У современных детей нет никаких трудностей с выбором дополнительных занятий, экскурсий и путешествий. Но почти столетие назад для школьников выезд куда-либо за пределы своего города, особенно если речь шла о глубинке, был настоящим событием. Тем более если речь шла об экскурсионной поездке через степь. Благодаря сотрудничеству с Национальной электронной библиотекой (НЭБ) редакция Quto.ru смогла узнать все подробности путешествия, описанного в книге Чащарина Л. «Четыре дня по степям на автомобилях: рассказ мальчика о поездке в совхоз "Гигант"» в 1930 году.
«Об экскурсии в нашей группе говорили давно. Учительница, Елена Михайловна, часто намекала ребятам, что те, кто будет плохо заниматься, вряд ли попадут в экскурсионную группу», — говорится в книге.
Из класса одной из школ Ростова преподаватели выбрали 30 учеников, которые отправятся в поездку. На экскурсию, помимо необходимых средств личной гигиены, школьникам рекомендовали взять тёплые одеяла, так как предстояло провести несколько ночей под открытым небом, а также блокноты для записи впечатлений.
© rusneb.ru
Потешные виды спорта в 1902 году: они могут развлечь и сегодня
«Мне казалось, что я уезжаю на несколько месяцев. Внимательно выслушивал я советы матери и отца, раздумывая, как бы чего не забыть, тёр деловито лоб ладонью и вообще старался подражать отцу, вспоминая, как он весной собирался в деревню с бригадой для ремонта сельскохозяйственного инвентаря», — пишет автор.
Из города группа выезжала на поезде, причём многие школьники ещё ни разу не ездили к тому времени на этом виде транспорта. Без происшествий ребята проехали Батайск, а уже в ночи добрались до станции «Целина». На вокзале было совсем темно, а куда идти — непонятно. Впрочем, вскоре к ним подошла «тень» (которая впоследствии оказалась проводником, товарищем Светлоусовым), которая уточнила у сопровождавшей детей учительницы, откуда они, и предложила проследовать в соседнее поле на ночлег. Там уже были приготовлены палатки и постелена солома.
© rusneb.ru
Как стали популярны автомобили и при чём тут короли в 1900 году
Наутро оказалось, что группа прибыла в нужное место — посёлок Майский, который и стал основой для совхоза «Гигант», который и был пунктом назначения. Территория была огромна, а сам городок для местных сотрудников, гигантский элеватор, огромные гаражи для техники, склады и подвалы для хранения продуктов — всё было построено буквально за год. Тем не менее, экскурсовод отметил, что работы всё ещё продолжаются.
В каждом жилом доме размещалось 5-6 семей. Кроме того, рядом было всё необходимое: сарайчики, подвалы, другие пристройки, детские площадки во дворах. Не обошлось без продуктовых и книжных магазинов, почтового отделения и столовой, рассчитанной на 1500 человек. В «Гиганте» была даже собственная типография, где издавалась здешняя одноимённая газета.
© rusneb.ru
«Строим советский автомобиль» в 1934 году
После того, как ребятам показали посёлок, их посадили в автомобили, на которых они должны были отправиться в дальнейший путь. Ехали не очень далеко, и за пару часов добрались до бригады, работавшей в поле на уборке урожая. Там школьникам рассказали, что в «горячий» сезон смена длится по 12 часов, а работы ведутся круглосуточно. Причём особо отмечалось, что водителями и механиками работают здесь не только мужчины, но и женщины.
Кстати, название своё совхоз получил из-за своих размеров: образованный в 1928 году, он стал самым крупным сельскохозяйственным предприятием в мире, а его площадь занимала к 1930-му 187 тысяч гектаров.
© rusneb.ru
Почему велосипеды считались полезнее умственного труда в 1896 году
К слову, территория совхоза была огромна, как и собираемый с неё урожай. Так что одной из приоритетных задач была организация логистики. Для этого здесь было построено 153 км асфальтовых дорог, а все сектора, на которые разделены поля, отделялись друг от друга грунтовками. Протяжённость которых, к слову, никто даже не брался подсчитывать. Однако руководство организации подсчитало, что перевозка зерна обходится слишком дорого, так что в планах на ближайшее будущее было строительство 45-километровой железнодорожной ветки.
Школьников во время экскурсии провезли по всей территории хозяйства и познакомили с работой всех бригад, в том числе пекарни для рабочих на отдалённых участках. На обратном же пути машины привезли их на колоссальную стройку — будущую главную базу «Гиганта».
© rusneb.ru
Чем были уникальны госномера на транспорте в России 1900 года
По новому будущему городу детей водил инженер-строитель, который также рассказал о масштабном проекте. Строительство началось в мае 1930 года, а завершиться работы должны к ноябрю.
«За семь месяцев должен вырасти целый населённый город. В городе будет 34 жилых дома для семейных. В первую очередь, разместятся все постоянные рабочие и служащие. Два дома отведут под общежитие на 64 человека. Один дом — под гостиницу. Строятся амбулатория, больница, помещения под кооперативы, склады, подвалы, хлебопекарня, баня, клуб, столовая и главная контора. Воздвигаются огромные механические мастерские со всеми цехами. Строятся 8 тракторных гаражей, 5 гаражей под комбайны, 4 больших сарая для инвентаря, один общий автогараж, пожарное депо и десятки других построек», — рассказал экскурсовод.
© rusneb.ru
Как дорабатывали автомобили Skoda для России в 1914 году
Полностью ознакомиться с книгой «Четыре дня по степям на автомобилях: рассказ мальчика о поездке в совхоз «Гигант» от 1930 года вы можете на сайте Национальной электронной библиотеки.
По его словам, в планах провести полноценный водопровод и электричество по всему посёлку, вымостить улицы камнем, разбить сады и построить стадион, школу и рабочий университет. По планам, в последнем будут учиться «батраки, бедняки и колхозная молодёжь».