Музей в Зарайске открыт в 2017 году и поставлен на федеральное финансирование, благодаря которому в его залах появились любопытные интерактивные инсталляции, до которых мы дойдем своим чередом. Начать же надо с дома на Красноармейской улице. Это не исторический дом Бахрушиных, а приспособленное здание, которое в 2015 году администрация района передала под музей, когда был ребром поставлен вопрос об открытии филиала театрального музея в родном городе покровителей театрального искусства. Родового гнезда Бахрушиных на карте города нет давным-давно. Недавно мы писали о выставке-реконструкции "Утерянный город" , в рамках которой художник-виртуоз Владимир Юркевич восстановил облик Зарайска со всеми уничтоженными в советское время храмами и частными домами. Но, как ни странно, не большевики виной тому, что дом Бахрушиных исчез с лица земли. Это произошло намного раньше, по устойчивому городскому преданию – при Екатерине Второй. Зарайск – очень древний город, в сердцевине которого в XVI столетии был поставлен каменный кремль, чтобы отражать атаки и оповещать другие поселения о подступах возможных врагов. Екатерининский план "Генерального межевания" затрагивал многие древнерусские города: их приводили в соответствие с европейскими понятиями о планировке. Императрица одобрила ровно тот план Зарайска, где проводились две транспортные развязки – у нынешнего памятника Ленину и Мемориала Победы. Ромбовидные развязки вместе образовывали полукруг. Дом Бахрушиных оказался под одной из свежепроложенных дорог. Его снесли волевым решением владычицы. Представители рода Бахрушиных. Фотогалерея в музее. Однако здание, где находится музей, тоже может похвастаться достойной историей. То был доходный дом купца Николая Ланина, зарайца, обосновавшегося в Москве, как, собственно, и Бахрушины. Он открыл в родном городе доходный дом и пожертвовал на восстановление стен Зарайского кремля в 1860 году 50 тысяч серебряных рублей – практически всю потребную на эти благие цели сумму. Доходный дом застройщик передал властям города Зарайска. На втором его этаже устроили школу для купеческих детей, а внизу – квартиру для директора школы и бакалейную лавку. Теперь музейное здание "поделили" так: внизу находится пространство для временных экспозиций, зал исторического театрального костюма, где собран реквизит, "игравший" во многих спектаклях знаменитых театров (из московского Бахрушинского музея), а также изготовленный руками сотрудницы местного музея, экскурсовода Натальи Анатольевны Румянцевой, и экспозиция для детей "Сказочный город". Эту экспозицию тоже смастерила Наталья Румянцева из самых что ни на есть подручных материалов – от пустых картонных коробок до ненужных пластиковых бутылок. Но в этой комнате действительно как в сказке, в ней можно проводить часы – что многие мамы с детишками и делают. XIX век в событиях. Второй же этаж полностью посвящен Бахрушиным. В связи с ныне идущей реставрацией Бахрушинского музея в столице сюда привезли часть экспонатов. Начинается бахрушинская экспозиция с двух важнейших информативов. Один из них – исторические вехи XIX века: таблицы нарисованы на стене и дублируются на экране. Охватывается период от убийства Павла I (1801) до спуска на воду крейсера "Аврора" (1900). Воспроизведены практически все годы, не только даты громких потрясений вроде Наполеоновской кампании или восстания декабристов. Внимание уделено событиям художественной, литературной и театральной жизни, которая была и остается значимой для России не меньше, чем политические перевороты или экономические прорывы. На временной шкале особо отмечен 1894 год: год основания Бахрушинского музея, что произошло ровно 130 лет назад. В том же году состоялась коронация Николая II. И тогда же упокоился старший сын Алексея Федоровича Бахрушина, который как раз и был выходцем из Зарайска. Петр Алексеевич, владелец суконной фабрики и один из родоначальников семейного меценатского движения, умер в возрасте 75 лет. У Петра было 18 (!) детей. Благодаря такой плодовитости род Бахрушиных не растаял, а, можно сказать, окреп к нашим дням. Генеалогическое древо. Другой же – генеалогическое древо семьи Бахрушиных, нарисованное на стене перед входом в экспозицию. Древо необычайно ветвистое, в котором значатся даже ныне живущие потомки Бахрушиных, род