Военные новости

Азовское море: «Варшавянкам» придется воевать с Британским флотом по новым правилам

У России на сегодня не осталось ни единой подводной лодки в Черном море. Об этом как о настоящей, хотя и почти никем до сих пор не замеченной сенсации сообщают некоторые зарубежные интернет-источники.

Азовское море: "Варшавянкам" придется воевать с Британским флотом по новым правилам
© Свободная пресса

Справедливости ради отметим: у «СП» нет ни малейшей возможности подтвердить или опровергнуть этот печальный факт для нашей страны. Поскольку по вполне понятным причинам Министерство обороны РФ обоснованно никогда и ни словом не комментирует передислокацию своих боевых кораблей в пределах театра военных действий с Украиной. Каковым Черное море является уже без малого три года.

Но есть признаки, что в данном случае наши недоброжелатели за рубежом, опирающиеся на данные своей космической разведки, скорее всего, говорят правду.

Куда же в таком случае подевалась сформированная после 2014 года 4-я отдельная бригада подводных лодок ЧФ (сокр. – 4-я обрпл), в состав которой все наличные российские субмарины в этих краях и входят?

Это может показаться удивительным, но противник утверждает, будто основная часть из них из Новороссийска Керченским проливом перешла в мелководное Азовское море. Глубины в котором не превышают 14 метров, что исключает любую возможность действовать в этой акватории в подводном положении.

Однако прежде чем попытаться хоть как-то объяснить эту военно-морскую странность, предлагаю вспомнить, какими, собственно, подводными лодками на Черном море мы еще недавно располагали и какими пока располагаем.

В принципе 4-я обрпл десять лет назад была сформирована на основе 247-го отдельного дивизиона ПЛ Черноморского флота, раннее входившего в состав 68-й бригады с местом базирования в городе-герое Севастополь. К тому времени дивизион располагал всего одной боевой единицей (прошу прощения за вынужденную тавтологию, но такова принятая на флоте терминология), остававшейся в строю со времен СССР – дизель-электрической подводной лодкой Б-871 «Алроса» проекта 877В «Палтус». Спущенной на воду еще в 1989 году и годами не выходившей в море по причине отсутствия для нее аккумуляторных батарей. Поэтому о боеготовности экипажа «Алросы» в те времена можно было говорить с изрядной долей условности.

Но поскольку военная гроза над Черным морем уже тогда беспрерывно сгущалась, в интересах Черноморского флота на «Адмиралтейских верфях» в Санкт-Петербурге было развернуто интенсивное строительство серии из шести дизель-электрических подводных лодок типа «Варшавянка» (проект 636.3) с высокоточными крылатыми ракетами большой дальности «Калибр-ПЛ» на борту.

Следствием этой большой работы стало последовательное поступление в состав ЧФ с 2014 по 2016 годы Б-261 «Новороссийск», Б-237 «Ростов-на-Дону», Б-262 «Старый Оскол», Б-265 «Краснодар», Б-268 «Великий Новгород», Б-271 «Колпино».

Именно в таком боевом составе 4-я обрпл и встретила начало специальной военной операции на Украине. С единственным, но существенным уточнением: «Новороссийск» и «Краснодар» в грозный февраль 2022-го вступили в сирийском городе Тартус. На который, как известно, базировалось наше постоянное оперативное соединение в Средиземном море.

А поскольку, едва на Украине загремели пушки, Турция в соответственно с конвенцией Монтре немедленно перекрыла Босфор и Дарданеллы для прохода любых военных кораблей и судов, все пути к возвращению домой для "Новороссийска» и «Краснодара» оказались отрезанными. И в Черном море с той поры их как не было, так и нет.

Попутно заметим: ни одной из этих подлодок нет уже и в Средиземноморье. «Краснодар» закончил долгий межпоходовый ремонт только там, куда проход для него не был запрещен — на Балтике, в Кронштадте. И, как утверждают, уже был готов к возвращению в Тартус.

Но тут грянуло крушение асадовской Сирии. Судьба нашей единственной базы в Средиземноморье повисла на политико-дипломатическом волоске. Что до сих пор и задерживает эту считающуюся черноморской подлодку в Балтийском море.

