИН занимается пенитенциарной пробацией, связанной с лишением свободы. И здесь все отлажено и работает как часы. Что касается пробации постпенитенциарной, в России — это дело добровольное и является формой поддержки и помощи, а не новой мерой уголовно-правового характера для человека, вышедшего на свободу,
Пробация применяется только в отношении лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Ее основные направления — социализация, адаптация, реабилитация. Эти меры востребованы среди отбывших первый срок мужчин 30-45 лет, не имеющих собственного жилья и семьи, со средним или среднеспециальным образованием, с опытом работы. И готовых вернуться к нормальной жизни.
Те, кто отсидел несколько сроков, вряд ли рассматривают для себя пробацию в качестве поддержки, учитывая ее добровольный характер. Человек с несколькими судимостями крайне тяжело адаптируется в обществе.
Кстати
Слово "пробация" имеет английские корни и дословно переводится как "испытание", "стажировка". В российском Законе "О пробации" речь идет об адаптации осужденных.