Коллекционный календарь с фотографиями Алексея Школдина издали к 80-летию культового здания координаторы проекта «Ново-Сибирск. Конструктивизм!». Как говорят авторы, для того чтобы понять хотя бы географию НОВАТа, нужно заглянуть во все его закоулки и несколько раз обойти здание со всех сторон. Охватить Сибирский Колизей одним взглядом, стоя у колонн центрального входа, не получится.

«Мы на самом деле видим его как слона – подошел к ноге и думаешь, что это и есть слон. А его целиком вблизи не увидать, надо отойти на некоторое расстояние, чтобы увидеть хобот, уши и оценить всю грандиозность. Вот и с театром так – попробуйте обойти его вокруг и вы увидите, что там еще один купол есть. Когда говорят, что московский Большой театр весь целиком умещается под нашим куполом, мы этого не можем оценить, потому что видим с земли только часть купола», – рассказал VN.ru координатор проекта «Ново-Сибирск. Конструктивизм» Евгений Дубровин.
Лысый купол
Знаменитый купол НОВАТа – главная часть авангардистского проекта 30-х годов, которую удалось полностью воплотить. Конструкция высотой с 9-этажный дом, диаметром в 60 метров и толщиной стенки всего 8 сантиметров возвышалась над портиком с колоннами. К 1934 году сооружение уже поднялось в центре столицы Сибирского края рядом с деревянными избами.
Самый большой купол подобного типа в мире не планировали перекрывать плафоном с росписями. Вместо театральной люстры посетители Дома Науки и Культуры должны были видеть грандиозное купольное пространство. Весь зал Сибирского Колизея был задуман по-другому.
«Такого зала не планировалось, арка сцены была действительно аркой. Вот этой стены зала не предполагалось, а купол опускался до несущей конструкции. Планировалось на пространстве купола транслировать какие-то фильмы и картины. При этом такой техники, которая бы проецировала изображение на такой купол, в природе ещё не было. Но люди, одухотворенные идеей, планировали, что будет всё!» – говорит театральный художник Владимир Авдеев.
Как напомнили авторы проекта «Ново-Сибирск. Конструктивизим», никаких чешуек на куполе оперного театра, которые вошли в ДНК каждого новосибирца, в первоначальном проекте не было. Они появились позже, когда стало понятно, что куполу нужна теплоизоляция.
«Когда купол построили, и он перезимовал, выяснилось, что он промерзает полностью. А тут как раз начались стилевые изменения в проекте. Конструкцию максимально утеплили. Сделали деревянные фермы, которые опирались на купол, обшили обрешеткой и уже на обрешетку смонтировали чешую, которая была сделана по проекту Виктора Биркенберга. И до 90-х годов эта деревянная конструкция просуществовала. Потом уже её заменили на металлическую, которая держит и решетку, и чешую», – рассказал Авдеев.
Уже несколько лет новосибирцы видят купол в первозданном авангардистском виде. Известно, что первая металлическая чешуя новосибирского купола утонула в Балтийском море вместе с паромом «Эстония». Тогда погибли и пропали без вести 852 человека. Есть версия, что металлические лепестки в 80-х годах продали на металлолом. Второй вариант декоративного покрытия несколько лет назад отправили на реставрацию.
Отреставрированные чешуйки уже вернули обратно в Новосибирск. Сейчас они хранятся на заднем дворе театра. Как заявили в НОВАТе ранее, их планируют вернуть на купол к маю 2025 года, когда будут отмечать юбилей здания.
От авангарда к античным богам
В Доме Науки и Культуры поистине планетарного масштаба не должно было быть никаких античных статуй. Это сейчас копии древнегреческих шедевров из Пушкинского музея украшают зрительный зал НОВАТа, а в первоначальном проекте не было даже партера с ложами. Зрителей размещали только в амфитеатре. Как в древнем Колизее посетители должны были стать частью действия.
Цирковая арена в центре зала должна была трансформироваться в бассейн, а в зал с улицы могли заезжать автомобили. Помимо театра, планетария и бассейна в ДНК должны были разместить картинную галерею, ресторан, радиостанцию и научно-исследовательский институт. Все это называлось цехами. Как рассказывают авторы проекта «Ново-Сибирск. Конструктивизм», Дом Науки и Культуры в центре столицы Сибирского края был задуман как один из этапов индустриализации страны.
«Интрига состояла в том, что с одной стороны сам изначальный проект оказался слишком сложным и грандиозным и технически, с точки зрения доступных технологий и материалов, и экономически. А с другой стороны, произошел некий перелом в идеологии советского государства. Решили, что вот этот авангард – это уж слишком смелые эксперименты, надо более классически подходить к вопросу. Собственно, отсюда термин неоклассика», – комментирует Евгений Дубровин.
Художник Владимир Авдеев настаивает на другом термине – советский монументальный классицизм. В его рамках авторы проекта умерили свои грандиозные амбиции и вернулись к красоте в ее традиционном понимании. В бывшем бассейне под зрительным залом сейчас хранят костюмы, машины могут въезжать на сцену только из-за кулис, а зрительный зал украсили люстрой и статуями.
Великий долгострой
Здания, подобные Дому Науки и Культуры, планировали возвести во многих городах страны. В Екатеринбурге успели заложить только камень на месте строительства, в Иваново недостроенное здание разобрали после Великой Отечественной войны, в Москве вместо Дворца Советов высотой с три пирамиды Хеопса и 100-метровой статуей Ленина построил открытый бассейн.
И лишь новосибирцам хватило упорства достроить свой Колизей. На памятной доске перед входом в оперный театр перечислено 23 фамилии архитекторов и инженеров, которые в разные годы трудились над созданием самого большого театра страны. По словам Владимира Авдеева, судьбы создателей НОВАТа достойны отдельной книги в жанре на стыке трагедии, производственной драмы и детектива.
Строить приходилось с немалым риском для жизни. Многие из архитекторов были расстреляны. Многочисленные изменения в проект принимали в Москве, а адаптировали уже на месте. В таких условиях театр строили с 1930 по 1945 год.
«Кураторство проекта отдали в архитектурную мастерскую Моссовета под руководством великого Щусева – автора проекта Мавзолея. Но Щусеву этот проект был не очень интересен, он определил кураторов, которые практически не приезжали в Новосибирск. То есть одни люди руководили строительством на месте, другие занимались согласованиями. Самолеты тогда за пять часов до Москвы не долетали. Соответственно, мы имеем чрезвычайно сложный проект», – напомнил Евгений Дубровин.
Внутренняя отделка зрительного зала началась еще в 30-х годах. На гербе СССР над сценой театра только 11 ленточек по числу Союзных республик того времени. Уже к 1940 году все внутренние росписи в театре были завершены, – Владимир Авдеев показывает датировку росписей в одном из холлов, – но открыли Сибирский Колизей только в весной 1945 года. Во время войны здание было филиалом Третьяковской галереи, в левом крыле театра еще шли строительные работы.
«Со сцены на самый верх вела деревянная шаткая лестница в декорационный цех. И там расписывали декорации. И художники ждали, когда уже достроят для них левое крыло здания, которое изначально предназначалось для радиостудии. Ведь тут строили три учреждения: театр, радиостудию и картинную галерею. Причем, финансировалось одно, не финансировалось другое, было разное подчинение. В отчетах – просто детектив», – рассказывает Владимир Авдеев.
Как известно, театр оперы и балета открылся в Новосибирске 12 мая 1945 года оперой Глинки «Иван Сусанин». За первый сезон труппа успела показать несколько премьер. К этому времени само здание, так и не став Домом Науки и Культуры, стало знаковым символом Победы.