Самой яркой премьерой зимы в Саранске стала «Снежная королева» на сцене Национального театра РМ. Новое прочтение пьесы Евгения Шварца превратилось в яркое действо в стиле всемирно известного цирка «Дю Солей». Спектакль украсили эффектные пластические номера от балетмейстеров из Беларуси.
— Сказки нужно ставить по-взрослому, — уверен главный режиссер театра Дмитрий Крюков. — Все лучшие отечественные мастера делали детские спектакли и фильмы по такому принципу. Дети — самая сложная публика, с ними нельзя сюсюкаться, они тонко чувствуют фальшь и не терпят назидательности.
Для зрителей в зале грань между сказкой и реальностью стирается. Когда в комнатке, где живут Кай и Герда с заботливой бабушкой, появляется Снежная королева — в роскошном одеянии с огромными белоснежными крыльями — со сцены будто веет стужей.
— Над пошивом костюмов трудились два месяца, — рассказала художник Екатерина Крюкова. — Конечно, самый сложный — наряд Снежной королевы: он украшен множеством камней, специальные страусиные перья для него заказывали в Китае. Старались создать эффект леденящей дымки. И, судя по реакции зала — получилось.
За происходящим на сцене с неослабевающим интересом следят не только дети, но и их родители. Поединки на шпагах поставил московский актер и каскадер, мастер европейского исторического фехтования Виктор Мазуренко, а танцы с элементами светодиодного шоу — гости из Минска Юлия и Николай Михайловы. За плечами у пары — учеба в Париже, стажировка в США, работа в Индии и других странах.
За происходящим на сцене с неослабевающим вниманием следят не только дети, но и взрослые. Фото: Николай Гагарин
— Творческая деятельность в России для нас началась с проектов композитора Кима Брейтбурга. Назову лишь один — прогремевший на всю страну мюзикл «Рок» по мотивам бальзаковского романа «Шагреневая кожа», поставленный музтеатром Кузбасса, — поделилась Юлия. — Что касается «Снежной королевы», то это уже вторая наша постановка в Саранске, первой была «Бесприданница». В сказке драматическим актерам пришлось исполнять номера с элементами светодиодного шоу. Это больше, чем хореография — это уже оригинальный жанр, своего рода цирк. Для артистов это стало новой ступенью: они столько раз выходили из зоны комфорта, скрипели зубами, падали — и снова вставали. Танцующие куклы — связующее звено во всей драматической линии спектакля, лейтмотив, которым пронизаны все мизансцены: здесь они сопереживают Герде, бегут рядом с ней, указывая ей путь, там — слуги Снежной королевы, олицетворяющие ее бесчувственность и хладнокровие.
Танцующие куклы — нерв спектакля. Фото: Николай Гагарин
— Великий режиссер Товстоногов говорил: “Если мы достучались в зале до одного-двух человек — спектакль удался”, — отметил Дмитрий Крюков. — Пьеса Шварца — наша попытка поговорить с детьми о вечных ценностях. К сожалению, в нашем мире, где на одной чаше весов — деньги, власть и слава, а на другой — честь, достоинство, верность, любовь, порой перевешивает первая. Это очень печально. Хочется, чтобы ребята понимали: счастье приносят не деньги, а любовь, семья, дружба. И когда я вижу после спектакля горящие глаза детей и слезы радости — значит, удалось отогреть и их сердца.
Для зрителей в зале грань между сказкой и реальностью стирается. Фото: Николай Гагарин