В этом году всего несколько театров посчитали нужным заранее уведомить общественность о своих планах и представили грядущие премьеры. Большинство же предпочло перестраховаться и заранее новинки не афишировать.
Большой театр со своей "Спящей красавицей", мечущейся между версиями 1973 и 2011 годов, точно обозначил главный тренд: даже новинки предпочтительны проверенные поколениями. Ту же классику не дерзают переосмысливать и искать в ней новое звучание. Амбиции у большинства театров, в последнее время массово жалующихся на недоукомплектованные труппы, сосредоточены на том, как приспособить многолюдные старинные спектакли, при создании рассчитанные на гигантскую труппу, к местному скромному составу и сцене.
Уже 19 сентября можно будет увидеть, как это удастся московскому "Кремлевскому балету". Недавно принявшая руководство театром его экс-прима Александра Тимофеева решила пополнить репертуар "Раймондой", еще недавно блюдом редким и экзотическим, а в последние годы буквально захватившим сцены большие и малые. Осуществить постановку приглашен Андрис Лиепа, работу с которым над классикой артисты очень ценят. Оформляет спектакль Вячеслав Окунев, уже не раз обустраивавший средневековый провансальский замок в балете Глазунова.
27 сентября в Астрахани свою постановку "Спящей красавицы" покажет Юрий Клевцов, в Большом театре танцевавший редакцию Юрия Григоровича. В Красноярске в этом сезоне планируют возобновить свои старые постановки "Баядерки" и "Дон Кихота".
В Самаре под Новый год ждут "Щелкунчика" от собственного худрука Юрия Бурлаки. Он еще 10 лет назад в Берлинском балете попытался восстановить по архивным записям самую первую постановку балета, осуществленную еще при жизни Чайковского Львом Ивановым. Теперь этот спектакль будет идти в Самаре. Там же Бурлака собирается показать "Роман бутона розы и бабочки" — еще один "архивный" балет, который положил конец 57-летней службе Мариуса Петипа в Императорских театрах.
Неподалеку, в Казани, весной ожидается еще одна интригующая премьера. Почти 30 лет назад Владимир Васильев, тогда генеральный директор Большого театра, решил заново взглянуть на "Лебединое озеро", отказавшись от привычного образа оборотня Одиллии. Тогда попытка переосмыслить символ отечественного искусства вызвала массовый протест. Решит ли постановщик вновь радикально пересмотреть идею балета или воспроизведет канон с косметическими изменениями, пока неизвестно, хотя репетиции уже идут.
Вспоминают театры и о некоторых советских балетах. Большой театр под Новый год собирается вспомнить любимый многими поколениями "Чиполлино" в постановке Генриха Майорова. В Красноярске уже 18 октября вернется на сцену "Спартак", который когда-то ставил там сам Юрий Григорович, а в Челябинске Сергей Бобров и Юлиана Малхасянц 2 ноября покажут свою версию "Гусарской баллады".
Ростовский музыкальный театр и Нижегородский оперный в последние годы упорно продвигаются в ряд балетных ньюсмейкеров. Оба театра в следующем сезоне готовят несколько премьер. Среди них выделяется двухактный "Тихий Дон", написанный ростовским композитором Леонидом Клиничевым еще в советские годы, над которым работают хореограф Иван Кузнецов, режиссер Павел Сорокин и художник Петр Окунев.
Флагманами современной российской хореографии давно остаются Московский музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко и две уральские труппы — из Екатеринбурга и Перми. В последние сезоны все они пережили смену лидеров, но не утратили креативной энергии.
Театр Станиславского традиционно первую балетную премьеру выпускает поздней осенью. 8 ноября он покажет программу "Место во Вселенной". Анонсы вальсируют вокруг философской темы космоса и поиска места человека в небесно-космическом пространстве. Хотя, кажется, достаточно имен создателей программы: хореограф Вячеслав Самодуров и композитор Владимир Горлинский работают над балетом "Перигелий", а Максим Севагин ставит "Знаем благую весть" на музыку хоровой симфонии Валерия Гаврилина "Перезвоны". Художник вечера — Мария Трегубова.
Алексей Мирошниченко, вернувшийся год назад худруком в Пермь, 5 декабря вступит в заочное соревнование с Фредериком Эштоном и Джоном Ноймайером — он представит свой вариант трехактной "Сильвии". Сохраняя античную тему, его балет уходит от анакреонтических идиллий — его героиней станет весталка, которая нарушила обет, предпочтя богам смертного.
Мирошниченко выпустит и одноактный балет — "Орфей" Стравинского, который еще не ставили в России. Премьера назначена на 5 апреля. А за день до этого в Екатеринбурге Антон Пимонов покажет свой "Каменный цветок". Он работает в ансамбле с драматургом Богданом Корольком и Юлианой Лайковой, которую многие узнали благодаря другой уральской премьере — "Сказкам Перро".
Еще одна премьера — два балета Стравинского. В постановке "Петрушки" и "Жар-птицы" Театр Станиславского заручился сотрудничеством Театра кукол имени Образцова, а ставят спектакль Алексей Франдетти и хореографы Константин Семенов и Ксения Тернавская.
Учитывая, что Валерий Гергиев в Большом театре тоже обещал вечер балетов Стравинского, упоминая и "Петрушку", и "Жар-птицу", "Весну священную" со "Свадебкой" и даже "Агон", в России грядет сезон балетов Стравинского.
Максим Петров готовит премьеру спектакля "Клептомания" в Екатеринбурге. Фото: Иван Мохнаткин / Урал Опера Балет
В более конкретных планах — две мировые премьеры. Двухактная "Снегурочка" Вячеслава Самодурова и композитора Владимира Раннева должна растаять 27 июня в Перми. А 4 июля в Екатеринбурге композитор Юрий Красавин готовится предъявить "Клептоманию". Спектакль ставит Максим Петров, художник — Анастасия Нефедова.
И пока о своих планах не заявил Мариинский театр, хотя от нового худрука балета Андриана Фадеева, известного успешной деятельностью в Театре балета Леонида Якобсона, можно ждать интересных и неожиданных решений.