В 2024-2025 учебном году российские школы снова начнут в обязательном порядке преподавать основы военной подготовки. Большая часть нового курса «Основы безопасности и защиты Родины» (ОБЗР, преемник ОБЖ) посвящена военной тематике. Школьникам объяснят, как различать разные типы оружия, расскажут о беспилотниках и как их используют на поле боя, а также посвятят в основы военной стратегии и тактики. С пятого по седьмой класс уроки ОБЗР проводятся по выбору учебного заведения, а с восьмого по одиннадцатый класс этот предмет обязателен. Кроме того, для восьмиклассников и десятиклассников будут организованы выездные трех- и пятидневные военные сборы, чтобы они могли применить полученные знания на практике, научиться рыть окопы, ориентироваться на местности и выживать в неблагоприятных условиях. Как будет организован процесс, будут ли школы закупать автоматы Калашникова и беспилотники и можно ли детям отказаться от участия в военных сборах — в материале «Ленты.ру».
Военный гибрид
Вопрос о возвращении в школы уроков начальной военной подготовки (НВП) обсуждался чиновниками, общественниками и депутатами на протяжении нескольких лет — с момента начала специальной военной операции на Украине. Политики аргументировали свою позицию тем, что это «позволит провести планомерную подготовку граждан к возможному противостоянию с врагом».
Новый предмет «Основы безопасности и защиты Родины» (ОБЗР) представляет собой гибрид уже знакомых уроков «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) и советской «Начальной военной подготовки» (НВП). Всего в программе ОБЗР 11 модулей (тематических блоков). Среди них — безопасность в обществе; в быту; общественных местах, информационном пространстве и прочее. Детей, как и прежде, планируют обучать правильно переходить дорогу, спасать утопающих и быстро тушить пожары. Принципиально новое в программе — секция «Военная подготовка. Основы военных знаний», над наполнением которой трудились представители Минобороны.
Педагоги ждали школьный единый учебник по новому предмету, но он пока не появился. В Минпросвещения говорят, что его написанием занимается целая команда специалистов и научных экспертов из Минобороны, МЧС, Росгвардии и других ведомств. Рабочая группа также намерена контролировать, эффективно ли этот предмет реализуется в школах.
В лучшем случае учебник будет готов к началу следующего года. Пока же учителям рекомендуют пользоваться старыми учебниками по ОБЖ. А на портале «Единое содержание общего образования» есть конструктор рабочих программ, с помощью которого можно сгенерировать планы конкретных уроков.
Но если разделы о безопасности в обществе, на транспорте и даже охране здоровья более-менее понятны и в целом материалов по ним много, то больше всего затруднений вызывает военный модуль. Темы для него отбирали представители Минобороны. Возглавлял процесс руководитель дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» Московского суворовского училища, подполковник запаса Юрий Костикин. В помощь гражданским коллегам подполковник записал лекции, посвященные содержанию нового раздела.
Предлагается два варианта рабочей программы «Военная подготовка» — для восьмиклассников и десятиклассников. Названия параграфов в них практически одинаковые, содержание слегка различается. Если ребятам помладше расскажут все в общих чертах, поверхностно, то старшеклассникам предстоит изучить то же самое более подробно.
Равняйсь, смирно, головной убор снять
Первый урок в военном модуле для восьмиклассников сразу же должен стартовать с темы «Вооруженные силы Российской Федерации. Защита нашего Отечества», подчеркивает подполковник Костикин. Им должны рассказать, как возникла армия, как она росла и развивалась, а также о том, что военная служба — долг и обязанность каждого мужчины.
«При доведении этой темы до обучающихся необходимо сделать акцент на освободительной роли армии России в истории нашего государства, а также указать на оборонительную направленность военной политики Российской Федерации, — рекомендует Костикин. — Например, указать, что в пятой статье военной доктрины отражена приверженность Российской Федерации к использованию для защиты национальных интересов страны и интересов ее союзников военных мер только после исчерпания возможностей применения политических, дипломатических, правовых, экономических, информационных и других инструментов ненасильственного характера».
На втором уроке предлагается познакомить учеников со структурой российских войск, их видами и родами, а также с задачами, которые они выполняют. Особое внимание рекомендуется уделить воинским символам и их значению. Составители программы полагают, что это поможет воспитанию патриотизма.
Военные методисты советуют уделить не менее половины занятия знакомству с сухопутными войсками, так как они являются самыми многочисленными в Российской армии. В эту категорию входят мотострелковые и танковые части, ракетчики, артиллерия и противовоздушная оборона. Оставшееся время нужно распределить между Воздушно-космическими силами и Военно-морским флотом.
«Вместе с тем с учетом дислокации воинских частей, штабов и высших военно-учебных заведений, видов и родов войск эти пропорции следует изменить, — рекомендует подполковник Костикин. — Например, в Приморском крае при изучении данной темы больше внимания выделить на изучение вооружения и военной техники Военно-Морского флота России, а в Воронеже — Воздушно-космических сил».
