Общество

Больше, чем намоленное место: чем важен Десятинный монастырь для истории Новгорода и почему ему нужна реставрация

Десятинный монастырь: до и после революции 1917 года Десятинный монастырь находится в центре Великого Новгорода – на названной в честь него улице Десятинной. Единой версии того, откуда взялось это название, нет до сих пор. Историки полагают, что, возможно, оно связано с тем, что он был построен на княжеской земле – «десятине». Новгородцы же монастырь называют просто – «Десятинка». Он не действует как религиозный объект. Хотя ранее числился как женский второклассный монастырь Русской православной церкви. Первое упоминание о Десятинном монастыре в новгородской летописи относится к 1327 году: «Постави церковь святой Богородицы Рождество Архиепископ Моисей в Десятине». «До Софийского собора было еще 50 лет. Поэтому для новгородцев он даже важнее», – говорит археолог, краевед и председатель «Новгородского общества любителей древности» Сергей Трояновский в беседе с «ФедералПресс». В 1397 году новгородский посадник Исак Онкифов построил новый храм Рождества Богородицы. В 1413 году Иван Морозов возводит в монастыре каменную церковь Иоанна Предтечи. Далее на территории появляются каменные кельи-стены, часовня, трапезная, квасовня. В 1809 возвели каменную колокольню, которая завершила монастырский комплекс. Ее перестроили в 1903 году. Такой она и дошла до наших дней. Находится Десятинный буквально в сотне метров от классического для здешних туристов маршрута с его обязательными пунктами – Кремлем и Ярославовым дворищем. Но новгородцы любят «Десятинку» едва ли меньше. Ведь здесь редко встретишь большое скопление людей, а стены, корпуса и колокольня этого бывшего женского монастыря мгновенно погружают в историю. Их пошарпанность сразу передает спокойное и недавящее величие построек, переживших самые страшные периоды русской истории. И оставшихся на своем месте. С Десятинным монастырем связана самая известная новгородская легенда. Согласно ей, возвели его в честь «чудесного избавления от нашествия суздальцев в 1170 году». Миф гласит, что архиепископ Иоанн во время молитвы услышал голос: «Иди в церковь Господа Иисуса Христа, что на Ильинской улице, возьми образ Пречистой Богородицы и вынеси его на городские стены против врагов; тотчас тогда увидишь спасение городу». Он так и сделал – вынес икону Божией Матери «Знамение» на городскую стену напротив Десятинного монастыря. Одна из стрел суздальцев попала в образ Богородицы. Из ее глаз потекли слезы. «На неприятелей напал страх, тьма покрыла их – и они начали убивать друг друга», – гласила легенда. После Октябрьской революции с 1918 года в монастыре расположилось Новгородское ГубЧК и Новгородский отдел ОГПУ. В подвале Рождественского оборудовали камеры для арестованных, а настоятельский корпус превратился в клуб чекистов. Как война и борьба с религией разрушили Десятинный монастырь Во время Великой Отечественной войны Собор Рождества Богородицы был серьезно поврежден, но купол и стены были сохранены – хоть и пострадали. С Десятинным монастырем после войны обошлись очень плохо, говорит Сергей Трояновский. «Для постановления Совнаркома составлялись списки памятников, которые необходимо восстановить в Новгороде и Пскове в первую очередь. И Десятинный монастырь в него не попал. Потому что церковь на его территории сохранила главки – там было пять куполов. Составители посчитали, что есть Софийский собор, церковь Спаса Преображения на Ильине, Спаса на Нередице, церковь Федора Стратилата – и давайте заниматься ими», – утверждает Трояновский. Собор Рождества Богородицы в итоге решили снести, но долго тянули, говорит краевед. Разобрали на кирпич в 1950-е годы – во время очередной антирелигиозной кампании времен правления Никиты Хрущева. От церкви остались лишь кирпичные развалины. «Для Новгорода это больше, чем намоленное место. Монастырь был огромным. В конце XIX века количество его насельников было 130 человек. Это был один из главных духовных центров города. Его связь с древней историей города неоспорима», – отмечает Сергей Трояновский. Как можно отреставрировать Десятинный монастырь Сейчас «Новгородское общество любителей древности» пытается запустить процесс реставрации Десятинного монастыря. Однако сейчас даже его участок не размежеван. «То, что осталось от церковь Рождества Богородицы 1397 года, нужно сохранить в первую очередь. Много ли у нас в стране таких древних объектов? Руину церкви нужно закрепить. Она сейчас в таком состоянии, что неизбежно упадет. А там сверху такие кирпичи висят, что спокойно могут упасть на голову мимо проходящим. Церкви необходима консервация – или хотя бы ее первичные этапы»», – говорит Сергей Трояновский. По его словам, он обращался с предложением о реставрации Десятинного монастыря и к региональному министерству культуры, и к губернатору области Андрею Никитину. «Для наших региональных специалистов это большая возможность заняться реставрационными работами своими силами, без участия федералов», – подчеркивает Трояновский. Помимо развалин храма, на территории монастыря стоит двухэтажный полностью деревянный дом – последний