был и остается многочисленным. Потомки Бахрушиных приезжают в музеи своей семьи, и зарайский филиал не обходят вниманием. В 2020 году сюда прибыла делегация в составе почти 20 человек, потомков по линии Алексея Александровича, основателя столичного музея. Они посадили во дворе музея дуб в честь 200-летия отъезда Алексея Федоровича и Натальи Ивановны в Москву из Зарайска. Сын Алексея Александровича Юрий был театральным критиком, работал со Станиславским. От первого брака имел дочь Елену, которая работала геологом, в гражданском браке родила сына Кирилла. У него родился сын Юрий, наш современник, ему около 50 лет. Генеалогическому древу четыре года, к сожалению, к сему моменту многие представители семейства успели скончаться. Например, Елена Юрьевна. Вообще же род Бахрушиных – из касимовских татар. В XV – XVI веках их ветвь пошла от одного из мурз хана Касима, Бахруш-оглы. Все потомки семьи свято верят, что их предки приняли православие еще в XVI веке и при крещении попросили наречь их фамилией Бахрушины, сохраняющей отзвук исторического прозвания. Когда посетителей ознакомят с генеалогическим древом, начинается рассказ о житье-бытье первых Бахрушиных. В Зарайске они занимались ремеслом прасолов: так назывались погонщики и торговцы скотом. Жили скромно. Однажды Алексей Федорович съездил в Москву с оказией, вернулся и сказал домочадцам: надо-де переезжать, там развернемся. И в 1820 году семья перекочевала в старую русскую столицу. Тут начинается почти что сказка о Золушке. Только Бахрушины обошлись без феи-крестной. Волшебное вмешательство заменили им трудолюбие и деловая смекалка, а также житейские установки, которые можно назвать нравственно здоровыми. Александр и Василий Бахрушины. Фото: пресс-служба Департамента здравоохранения города Москвы. Поначалу Бахрушин с женой и детьми поселились на Николаевском подворье близ Таганки. Они сняли маленькую перчаточную мастерскую и стали шить перчатки. Для того, чтобы маленькой арендованной перчаточной мастерской выросло огромное состояние Бахрушиных, действительно был необходим бизнес-талант. Он проявился так. Когда дела в мастерской пошли на лад, старший Бахрушин взял ссуду и купил землю в районе, который исторически назывался Кожевники, так как его жители испокон веков занимались этим "благоуханным", но и прибыльным делом. Там отец с сыновьями построили собственный кожевенный завод. Тут надо сказать, что прирост семьи Бахрушиных на новом месте не замедлился – скорее, наоборот. Наталья Ивановна в Москве родила еще пять или шесть детей, но двое умерли. Старшая их дочь вышла замуж за купца, вторая ушла в монастырь. Во всех начинаниях помогали отцу трое взрослых сыновей – Петр, Александр и Василий. Из них в дальнейшем сложится "костяк" предпринимательства-меценатства, так как отец воспитал сыновей в строгой религиозности и убежденности, что богатство и привилегии не даются просто так – за каждую копейку свыше спросят. Поэтому Бахрушины никогда не тратили свои гигантские доходы только на себя, а так щедро благодетельствовали другим людям. Вместе с кожевенным заводом построили и суконную фабрику – не дело переводить скотину на одну кожу, пусть и шерсть не пропадает!.. Именно этим предприятием начал командовать Петр Бахрушин. Для развития фамильного бизнеса Бахрушины набрали много кредитов, строили воистину грандиозные планы. Но пришла беда, откуда не ждали. Глава семейства Алексей Федорович Бахрушин умер от холеры в эпидемию 1848 года. Было ему на тот момент то ли 56 лет, как говорят в музее, то ли даже 48 лет, по Википедии. Похоронив отца, вдова с сыновьями стали держать семейный совет, решали, принимать ли наследство отца вместе со всеми его долгами. Но решили принять. Основали товарищество "Бахрушин и сыновья" – отпрыски заявили, что имя отца всегда будет с ними. А поскольку старший Бахрушин уже успел начать филантропическую деятельность, она, вместе с заботами о бизнесе, легла на плечи троих сыновей. Старшим из них был отец 18 детей Петр. Младший, Василий, упокоился в 74 года, произведя на свет пятерых детей. Средний, Александр, дожил до 93 лет и оставил шестерых детей. Последним, шестым, и был Алексей Александрович – основатель Театрального музея. Алексей Александрович Бахрушин. Фото на экране в музее. Прежде чем перейти к Театральному