Какое место занимают гастроли в жизни театра? Почему музыкальный театр редко выезжает за пределы родного города? И как изменились "Декабристы" под влиянием Иркутска? Об этом шла речь в Международном мультимедиацентре "Евразия сегодня" во время пресс-конференции с директором Иркутского музыкального театра Татьяной Мезенцевой и народным артистом России Владимиром Яковлевым. 10 октября на сцене Омского музыкального театра стартуют "Большие гастроли" Иркутского областного музыкального театра им. Н. М. Загурского. Уже сегодня омский зритель увидит мюзикл "Декабристы" (12+). В Международном мультимедиацентре "Евразия сегодня" состоялась пресс-конференция, участие в которой приняли директор Иркутского театра Татьяна Мезенцева, народный артист России Владимир Яковлев и директор принимающей площадки — Омского музыкального театра Нэлли Бут. На встрече шла речь о том, насколько сложно музыкальному театру организовать себе "Большие гастроли", за что зрители любят мюзиклы и почему остаются преданны оперетте. Федеральный проект "Большие гастроли" был запущен в 2014 году. Чаще всего в нём принимают участие драматические театры, возможность представлять свои постановки в разных городах страны музыкальным театрам выпадает намного реже. Как рассказывает директор Иркутского музыкального театра Татьяна Мезенцева, всё дело в больших расходах на транспортировку декораций и перевозку труппы. Ведь музыкальному театру приходится везти и оркестр, и хор, и солистов, и балетную труппу. Так, в Омск из Иркутска приехали 150 человек — это весь коллектив Иркутского театра, а масштабные декорации везли две фуры. — Очень сложно попасть в проект "Большие гастроли" музыкальному театру. Музыкальный театр — это всегда объёмные декорации. А перевозка декораций — это затратная часть бюджета, так же как и проезд коллектива, его проживание в другом городе. Поэтому драматические театры ездят больше. Но мы очень рады, что наконец-то попали в эту программу, потому что без гастролей театр чахнет, — говорит Татьяна Мезенцева. Татьяна Мезенцева Директор рассказывает: эти гастроли во многом стали для Иркутского музыкального открытием. Театр впервые участвует в проекте "Большие гастроли" и впервые приезжает в Омск. А ещё Омский музыкальный театр в первый раз едет с ответным визитом в Иркутск. В Омске иркутский коллектив покажет пластический фарс "Пиковая дама" (16+) к 225-летию со дня рождения А. Пушкина, для детей — джаз-мюзикл "Мэри Поппинс, до свидания" (6+), и, конечно, омскому зрителю представят визитную карточку Иркутского музыкального театра — мюзикл "Декабристы" (12+). Спектакли "Мэри Поппинс, до свидания" (слева) и "Пиковая дама" (справа) "Декабристы" (12+) могут похвастаться шестью номинациями театральной премии "Золотая маска". К тому же спектакль идёт всего в двух театрах страны: Свердловском музыкальном театре и в Иркутском. Изначально он был поставлен в Свердловском театре музыкальной комедии, где его первый раз и увидела Татьяна Мезенцева. Столкнувшись в Екатеринбурге с режиссёром Филиппом Разенковым, она предложила поставить мюзикл именно в Иркутске, ведь многие декабристы, в том числе Сергей Трубецкой, отбывали ссылку в Иркутске. Так было решено изменить спектакль — теперь трагические события 1825 года будут рассказываться от лица уже пожилого Сергея Трубецкого, у которого не осталось ничего, кроме памяти и мук совести из-за того, что он оставил Сенатскую площадь в день восстания. Спектакль "Декабристы" Народный артист России Владимир Яковлев — солист не только Иркутского музыкального театра, но и Санкт-Петербургского государственного театра музыкальной комедии. В спектакле "Декабристы" играет ключевую роль — старого Трубецкого. Артист прошёл долгий путь к сцене. За его плечами профессиональное техучилище, а ещё когда-то, забрав документы из политехнического института, он устроился монтировщиком сцены в Иркутский музыкальный театр. — Это был, кажется, 1967 год. Тогда ещё Иркутский театр музкомедии ездил с гастролями по городам севера. Я жил в посёлке Мамакан Бодайбинского района Иркутской области, а так как я постоянно участвовал в театральных кружках, мне было интересно посмотреть на спектакли театра. Тогда кончилась моя размеренная жизнь, я бредил этим театром. Тогда мне казалось, что встать рядом с такими актёрами в один ряд просто нереально. А они взяли меня с собой на гастроли. Я просто открывал и закрывал занавес, знал их спектакли наизусть. Потом гастроли закончились. А мечта осталась, — рассказывает артист. Владимир Яковлев Через какое-то время монтировщику Яковлеву стали давать реплики в спектаклях. А потом пришёл успех. С