Мультимедийное пространство ЦЕХ* перевоплотилось в лабораторию по исследованию Васюганских болот. Новая выставка «Болотоведение» — результат совместного творчества художника Василия Кононова-Гредина и ученых Томского государственного университета. Увидеть ее можно до 15 декабря. (0+) Сайнс-арт проект зародился зимой 2022 года. Ученые ТГУ пригласили художника в экспедицию в экстремальных условиях, предложив ему осмыслить научную деятельность на языке современного искусства. Итогом совместной работы стали три инсталляции. Первые две открыли этой осенью на территории Сибирского ботанического сада и научно-исследовательской базы «Кайбасово» — световую скульптуру, работающую за счет солнечной энергии и ландшафтный арт-объект из пересаженного фрагмента болота. В Нижнем Новгороде Василий Кононов-Гредин представил третью инсталляцию, которая стала центральным объектом выставки. Войдя в зал, зритель попадает в просторное чистое пространство, посередине которого стоит куб-«экзоскелет» с фрагментом болота. «Инсталляция — это эксперимент, который покажет, как материя будет существовать в отрыве от своего целого внутри совершенно новой среды. Мы все выделяем углекислый газ, поэтому невольно взаимодействуем с болотом. Мы влияем на то, как будет расти мох, а он влияет на нас, создавая нам более комфортные условия», — пояснил художник.Василий Кононов-Гредин называет болото суперогранизмом и «глобальным холодильником». Мох аккумулирует лишний углерод — поглощает его и оставляет внутри себя в виде торфа. Так болото борется с глобальным потеплением, охлаждая планету. «Мы хотели дать неподготовленному зрителю возможность увидеть болото лицом к лицу, поэтому подняли его на уровень наших глаз. Мы создали белую среду вокруг, чтобы показать чистоту объекта, который обычно ассоциируется с чем-то грязным. Болото пахнет, как здоровье: в нем нет болезнетворных бактерий, его даже прикладывают к ранам и порезам. Болото — наш друг, который помогает существовать в нашем крохотном температурном зазоре, поэтому очень важно исследовать и беречь его», — добавил Василий Кононов-Гредин. Даже за сотни километров от своей естественной среды кубометр болота продолжает жить своей жизнью. В день открытия выставки внутри инсталляции распустился весенний белый цветок — Кассандра. Конструкция обеспечивает жизнедеятельность грунта благодаря фитосвету и автономной системе полива чистой дождевой водой. Справа от доминанты выставки расположен «путевой дневник». Там художник собрал 6 неожиданных, но значимых для его экспедиций предметов от ножа до шишки и фигурки из LEGO. С другой стороны от инсталляции разместили документальные слайды, которые показывают как проходят исследования болот. Объединяет все части выставки арт-объект из предметов, собранных с разных этапов проекта от обрезков металла до кости вымершего шерстистого носорога, найденной на границе Васюганских болот с рекой Обь. «Для меня эта скульптура — про траву, которая шелестит на болоте, про узлы из травы, в которых можно запутаться. Металл очень чутко отражает ощущение одиночества на болоте и одновременно возможности услышать что-то более важное чем, то, что беспокоит обычно», — поделилась куратор выставки Дарья Колпашникова. Завершает экспозицию документальный фильм о проекте и создании первых двух инсталляций «Болотоведения». «Фильм показывает, что стоит за внешне чистым высказыванием. Это большой многодневный труд целой команды», — заключил художник.
Предыдущая запись