Центр ГИМС Главного управления МЧС России по г. Москве обеспечивает безопасность на водных объектах. В его рядах служат дисциплинированные, образованные, приходящие на помощь в трудную минуту люди. Государственная инспекция по маломерным судам образована постановлением Совета Министров РСФСР 15 июня 1984 года. В 2004 году инспекция вошла в состав МЧС России. 40 лет назад была основана Государственная инспекция по маломерным судам. О призвании помогать людям рассказал Александр Кажуров — старший государственный инспектор по маломерным судам-руководитель группы патрульной службы ГИМС Центра Государственной инспекции по маломерным судам.
Александр, расскажите предысторию поступления на службу в Государственную инспекцию по маломерным судам.
Меня всегда привлекало море и все, что с ним связано. Пошел учиться в Первый Московский кадетский корпус, Навигацкая школа. В то время кадетское движение только начинало развиваться. Было несколько направлений и, соответственно, корпусов. Корпус «Налоговый», «Таможенный», «Казачий» корпус. После 9 класса я учился в «Кадетском корпусе героев Севастополя». Потом перешел в Навигацкую школу. Там уже был флотский распорядок по-настоящему. Пять дней в неделю жили в казарме, на выходные — домой. Преподаватели давали хорошие знания, учили дисциплине и ответственности.
После третьего курса института понял, что гражданская жизнь не для меня. Местом службы стал Балтийский Военно-морской флот, большой десантный корабль «Королёв». Уволился старшиной первой статьи, из боевой части № 1, которая отвечает за штурманское управление. Это мы — ребята из первой части — стояли за небольшими штурвалами огромных кораблей и управляли ими.
Флот – это, прежде всего, дисциплина. И это исполнение приказов. Новые сотрудники, которые приходят к нам в ГИМС, иногда не понимают, когда только начинают службу, что такое приказ. Выполнение приказов должно быть полное, своевременное, корректное. Но дисциплина – это не только исполнение приказов. Должна быть и самоорганизация, требовательность к себе, распорядку дня, пунктуальности, исполнительности по отношению к служебным обязанностям. Флот, безусловно, мне в этом помог. Именно на дисциплине держится служба как на флоте, так и в Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России.
После увольнения в запас у меня была гражданская специальность, не долго, два года. Конечно, начал искать службу ближе к воде. Я стал инспектором ГИМС и ни разу об этом не пожалел — это мое призвание.
Какими знаниями должен обладать инспектор ГИМС?
К нашим сотрудникам есть пожелание, чтобы они имели юридическое образование. Инспекторские проверки, общение с людьми надо вести в рамках закона, для этого необходимы соответствующие знания.
Без знаний психологии, навыков общения у нас тоже не обойтись. Маломерными судами управляют разные люди. Некоторые из них, бывают на нервах, заносчивые, скажем так. Со всеми нужно находить общий язык, чтобы не было конфликтных ситуаций на воде.
Просьбы и рекомендации к судовладельцам?
Самое главное – внимательное отношение к собственной безопасности. Нельзя подвергать опасности себя и людей на борту. Имея людей на борту маломерного судна, судоводитель несет ответственность за их жизнь и здоровье. Прогулка на воде приносит прекрасные эмоции, но предписанные правила эксплуатации судна необходимо соблюдать должным образом.
Необходимо знать правила плавания в данной акватории, четко понимать, где судовой ход. Судовой ход – это пространство для движения больших судов, барж, лайнеров, теплоходов с пассажирами. Маломерным судам там ходить нельзя, только справа или слева, в зависимости от того, как это обозначено на карте или местности. На местности на это указывают соответствующие знаки. На большом судне маломерное могут не заметить. И тогда…
Необходимо соблюдать скоростной режим, как и на дорогах. Машина может резко затормозить, уйти вправо. А с лодкой так не получится. Маневры на ней гораздо тяжелее. От паники можно не справиться с управлением и врезаться в причал, другую лодку или перевернуться. Важно знать технические возможности своего судна. Соизмерять свои навыки вождения с этими возможностями.