Омском у артиста есть не только "гастрольная связь" — оказывается, отец Владимира Яковлева родился в Омске, а потом уехал на север. — Отец всё время мечтал вернуться на родину. Я хотел приехать в этот город, но всё как-то не удавалось. За 45 лет работы в театре я проехал от Камчатки до Самарканда практически все города, даже мелкие, но мы никак не могли попасть в Омск. Судьба нас почему-то уводила от этого города, — поделился артист. Роль Сергея Трубецкого для актёра очень важная, готовился он к ней тщательно. Вместе с режиссёром изучал документы, связанные с декабристами, даже дневники самого Трубецкого. Кстати, последние слова, которые произносит актёр в спектакле, — это не реплики из либретто, а слова самого Трубецкого. Настраивается на роль актёр тоже с особым трепетом: во время накладывания грима перед ним стоит портрет Сергея Трубецкого, и Владимир Яковлев признаётся, что, глядя на портрет, он чувствует, что понимает своего героя. — Трубецкой прожил длинную жизнь и всю жизнь корил себя, что не вышел тогда на площадь. Но он предупреждал остальных, когда понял, что всё, чем они занимались, было бессмысленно, однако его никто не послушал, — рассказывает артист. — Введение моего персонажа в мюзикл — это сильный ход. Я, честно говоря, побаивался играть в этом спектакле. У меня уже был негативный опыт: что-то вроде тени отца Гамлета. А здесь сделано всё очень грамотно. Воспоминания старого Трубецкого, его присутствие только подчёркивает трагедию его жизни. Дело в том, что он один из людей, которые этим восстанием руководили, но он единственный, кто на площадь не вышел. Владимир Яковлев отмечает: мюзикл — это популярный жанр, и потому отличный способ поговорить со зрителем на понятном ему языке, постановка "Декабристы" будет доступна для людей разного возраста. Однако сам артист — большой поклонник оперетты. — Оперетта, на мой взгляд, сложна и сложнее, чем мюзикл. Оперетту нужно правильно преподнести. Ведь некоторый текст в оперетте нормальный человек просто так не прочитает. А нужно так донести оперетту до зрителя, чтобы он восхищался и текстом, и актёрами. А у мюзикла должна быть хорошая драматическая основа, плюс голос и умение двигаться. Но в связи с тем, что в мюзикле сейчас больше эффекта, все самые лучшие композиторы сосредоточены в мюзиклах, конкурировать оперетте с мюзиклом становится сложно. Но оперетту хоронят каждое начало века, а она живёт. В самые тяжёлые времена люди ходили не в драматический театр, не на мюзиклы, а в оперетту. Оперетта даёт радость жизни, и на несколько часов люди забывают о своих горестях, — считает Владимир Яковлев. Приехать в чужой город, где театр не заработал себе имя и пока неизвестен зрителю, — большая ответственность и определённый стресс для любой театральной труппы. Актёры по-особенному относятся к таким поездкам, ведь это возможность проверить своё мастерство на новом зрителе. Но все твои заслуги и вся та любовь, которую тебе дарили зрители в родном городе, аннулируется на сцене нового театра. Поэтому для театра так важны гастроли, театр ими живёт и без них задохнётся в родных пенатах. — Артисты говорят, что в другом городе они проверяют свои силы, свой талант на новом зрителе. Свои зрители любят, даже боготворят. А приехать в другой город, чтобы там полюбили, — здесь нужно сильно постараться. Это не спортивный интерес, а какой-то драйв. Артисты хотят ездить на гастроли, хотят чувствовать любовь зрителей, — говорит Татьяна Мезенцева. Директор Иркутского театра считает, что интерес к музыкальному театру не ослабевает. Меняются спектакли. И жанровая картина в репертуаре Иркутского театра не отличается от остальной России — сейчас в музыкальных театрах наблюдается перевес мюзиклов, хотя раньше оперетта занимала лидирующую позицию. С омских гастролей театр спешит домой. За сезон у Иркутского театра обычно выходит по 4 премьеры. В декабре выйдет постановка "Антигона", музыку для неё написал иркутский композитор Владимир Соколов. Далее по списку — новогодняя сказка "Аленький цветочек" и мюзикл от Филиппа Разенкова "Горе от ума". Омичи быстро раскупили практически все билеты на спектакли Иркутского музыкального театра. Особой популярностью пользуется детский спектакль "Мэри Поппинс, до свидания", на втором месте — "Декабристы", и замыкает список по количеству проданных билетов "Пиковая дама". Гастроли театров проводятся при поддержке Министерства культуры Российской Федерации Федеральным государственным бюджетным учреждением культуры "Росконцерт". Фото: Илья Петров, а также предоставлены Иркутским областным музыкальным театром им. Н. М. Загурского
Предыдущая запись