Источники: Зуфар Миргалимов возвращается в Казань, чтобы возглавить КАЗ — филиал ПАО "Туполев"
С назначением нового управляющего ПАО "Туполев" Александра Бобрышева в Казань вернется и его воспитанник Зуфар Миргалимов, ушедший два года назад поднимать производство на Луховицкий авиационный завод им. П.А. Воронина. В настоящее время его кандидатура проходит процедуру согласования на пост первого заместителя гендиректора — директора "Казанского авиационного завода им. С.П.Горбунова" — филиала ПАО "Туполев", утверждают источники, близкие к структурам ОАК. Николай Савицких уходит с Казанского авиазавода. "Просто так отпустить Зуфара не получится: в условиях СВО нужно найти его преемника, но и новому главе "Туполева" без "выпускающего" на месте никак не обойтись", — отмечают эксперты.
Зуфар Миргалимов возглавит Казанский авиазавод
Глобальная кадровая трансформация в структуре "Объединенной авиастроительной корпорации" не ограничится перестановками лишь в московских верхах. Как стало известно "Реальному времени", новый управляющий ПАО "Туполев" Александр Бобрышев решил вернуться к руководству с командой производственных управленцев, с которыми ему пришлось работать на Казанском авиазаводе в середине 2000-х годов. С его подачи пост первого заместителя гендиректора — директора "Казанского авиационного завода им. С.П.Горбунова" — филиала ПАО "Туполев" может занять Зуфар Миргалимов, ныне управляющий директор филиала ПАО "ОАК" — Луховицкого авиационного завода им. П.А. Воронина.
— В настоящее время его кандидатура проходит согласительные процедуры, — подтвердили источники, близкие к структурам ОАК.
Вероятность его утверждения близка к 100%, добавили собеседники издания из числа членов правительства РТ. Нынешний управляющий КАЗа Николай Савицких, в прошлом депутат Госсовета РТ, уходит с этого поста, утверждают они. Ожидается, что Зуфар Миргалимов сможет приступить к руководству Казанским авиазаводом в ближайшее время.
Зуфара Миргалимова можно смело назвать воспитанником авторитета в области боевой авиации, ныне заместителя гендиректора ОАК по ГОЗ и управлению программами оперативно-тактической авиации Александра Бобрышева. Когда того впервые назначили на пост президента и гендиректора ОАО "Туполев" в 2009 году, всеми производственными программами на Казанском авиазаводе на тот момент руководил заместитель гендиректора Миргалимов. Он приехал на предприятие в 2008 году из Набережных Челнов вместе с командой экс-гендиректора Васила Каюмова, где работал на автомобильном производстве.
Под оперативным управлением Миргалимова тогда находились и производство военных бомбардировщиков Ту-160, и реализация программы "Открытое небо" по выпуску специальных самолетов Ту-214ОН, и сборка гражданских самолетов Ту-214.
— Ему приходилось держать на "пульсе" процесс строительства каждой машины, взаимодействовать с поставщиками агрегатов и комплектующих, и наконец, отвечать за сдачу каждой машины перед Минобороны РФ. Он знает авиазавод, как свои пять пальцев, — рассказал собеседник "Реального времени".
Другая причина — почтенный возраст Александра Бобрышева, ему исполнилось 75 лет. "Мне кажется, что назначение Александра Петровича — это больше временное решение. Скорее всего, ему придется выстроить стратегию и подходы, а работать на месте придется Зуфару. Без выпускающего не обойтись, — считает спикер, — Просто так отпустить Зуфара не получится: в условиях СВО нужно найти его преемника".
"Казалось, вот он, кандидат №1! Но не вышло"
Интересно, что Миргалимова впервые выдвигали на пост руководителя Казанского авиазавода сразу после ухода Александра Бобрышева в ОАК. "Казалось, вот он, кандидат №1. Умный, энергичный, знает в лицо почти всех генералов Минобороны РФ. На прямом контакте с руководителями предприятий-поставщиков. Тянет завод почти 10 лет, и давно перерос обычного производственника. Но тогда не вышло, его обошли", — рассказывают собеседники "Реального времени".
Зато два года назад Зуфара Миргалимова назначили руководителем Луховицкого авиационного завода им. П.А. Воронина ПАО "ОАК", и он уехал в Подмосковье на повышение в структуре ОАК. Правда, ему пришлось заняться фронтовой авиацией семейства "Ильюшина", тогда как в Казани он работал в системе "Туполева".
"С 10 января 2023 года исполнение обязанностей директора филиала ПАО "ОАК" — ЛАЗ им. П.А. Воронина возложено на Зуфара Миргалимова, — сообщали тогда в корпорации. Выбор в пользу его кандидатуры объяснили "плановой ротацией" руководителей из одного дивизиона (семейства самолетов Туполева) в другой (семейства Ильюшина).
"Это эффективная практика, позволяющая повысить эффективность межзаводской кооперации и сформировать единый контур управленческих практик", — поясняли в ОАК.
— В Луховицах ему поручили отладить выпуск боевых истребителей Миг-29, участвующих сейчас в боях специальной военной операции, — рассказал собеседник "Реального времени", — Ответственность велика — за срыв карали жестоко. И взялся за штурвал фронтовой авиации. Кроме того, поставил на крыло гражданский самолет Ил-114-300 после драматической катастрофы с двигателем.
В настоящее время полностью импортозамещенный Ил-114-300 проходит летные сертификационные испытания, а про сам лайнер глава Минпромторга РФ Антон Алиханов говорил, что это "один из самых готовых самолетов с точки зрения выпуска и подготовки производства".
"Какие два самолета? По плану — только один"
В то же время казанский самолет Ту-214 только-только поднялся в небо, отставая от своего конкурента. Экс-глава ПАО "Туполев" Константин Тимофеев в разговоре с "Реальным временем" летом этого года говорил, что в этом году завод собирается сдать лишь один Ту-214.
— Какие два самолета? — изумлялся он, — По плану — только один.
Позже на встрече в КНИТУ-КАИ, он уточнил, что в разной степени готовности на заводе находится 12 самолетов Ту-214.
Когда Ту-214 поставят на поток неизвестно, а федеральные власти уже торопят с налаживанием серийного производства. Премьер-министр РФ Михаил Мишустин, выступая на пленарном заседании форума "Транспортная неделя-2024", высказался за скорейший выпуск лайнеров. "Важно, как можно быстрее развернуть массовый выпуск всех типов самолетов, включая полностью обновленные "Суперджеты", а также Ту-214, Ил-96, Ил-114 и для местных линий — самолет "Байкал", — говорил он. По его словам, стране нужны самолеты разной дальности, чтобы наладить прямое авиационное сообщение между регионами, в обход аэропортов Москвы. Таким образом, считает премьер, возрастет авиационная мобильность граждан страны.
Впрочем, уже не первый год звучат призывы построить 600 полностью российских лайнеров, но производство так и стоит на месте. Как известно, весной этого года "Аэрофлот" отказался от поставок Ту-214. Причина — производитель не мог назвать точные сроки поставки, но ни от руководства ОАК, ни от "Туполева" последовало комментариев. "Единственно, что не успел сделать Александр Петрович Бобрышев в первый заход на Казанский авиационный завод, так это переделать конструкцию Ту-214 в двухчленный экипаж. В 2009-2011 годах такие работы проводились на Ту-204 в Ульяновске, такая версия машины есть. А на Ту-214 только сейчас доводится. Если бы сейчас было готово, то казанские машины давно взлетели. И не в двигателях проблема", — заключил собеседник издания. Оперативно связаться с Зуфаром Миргалимовым не удалось.