На практике восьмиклассникам предложат примерить бронежилеты, ознакомиться с различными видами гранат и гранатометов, а также изучить автоматы и винтовки. Координатор от Минобороны рекомендует школам иметь реалистичные макеты оружия для наглядности, так как это, по его мнению, повысит интерес детей к теме и поможет лучше усвоить характеристики вооружения
Восьмиклассники также начнут изучать воинские уставы, возможно, как советует подполковник из Суворовского училища, некоторые пункты будут заучивать. Подростки узнают о принципе единоначалия в армии и должны усвоить аксиому, что командир всегда прав. Они научатся правильно маршировать и выполнять основные команды: «Становись!», «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!», «Заправиться!», «Отставить!», «Головной убор снять!», «Надеть!» и повороты на месте.
В десятом классе строевая подготовка станет более интенсивной. Подростки должны отработать не только строевой шаг, но и походный шаг и бег, а также научиться отдавать воинское приветствие.
Один из теоретических уроков надлежит посвятить основам общевойскового боя, основным понятиям, таким как удар, огонь, и видам маневров, таким как оборона и наступление.
В ходе тренировок обращения с оружием, по замыслу Минобороны, в идеале класс надлежит разделить на две группы. Пока одну будут инструктировать по требованиям безопасности, вторую научат правильно держать винтовку, прицеливаться, собирать и разбирать ружье и автомат. Такие уроки рекомендуется устраивать в стрелковых или хотя бы электронных тирах.
На отдельном занятии рекомендуется рассмотреть тему робототехнических комплексов военного назначения. Педагог должен рассказать ученикам об истории появления беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), их конструктивных особенностях, а также о том, как квадрокоптеры применяются в современных боевых условиях.
Итоговая тема военного модуля у десятиклассников — «Особенности прохождения военной службы по призыву и по контракту, военно-учебные заведения и военно-учебные центры»
Юношам подробно должны объяснить, в чем отличия разных видов службы, а также рассказать о высших учебных заведениях Минобороны и возможности построить карьеру в других военизированных структурах — например, полиции или Росгвардии.
После того как дети освоят теоретическую часть, полученные знания им предстоит закрепить на практике: школьников ждут выездные военно-полевые сборы. У восьмиклассников они продлятся три дня, у десятиклассников — пять. Сборы могут проходить на базе учебно-методических центров военно-патриотического воспитания молодежи «Авангард» и «Патриот» — сейчас их целая сеть в стране. Если такой возможности нет, то сборы можно организовать в школах либо в дислоцированных рядом воинских частях.
«Исходя из региональных (географических, социальных, этнических и других), а также бытовых и других местных особенностей, образовательная организация вправе скорректировать либо конкретизировать наполнение модулей и/или принять решение о дистанционном проведении учебных сборов», — говорится в ответах на часто задаваемые вопросы по предмету ОБЗР на портале «Единое содержание общего образования» — информационного ресурса для поддержки внедрения обновленных ФГО Института стратегии развития образования РАО.
Побочные эффекты
На образовательном портале отмечается, что девушки могут изучать модуль «Основы военной подготовки» в добровольном порядке. Если ребенок любого пола по религиозным или иным уважительным причинам отказывается участвовать в стрельбах и изучать боевое оружие, то по заявлению родителей или на основании медицинской справки директор учебного заведения может освободить его от этих занятий. Однако в таком случае ученик должен будет пройти теоретическую часть учебных сборов и сдать зачет.
Но такая стратегия, как отмечает доктор психологических наук, профессор, академик РАО Александр Асмолов, может вызвать непредсказуемые результаты. Разное восприятие «военного» предмета в соответствии с культурой родителей, установками в семье — только один из рисков.
«Я бы сказал, что в ряде случаев в семьях ценность миролюбия является ведущей даже по религиозным причинам. Ряд религий табуируют агрессивные способы коммуникации, — пояснил «Ленте.ру» Асмолов. — В результате дети, которым пойдут навстречу учителя и руководство школы из-за установок родителей [не изучать оружие], могут стать изгоями. Маркировка "вы другие, вы не работаете вместе с нами" в буквальном смысле может привести к очень опасному эффекту, а именно — стигматизации внутри школьных коллективов, что дает огромные возможности для буллинга»
По его словам, акцент внимания к новому предмету — невероятно важен. Асмолов подчеркнул, что идея о необходимости чувства идентичности и любви к своей стране является общепринятой ценностью.