музею и иной деятельности Алексея Бахрушина на ниве искусства, следует сказать несколько слов о добрых делах, совершенных этим семейством в других сферах жизни. Когда революция 1917 года лишила всех "бывших" всех гражданских и имущественных прав, представители новой власти подсчитали доходы купцов Бахрушиных и поразились тому, что 80 процентов их состояния уходило на благотворительность. Меценатами дореволюционная Россия славилась, но ни одна богатая филантропствующая семья не делала таких громадных отчислений в пользу нуждающихся. Набожная семья Бахрушиных финансировала строительство десяти православных храмов. Два из них расположены в Зарайске – это церковь Казанской Божией матери на нынешней улице Мерецкова, в пристройке которой размещалась благотворительная столовая, в которой на пожертвования Бахрушиных бесплатно кормили всех нуждающихся. Церковь пострадала в советские годы: ей снесли главы и колокольню, "коробку" использовали под станцию "скорой помощи", так как во всей бывшей богадельне Бахрушиных устроили центральную районную больницу. В 2002 году по инициативе зарайцев здание храма вернули православной церкви, его отремонтировали, храм снова стал действующим. И при нем снова работает благотворительная столовая! Местный предприниматель Алексей Локтев продолжает инициативу Бахрушиных и финансирует работу благотворительной столовой. "Отпускай хлеб твой по водам, потому что по прошествии многих дней опять найдешь его", – говорил Экклезиаст. Согласно Библии, никакие добрые дела не исчезают бесследно. Второй зарайской церковью, построенной при помощи Бахрушиных, был собор Иоанна Предтечи в Кремле, о чем подробнее рассказано в статье "Исчезнувший Зарайск". Церковь Казанской иконы Божией Матери, Зарайск. Фото: Маргарита и Владимир Архиповы, 2010 год. Все бахрушинские "дары" городу Зарайске стоят и по сей день – настолько хорошо строили меценаты. Благотворители не только вкладывали деньги в процесс строительства, но и следили за ходом работ. Состоятельные купцы не могли пройти мимо такой стороны жизни своего общества, как бедствия аристократов, промотавших свое состояние. Подобная линия поведения была для Бахрушиных неприемлема в принципе. Но вместо того, чтобы сказать разорившимся дворянам: "Сами виноваты!" – да присовокупить какую-нибудь нравоучительную цитату из библии либо Евангелия, купцы выстроили… дом призрения для разорившихся представителей дворянских родов. Теперь в его стенах размещается Зарайская художественная школа. Думали они и о реально обездоленных людях: обустроили в Зарайске же приют для девочек-сирот. Юных воспитанниц обучали грамоте и кое-каким бытовым навыкам и старались выдавать замуж. К бракосочетанию девицам давали богатое приданое, куда входила, в частности, швейная машинка "Зингер". Сегодня в этом здании управление соцзащиты – логично. До революции в Рязанской губернии было всего две женских гимназии – одна частная гимназия Екимецкой в Рязани, вторая в Зарайске. Как думаете, кто построил учебное заведение для барышень в уездном городке?.. Здание гимназии до сих пор служит целям народного просвещения, теперь это школа номер 6. Бывший приют для девочек. В Москве же, с которой прочно связала свое существование династия Бахрушиных, были возведены на средства благотворителей восемь храмов – и не только культовые сооружения. Среди благотворительных объектов, построенных меценатами в Москве – Бахрушинская больница в Сокольниках (ныне – больница имени братьев Бахрушиных). Они построили лечебницу в первых рядах – возможно, сказалась ранняя смерть Алексея Федоровича от холеры. Правда, боролись в этом медицинском учреждении с другим "бичом" царской России – туберкулезом. Бахрушинская больница. Фото: пресс-служба Департамента здравоохранения города Москвы. В этой больнице хронических больных лечили от чахотки и даже привезли в неё первый в нашей стране рентгеновский аппарат. Бедняков в ней лечили бесплатно, но слава у больницы была такая, что и богачи стремились туда попасть. Однако тут всегдашняя доброта Бахрушиных сменялась трезвым подходом: "Господа, вы можете себе позволить заплатить". Наконец, по Москве и губернии было создано Бахрушиными в общей сложности полсотни домов призрения разной направленности: для стариков, ветеранов различных баталий, пожилых