Будут ли в республике вводить именные билеты для театров?
"Нам действительно интересен опыт Большого театра с точки зрения противодействия спекуляции. Но…" — рассказала "Реальному времени" министр культуры Татарстана Ирада Аюпова. Речь идет об именных билетах, которые ввело московское учреждение. Теперь зрители смогут их покупать и проходить по ним в зал лишь при предъявлении паспорта. Такая практика введена ради борьбы со спекулянтами, которые скупают большое количество билетов и продают их с высокими наценками. По мнению республиканского Минкульта, такой опыт представляет интерес для местных театров, однако есть вопрос о самой необходимости борьбы с перекупщиками. Подробнее об идее и мнениях представителей отрасли — в материале "Реального времени".
"Решение проблемы — увеличение стоимости"
Введение именных билетов в театрах вызывает множество вопросов, считает министр культуры Татарстана Ирада Аюпова:
— Нам действительно интересен опыт Большого театра с точки зрения противодействия спекуляции с билетами. Но, во-первых, там есть куча организационных вопросов. Например, вы пришли в театр, а проход по паспорту — не всегда люди ходят с документами, удостоверяющими личность. Если паспорта нет, то не пускать зрителя? Правовой практики, которая бы регулировала этот вопрос, нет, — рассказала она "Реальному времени".
Вторым вопросом, который необходимо проработать, является защита персональных данных: "Если они утекут в иные источники, кто будет отвечать?"
— Кроме того, представьте, что вы заболели и не можете прийти на спектакль. Вам нужно передать билет, но он именной, — продолжила Аюпова. — Именные билеты человек не может передать, и ему нужен возврат. Тогда начнутся массовые возвраты, а это потери для театров. Нужно решать проблемы комплексно.
Вместе с тем стоит вопрос о самой необходимости борьбы со спекулянтами. Если для московских театров проблема перекупщиков действительно актуальна, то в Татарстане их не так много. В основном они активизируются лишь в преддверии крупных мероприятий и спектаклей.
— У нас действительно есть проблема дефицита билетов. Просто нужно их вовремя ловить. Есть решение проблемы — увеличение стоимости, билеты сразу появятся, но кому это понравится? На сегодняшний день мы искусственно сдерживаем стоимость, — пояснила министр.
Она также назвала другой вариант решения проблемы со спекулянтами. Например, можно ввести персонифицированные культурные портфолио и проверять по ним на входе количество купленных билетов по одной карте.
— Но, опять-таки, а если вы хотите пойти на спектакль всей семьей? Вы покупаете билеты детям со своей карты. Должна быть логика в этих мерах. Мы должны упрощать процессы, а не усложнять. У меня пока есть сомнения, что это существенно упростит процессы и обеспечит доступность билетов, — подытожила Аюпова.
"Перекупщики просыпаются на Новый год"
Согласился с тем, что республиканские театры нечасто сталкиваются со спекуляциями, и художественный руководитель "Экията" Ильгиз Зайниев:
— Эта проблема всегда актуальна, но я бы не сказал, что она сейчас распространена в больших масштабах. Сейчас в основном перекупщики просыпаются на Новый год. Любой другой спектакль еще можно посмотреть в течение года, а новогодние идут исключительно в каникулы, и зрителям хочется на них успеть.
Раньше проблема спекуляций, по словам спикера, была глобальной, сейчас же ее почти полностью решают электронные билеты.
— При этом мы, например, увеличили количество спектаклей, поэтому их успевают посмотреть желающие, и проблем с дефицитом билетов нет. Раньше же их было меньше, поэтому на всех не хватало, и спекулянты этим пользовались, — сказал Зайниев.
Тем не менее сама идея направлена на комфорт зрителей и несет лишь благо, считает творческий деятель:
— Минкульт делает все для потребителя, пытается огородить его от спекуляций. Я считаю, это неплохо. От перекупщиков в первую очередь страдают зрители. Театры несут только моральные убытки. Не каждому зрителю объяснишь, что театры здесь ни при чем. Но пока идею не внедришь, не поймешь, как оно будет работать и какие "побочки" могут появиться, но в любом случае намерения-то благие.
"Для Большого театра это имеет смысл. У нас — не знаю"
Театр имени Тинчурина, в свою очередь, вовсе не сталкивается со спекуляциями, рассказал директор учреждения культуры Фанис Мусагитов:
— Для Большого театра это, наверное, имеет смысл. У нас же — не знаю, в Казани не слышал, чтобы была большая проблема со спекулянтами. Наш театр с этим вообще не сталкивается. Никаких перепродаж не замечаем. Большой театр — я понимаю, у них это долго продолжается.
Мусагитов согласен с коллегами и считает, что в борьбе со спекулянтами помогают новые технологии. Так, например, у них в театре при электронной покупке билетов зрители проходят авторизацию, поэтому мониторинг перекупщиков не вызывает сложностей.
— Что касается сложностей, обычно люди не ходят с паспортами. С "Пушкинской картой" зрители уже знают, что нужно брать документы. Взрослые обычно приходят с электронными билетами, и мы уже и так видим все данные, — подытожил он.