«Эти ценности и установки не вызывают сомнения, — комментирует Александр Асмолов. — Вызывает сомнения то, в какой форме это будет транслировано в систему образования, потому что это может привести к некоторым побочным эффектам и некоторым серьезным для развития системы образования (и не только образования) и общества рискам. Избыточное акцентирование на данном предмете приведет к появлению в сознании школьников установки на конфликт как способ разрешения любых проблемных ситуаций. Более того, в ряде ситуаций это может привести к опасной установке на милитаризацию детского сознания, росту жестокости, агрессивности и нетерпимости к тем людям, которые придерживаются иных позиций. Вот эти побочные эффекты абсолютно должны быть учтены при сложнейшей стратегии разработки образовательных программ».
Марш-бросок для учителя
В социальной сети «ВКонтакте» тем временем появились педагогические сообщества, полностью посвященные новому предмету. Под хештегом #своихнебросаем_ОБЗР учителя делятся конспектами уроков и контрольных.
Создатель и администратор первой неофициальной Орла Максим Власов заверил корреспондента «Ленты.ру», что учителя ОБЗР — «универсалы, гении и просто герои».
«Не имея новых единых учебников по ОБЗР, наглядных пособий по новой тематике и современного оборудования, они готовы делиться всем, что у них есть по предмету, — говорит Власов. — Изобретают что-то новое, находят литературу, которая поможет им разобраться в темах нового предмета»
Сейчас по всей стране полным ходом идет переподготовка учителей ОБЖ «под ОБЗР». Предполагается, что летом педагоги должны были пройти дистанционные федеральные курсы по теории. А до 31 декабря в регионах для них проводят практические занятия на выездных военно-полевых сборах. Там их обещают научить ориентироваться на местности, рыть окопы лопатами, устраивать марш-броски, собирать и разбирать автоматы, правильно держать оружие и прицеливаться. А также — рассказать об основах управления беспилотниками.
Отзывы о практических сборах среди педагогов самые разные. Большинству военно-полевые командировки нравятся — «как на одном дыхании». Но все зависит от региона и исполнителей.
«Круто, что некоторые прошли обучение с чем-то новым, как маскировка и так далее, — делится в одной из учительских интернет-групп Светлана из Бурятии. — Мы, можно сказать, четыре дня по чистому полю бегали с автоматами при температуре выше плюс 25 градусов. Зато как закаляет… Ух! Даже 60-летние женщины-преподаватели ОБЗР прочувствовали весь положительный спектр эмоций».
Другие члены групп признаются, что больше всего неясностей у педагогов возникает по поводу оборудования для кабинетов ОБЗР. Минпросвещения составило список желательной «комплектации»: электронный или стрелковый тир, оружейный сейф, респиратор, противогаз, аптечки первой помощи, манекены для отработки приемов реанимации, макеты БПЛА, мини-экспресс-лаборатории радиационно-химической разведки, дозиметр, газоанализатор, защитные костюмы и различные наглядные пособия. Как дополнение: базовый набор для лазертага. Правда, подчеркивается, что все это носит рекомендательный характер и корректируется с возможностями учреждения.
«Печально осознавать, что все это останется на бумаге, я каждый год в течение 10 лет заполняю таблицу материальной базы кабинета ОБЖ, за десять лет предоставили один флаг РФ, — замечает учитель ОБЗР Алексей. — за державу как-то обидно!»
Когда педагоги спрашивают, где взять средства на оборудование и дидактические материалы, в институте образования тактично замечают, что «оснащение образовательных организаций является компетенцией органов исполнительной власти субъектов». Но обнадеживают тем, что сейчас ведутся переговоры о включении мероприятий по реализации учебной программы «Основ безопасности и защиты Родины» в новый национальный проект.
Преподаватель ОБЗР из Орла Максим Власов сравнивает быстрое внедрение в школах «Основ безопасности и защиты Родины» с шоковой терапией в экономике, когда радикальные реформы нужны для оздоровления и вывода из кризиса. По его мнению, с предметом ОБЗР все так и происходит.
«На раздумья и медленные шаги нет времени, надо делать все быстро, ведь возникают новые проблемы и новые угрозы для подрастающего поколения, для россиян, для России! — уверяет Власов. — Медлительность и старые устои могут перерасти из проблем в угрозы. Поэтому, видимо, главная причина не в том, что возникла идея нового предмета и его внедрение, а в том, что настало время трансформации нового педагога, который будет не просто преподавать учебный предмет "Основы безопасности и защиты Родины", а научится сам меняться под вызовы нового времени и учить этому наше молодое поколение!»
***
На фоне крайне сложной геополитической обстановки некоторых школьных военруков пугает перспектива отвечать на вопросы школьников, которые прекрасно знают об идущей СВО.
Так, учитель ОБЗР из Москвы по имени Татьяна рассказывает, что в этом году начала уроки в восьмых классах с рассказа про пирамиду Маслоу, в которой потребности в безопасности стоят сразу за физиологическими. Она уверена, что на фоне новостей с СВО эта тема будет «резать ухо».
«Дети информированы, смотрят телеграмм, на мой взгляд, зря, конечно, но найдется кто-то с вопросами. А дискутировать на такую тему на уроке не стоит. И что делать?»