актеров, вдов, беспризорных детей. И четыре Народных дома. Недаром же члены семьи имели потомственное почетное гражданство города Москвы. Грамота о потомственном почетном гражданстве Бахрушиных работы Аполлинария Васнецова. Но самое эстетичное капиталовложение Бахрушиных – разумеется, создание Театрального музея. Он возник не на пустом месте. Алексей Бахрушин живо интересовался театром и был в курсе всей сценической жизни своего времени. О его вкусах и интересах напоминают интерьеры второго этажа, три комнаты и коридор, где воссоздана атмосфера театральной России рубежа XIX – XX веков. Музей рассказывает, чем славился в то время каждый крупный театр страны. Информационный стенд о театрах. Если о Большом, Малом, Мариинке и Александринке мы более или менее наслышаны, то я впервые узнала о том, что Михайловский театр в Санкт-Петербурге был площадкой для именитых иностранных актеров. А еще – о том, что концерты и театральные представления тогда было положено проводить в пользу кого-либо, что обязательно отражалось в аутентичных афишах, в изобилии представленных в музее. Так, на афише концерта с участием 600 военных музыкантов указано, что он проводится в пользу инвалидов Балканской войны 1912-1913 годов. Балет "Лебединое озеро" давали в пользу актрисы госпожи Карпаковой. Теперь уже никто не знает, что стряслось у этой дамы, но проявление корпоративного братства и предложение помощи трогает. Афиши благотворительных концертов. Зал "Бахрушинское наследие" напоминает о правиле Алексея Александровича Бахрушина, по субботам, когда многие императорские театры были закрыты, собирать у себя весь петербургский бомонд. На таких сборищах подавались специальные рукописные меню, которые кажутся размноженными типографским способом, но на деле выведены нарядным "писарским" почерком. В афишах содержалось как продуктовое, так и "музыкальное" либо "театральное" меню: какой духовной пищей будут потчевать наряду с деликатесами. Аналогичные меню подавались к обеду и к ужину. Бахрушинские субботы посещали все без исключения знаковые персоны отечественной культуры, их портреты развешаны по стенам зала, и между изображениями мухе трудно сесть. Каждой фигуре предпослан QR-код, открывающий рассказ об этом человеке (мы уже говорили, что с интерактивом в зарайском бахрушинском музее все отлично). Так что гость музея чувствует себя почти гостем самого Алексея Александровича – в звездном кругу мы разговариваем о прекрасном и наслаждаемся культурным досугом (в одном из залов включается балет "Щелкунчик" на сцене Большого театра в постановке Юрия Григоровича). Меню субботнего "завтрака" в доме Бахрушина. Вращение в кругах знаменитостей привело к тому, что Алексей Бахрушин стал коллекционировать автографы своих известных современников: Федора Шаляпина, Константина Бальмонта, Валерия Брюсова и множества других светил. Гости Бахрушина оставляли ему автографы в соответствии со своим родом занятий: так, Федор Шехтель набрасывал эскизы, Цезарь Кюи и Александр Глазунов писали ноты, Мария Ермолова – реплики из пьесы со своим участием, а выдающийся итальянский актер Томмазо Сальвини оставил стихотворный экспромт. Автографы собирались в памятные альбомы. Таковых было два, а также Бахрушин хранил отдельные листы с автографами, оформленные виньетками художника Сергея Ягужинского. Все это стало прообразом будущей музейной коллекции. А коллекционировать театральные артефакты Алексей Александрович, по преданию, начал на спор с купцом Куприяновым: кто больше театральных редкостей соберет за год. Бахрушин так увлекся приобретением раритетов, что выиграл, а остановиться не смог: нашел собственное призвание в фамильном меценатстве. Собранные экспонаты размещались в особняке Бахрушина на Лужнецкой улице. Итак, Театральный музей был основан 30 мая 1894 года, а открыт 24 октября того же года. Алексей Александрович был верен семейным принципам и хотел, чтобы плодами его деятельности пользовались все (не говоря уж о том, что даже просторный дом оказался тесен для редкостей). Потому он сразу намеревался свое детище, Театральный музей, передать государству. Удивительно – но далеко не сразу смог благотворитель это осуществить!.. Отечественная бюрократия во все эпохи работает примерно одинаково. Впервые о передаче музея государству Бахрушин заговорил еще в 