А что касается Б-261 «Новороссийск», то он вот-вот встанет борт о борт с «Краснодаром». То есть – тоже на Балтике. Курсом в которую, на днях миновав пролив Гибралтар и выйдя в Атлантику, сейчас и направляется. Естественно, по причине все той же неопределенности с судьбой российской военно-морской базы в Тартусе при новых властях в Сирии.

Но вернемся в Черное и Азовское моря. Единственной подтвержденной боевой потерей к сегодняшнему дню 4-й обрпл стала подводная лодка Б-237 «Ростов-на-Дону». Ее в сентябре 2023 года угораздило оказаться на ремонте в сухом доке Севморзавода в Севастополе. Там субмарина вместе с большим десантным кораблем «Минск» и угодила под удар выпушенных ВСУ из-под Одессы крылатых ракет типа Storm Shadow франко-британского производства.

Ходят разговоры, что с той поры делалось очень многое, чтобы вернуть «Ростов-на-Дону» в строй. Как вышло – трудно сказать.

Таким образом, Б-262 «Старый Оскол», Б-268 «Великий Новгород», Б-271 «Колпино» и старенькая «Алроса» — это все субмарины, которыми на сегодня располагает Черноморский флот на отведенном ему театре военных действий. Чтобы не повторить печальную судьбу «Ростова-на-Дону», все эти подлодки из Севастополя были переведены в Новороссийск. Вместе и с почти всем остальным корабельным составом Черноморского флота. Подальше, стало быть, от стартовых ракетных позиций ВСУ под Одессой и Очаковом.

И именно из Новороссийска 4-й обрпл время от времени выбиралась в море для нанесения ударов «Калибрами» по важнейшим целям на вражеской территории. Но как и почему они теперь, похоже, оказались в Азовским море?

Причиной этому, как можно предположить, стало резкое нарастание угроз Черноморскому флоту со стороны Украины и ее союзников по НАТО. Речь, в первую очередь, о безэкипажных катерах (БЭК) противника, боевой потенциал которых беспрерывно наращивается.

Причем, делается это такими темпами, с привлечением столь значительных средств, что вслед за Севастополем и Феодосией уже и Новороссийск, видимо, не может считаться достаточно надежным укрытием для нашего флота.

События последних недель в Черном море показали, что с недавних пор стремительно маневрирующие (на скорости до 42 узлов или порядка 80 километров в час) украинские БЭКи получили возможность, даже лежа на боевом курсе, сбивать даже наши вертолеты, которые еще недавно считались основным средством борьбы с этой угрозой. Для этого противник приспособился устанавливать на свои MAGURA V5 по паре советских еще авиационных ракет ближнего боя Р-73 (по классификации НАТО AA-11 Archer — «Лучник») класса «воздух-воздух» с пассивной инфракрасной головкой самонаведения.

Такому оружию для наведения на цель не требуется оператор. Захват цели производится автоматически. Дальность стрельбы в переднюю полусферу – до 40 километров. Для наших вертолетов, преследующих вражеские БЭК на малых высотах и ведущих по ним пулеметный огонь почти в упор, времени на уклонение от такой ракеты практически не остается.

Впервые подобные безэкипажные катера с функциями противовоздушной обороны, на Черном море ВСУ применили в мае 2024 года. На первых порах все было безрезультатно. БЭК наши вертолетчики, как правило, успешно топили.

Все сильно осложнилось в самом конце минувшего декабря, когда враг предпринял очередную попытку ночной атаки российского Крыма безэкипажными катерами. Как водится, для отражения нападения в воздух были подняты наши вертолеты.

Стало очевидным, что в новых условиях уничтожать БЭК ВСУ как раньше – боевыми вертолетами еще на подходе к военно-морским базам и важнейшим береговым объектам, становится крайне рискованно.

Почти тут же выяснилось, что только названной напастью нарастающие угрозы для нас на Черном море не исчерпываются. Стало понятно, что своим безэкипажным катерам противник сумел придать не только возможности вести противовоздушную оборону. Он превратил их и в своеобразные «мини-авианосцы».