из подобных, оставшихся в Новгороде. «По историческим фотографиям видно, что он стоял еще в начале XX века. Он пережил войну. Специалисты, которые обследовали его в 2015 году, рассказывали, что дом даже был предписан к сносу. Но он обошелся бы в два миллиона рублей – это оплата рабочих, разбор, вывоз из города. В общем, так и решили пока оставить. И руководство музея сейчас мечтает это здание реставрировать. Ведь это один из редких объектов деревянной архитектуры, построенный в гармоничном древнерусском стиле. Его нельзя терять», – говорит Сергей Трояновский. При этом первый этап реставрации в монастыре, по сути, уже состоялся. В конце 2023 года привели в хорошее состояние колокольню постройки начала XX века. Трояновский считает, что для реставрации всех объектов монастыря нужно взаимодействие региональных, городских властей, а также общественных организаций. Все вместе они смогут решить, какой должна стать территория монастыря в будущем, уверен краевед. «Это должно быть место соединения и культуры, и истории, и духовной новгородской идентичности», – подчеркивает председатель «Новгородского общества любителей древности». При этом историк новгородской архитектуры Владимир Ядрышников считает, что Десятинный монастырь нельзя назвать «особенно выдающимся комплексом». «Собор Рождества Богородицы после последней перестройки в конце XIX века был очень ужасен – плохая композиция, архитектура. Из того, что осталось, ценность представляют ограда и башни в стиле классицизм, а также колокольня начала XX века. Да, еще западный и южный корпуса довольно любопытны, это русский стиль середины XIX века. А вот северные корпуса неинтересны», – говорит историк новгородской архитектуры Владимир Ядрышников. Монастырь как Мекка для художников Десятинный монастырь имеет значение не только для истории новгородской культуры, но и для ее настоящего. В начале 90-х годов на его территории начали создавать музей художественной культуры, который работает по сей день. Но тогда на этом месте была просто выставка/продажа картин, вспоминает Сергей Трояновский. «Можно было прийти, выбрать красивую картину – и купить ее, повесить дома на стену. Потом решили все-таки сделать настоящий музей», – говорит Трояновский. Уже не одно десятилетие два корпуса Десятинного монастыря отданы под мастерские художников – это правое и левое крыло колокольни и красно-кирпичный корпус, где раньше были монашеские кельи. Там работают более 20 человек. Это как классические живописцы-реалисты, так и авторы произведений современного искусства, рассказывает новгородская художница Дарья Пурпурная. «Помимо этого, там же еще расположен офис нашего новгородского отделения Союза художников России с выставочным залом, поэтому это такой центр притяжения художественной жизни. Сейчас бы такое место назвали художественным кластером», – подчеркивает художница. По словам Пурпурной, «оценить степень влияния этого места на художественное сообщество объективно невозможно». «Потому что едва ли есть в Новгороде другая такая площадка, которая бы включала в себя так много разнообразных функций для художественного сообщества. Это своеобразная Мекка для художников», – говорит Пурпурная. Влияние исторического места оказывает сильное воздействие на творчество, считает художница. «Хочешь ты или нет, но, работая тут, пропитываешься атмосферой. Здесь чувствуешь и думаешь по-другому. Также туристам интересно общаться с художниками, которые творят в мастерских или в теплое время на улице. Да, монастырю нужна реставрация, это видно. Но главное – хотелось бы, чтобы после нее это место осталось аутентичным. Ведь могут сделать все слишком топорно, в лоб – просто обшить и просто облицевать без души. А Десятинный монастырь не может без души и ощущения дыхания времени. Хочется это сохранить», – говорит Дарья Пурпурная. Фото: ФедералПресс / Матвей Николаев

Больше, чем намоленное место: чем важен Десятинный монастырь для истории Новгорода и почему ему нужна реставрация

© РИА "ФедералПресс"
Источник: news.rambler.ru

Похожие записи

В Вологде стартовал проект популяризации традиционной народной культуры в современной молодёжной среде «Кто во что горазд»

В Московской области сотрудники полиции совместно с представителями Общественного совета приняли участие в акции «День Донора»

Воспитанники Нерчинского социально-реабилитационного центра «Гарант» Забайкальского края  окунулись в мир кино

Екатеринбург и Челябинск свяжет новая скоростная электричка

Мэр Липецка: без тепла находятся 282 дома

В Вологде выполнена почти половина работ по благоустройству парка Евковка

Активность россиян в части патентования промобразцов выросла на 18%

В Калуге отметили День пожилого человека

На Урале представили ледяные скульптуры Менделеева, космонавта и святого Симеона

В «Мастерской Петра Фоменко» сыграли «Женитьбу»

Какие улицы Читы останутся сегодня без света

В меню обеда лидеров стран БРИКС вошли пельмени с осетриной и вареники с грибами

Ваш комментарий

73 − 72 =

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой ваших данных этим веб-сайтом.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей. Ок Подробнее