1901 году. Он предлагал передать музей в ведение Дирекции императорских театров. Взамен просил у организации сущую малость: гарантировать бесплатность, общедоступность, но и сохранность собрания. Чего дирекция не могла или не хотела обеспечить, Бахрушину пришлось отказаться от идеи. В зале "Наследие Алексея Бахрушина". В 1904 году Алексей Александрович предложил перевести свой музей в собственность московского городского самоуправления. Но и в этом ему было отказано, вроде бы без объяснения причин. Летом 1909 года Алексея Александровича избрали в состав комитета по постройке Пушкинского дома при Академии наук. Отдел русского языка и словесности Академии наук заинтересовался возможностью передачи музея в ведение Академии. Начался долгий процесс согласований и урегулирований документов, завершившийся подписанием Торжественного акта передачи. В зарайском музее реконструировано место подписания договора о передаче Театрального музея в ведение Императорской Академии наук. Один уголок комнаты воспроизводит обстановку, в которой свершилось историческое деяние – накрытый чайный стол и над ним фантазийный абажур, в точности такой, каких сто с гаком лет назад на знаковом чаепитии было три. В экспозиции ограничились одним. Реконструкция . Тут же зачитывается цитата из исторического документа: "25 ноября 1913 году Литературно-театральный музей был передан А.А.Бахрушиным в дар государству, в ведение Петербургской Академии наук. Торжественный акт передачи состоялся в доме на Лужнецкой, куда съехались члены попечительного совета: К.С. Станиславский, Вл.И. Немирович-Данченко, В.А. Рышков, В.К. Трутовский, И.А. Бунин, А.И. Сумбатов-Южин, М.Н. Ермолова, А.А. Яблочкина, С.И. Зимин, А.Н. Веселовский и др. во главе с президентом Академии наук вел. князем Константином Константиновичем. Процедура проходила торжественно, было много благодарственных речей. Сам же А.А. Бахрушин так охарактеризовал свое решение: "Когда во мне утвердилось убеждение, что собрание мое достигло тех пределов, при которых распоряжаться его материалами единолично я уже не считал себя вправе, я задумался над вопросом, не обязан ли я, сын великого русского народа, предоставить это собрание на пользу этого народа". Алексей Бахрушин после заключения договора стал пожизненным директором и почётным попечителем музея. Два исторических момента. Для полноты ощущения переклички времен создана очередная интерактивная инсталляция: экраны, на которых рядом приводятся две фотографии. На одной – то самое подписание в 1913 году. На другой – встреча театральных деятелей с президентом России Владимиром Путиным в Ярославле 29 октября 2018 года, к 130-летию советского Театрального музея. Именно в этом заведении придумали технологичный ход: все лица "кликабельны", нажав на изображение на общей фотографии, открываешь окно с подробным рассказом и отдельным фото субъекта. В числе запечатленных на фото людей – Вера Васильевна, урожденная Носова, жена Алексея Александровича. Она прожила 67 лет и умерла в 1942 году. После смерти Алексея Александровича именно Вера Васильевна заботилась о музее, и считается, что коллекция сбережена во многом благодаря ей. Сын четы Бахрушиных Юрий написал книгу воспоминаний "Взгляд из семьи", куда вошли уникальные сведения и не менее редкие фотографии. Вера Васильевна Бахрушина. Остается добавить, что даже после октября 1917 года Алексею Бахрушину несказанно повезло. Революция лишила его гражданских и имущественных прав, как и всех "эксплуататоров" и "капиталистов". На государственную службу Бахрушин уже не мог рассчитывать. Но наркомпрос Анатолий Луначарский пошел наперекор новым советским законам – пригласил Бахрушина к себе (пропуск в здание Наркомпроса на Чистопрудном бульваре выставлен в музее) и выдал удостоверение на пожизненное руководство Театральным музеем. 11 лет, с 1918 по 1929 года, Алексей Александрович занимал эту должность. Летом 1929 года он умер в возрасте 64 лет. А Луначарского в том же году сместили с поста Наркомпроса. Через три года Анатолий Васильевич уйдет из жизни. Невольно подумаешь – как хорошо, что он успел сохранить для потомков великолепный "осколок былого", Бахрушинский музей, хранящий сердцебиение культурной жизни России конца имперской эпохи… Великие современники А.А. Бахрушина.
Предыдущая запись