Для этого во внутренних отсеках MAGURA V5 то ли украинские «технические гении», то ли их западные кураторы сумели разместить небольшие FPV-дроны с боевыми зарядами. Дальше все просто: катер на большой скорости «подтаскивает» их к участку побережья, которое решено атаковать. По команде с берега FPV-дроны со сравнительно небольшим радиусом действия стартуют с БЭК. И спустя считанные минуты оказываются там, где их вовсе не ждали.

О возможно первом таком бое в районе Кинбурнской косы сообщил авторитетный российский портал – «Архангел спецназа».

Далее тг-канал заключает: «Ситуация крайне опасная. Применение безэкипажных катеров представляет все большую угрозу не только нашим кораблям, но и самолетам, вертолетам и прибрежным позициям. Возростающие возможности противника ни в коем случае нельзя недооценивать».

Что дальше? Судя по всему, командование Черноморским флотом решило заранее сделать все, чтобы уберечь от невиданной прежде грозы свой самый ценный актив – подводные лодки типа «Варшавянка». И оставшиеся три из них отправить в Азовское море.

Ибо уж туда-то украинские БЭК точно не прорвутся. Потому что на их пути через Керченский пролив неизбежно окажется Крымский мост. Все подходы к которому со стороны Черного моря давно завалены затопленными старыми баржами и плотно прикрыты многослойными боно-сетевыми заграждениями. А с берега за исправностью этой нашей импровизированной линией обороны строго следят расчеты крупнокалиберных пулеметов «Корт». Прикрытые маскировочными сетями позиции которых прямо под Крымским мостом расположены приблизительно через каждые 200-500 метров.

К тому же и «зонтик» системы ПВО, созданной в последние годы над Керчью и Таманью, если с чем-то и сравним по боевой эффективности, то разве что с организацией обороны столичного неба. Поэтому и под ним черноморским «Варшавянкам» будет спокойней.

А что касается их «Калибров»… С учетом максимальной дальности их полета в 1500-2000 километров – какая разница, откуда бить по целям на Украине? Хоть от Новороссийска, хоть от Мариуполя с Бердянском территория «страны 404» для этого оружия как на ладони.

Если возникнет нужда бить из подводного положения, так и в Черное море из моря Азовского на время вернуться – дело считанных часов. И сразу – обратно.

А в это время

Как пишет британский ukdefencejournal, в первом квартале 2025 года Британия планирует поставить ВСУ первую партию из десятка еще более совершенных универсальных быстроходных малозаметных ударных безэкипажных катеров, созданных по международному проекту COOKSON.

Новые БЭК, разработанные специально для действий в Черном море против России, будут оснащены средствами ПВО. И одновременно на скорости до 40 узлов доставлять к целям на удаление до 800 морских миль еще несколько автономных оружейных модулей с дальностью действия до 30-100 километров каждый.

Первичными объектами нанесения ударов как объявили в Лондоне, станут малозащищенные береговые объекты. Вторичными – надводные боевые корабли и суда Черноморского флота.

Тактика боя поменялась не только на земле, но и на море.

Источник: news.rambler.ru

Похожие записи

Подполье раскрыло подробности взрыва в порту под Одессой

Богомаз: силы ПВО уничтожили украинский беспилотник над Брянской областью

Пушилин сообщил, что при обстреле Горловки ранены 12 мирных жителей, в том числе глава района

Стрелок ВС РФ рассказал об укрепленных бетоном позициях ВСУ в Максимильяновке

Самолеты Израиля возобновили удары по объектам «Хезболлах» на юге Бейрута

Представительство РАНХиГС начало работу в Луганской Народной Республике

Над Белгородской, Курской и Брянской областями уничтожили 13 БПЛА

Картаполов объяснил, почему пленных ВСУ перевозят самолетами

«Абрамскапуты» со 152-мм пушками готовились противостоять танкам НАТО

Сергей Шойгу вручил госнаграды военным в штабе Объединённой группировки войск

В разведке Украины утверждают, что первые военные КНДР уже прибыли под Курск

Один из замеченных в Мурманской области БПЛА летел со стороны Норвегии

Ваш комментарий

29 + = 37

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой ваших данных этим веб-сайтом.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей. Ок Подробнее