В «Доме Китобоя» открылась выставка «Кухонный супрематизм», созданная коллективом «Синие носы». Один из её участников — художник и архитектор Вячеслав Мизин. «Клопс» побеседовал с мастером о её значении для мира современного искусства и о том, как связано с экспозицией будущее Дома Советов.
Первый в Калининграде показ выставки «Кухонный супрематизм», работы которой хранятся в Третьяковской галерее, начался в четверг, 10 октября. Все картины — авторства творческой группы «Синие носы». Вячеслав Мизин и Александр Шабуров позиционируют её как современное искусство, близкое народу.
Создававшаяся в начале ХХ века манера авангардистов была очень далека от народа. Работы Мизина возражают высоколобости беспредметного творчества. «Искусство должно быть понятно! — утверждает Вячеслав. — Мы популяризировали авангард через некую иронию, создали анекдотический рассказ о религиозной секте, построенной вокруг Малевича».
Выставка «Кухонный супрематизм» основана на экспозиции «0,10». Десять художников, которые решили начать с нуля, представили беспредметное, пришедшее на смену всей истории живописи. И «Чёрный квадрат» Малевича — здесь в красном углу.
Вячеслав Мизин об этом произведении говорит так: «Если все «картинки», созданные за несколько тысяч лет, наложить одна на другую, у вас и получится «Чёрный квадрат». Такого рода высказывание о смерти искусства и возникновение «Квадрата», всеобъемлющего, общекосмистского, — это очень круто. И нарисовать-то может каждый, но придумать, и осмыслить, и предложить такого рода околофилософскую и метафорическую концепцию может далеко не каждый».
Генеральная идея выставки «Кухонный супрематизм» — популяризация практик авангардизма. В современности они включены в исторический контекст простого народа. «Стали мифологемой и нераздельны с бытом: стали и хлебом насущным, и колбасой насущной!» — иронизирует Вячеслав.
Теперь сложные концепты часто пронизывают жизнь каждого изнутри. «Не передвижники, а именно авангард известен во всём мире!» – отмечает Вячеслав расхождение целей и итогов направлений искусства.
Хлеб, колбаса и сыр как основа произведений отлично показывают эту самую «бытовую близость» авангарда. Мизин сравнивает кисть с режущим ножом. А кухня оказывается мастерской художника.
«Когда ты это делаешь с помощью хлеба и колбасы, всё становится понятно. И все спрашивают: «А что вы потом сделали с колбасой и хлебом?» Как закуску использовали, съели!» — улыбается Вячеслав.
Вячеслав Мизин применяет подобные идеи и в бумажной архитектуре. Проекты неосуществимы в реальности, но, тем не менее, «создают такую среду, в которой человек должен быть счастлив, – рассуждает Вячеслав. — Авангардисты были особенно милы ещё большевикам, они были призваны, чтобы создать образ новой власти и придумать новейшие мифологемы о счастливом будущем пролетариата или человечества».
Для калининградцев идея мифологизации и переосмысления быта и привычного пространства может быть особенно близка. Именно авангард предлагает новый взгляд на культовый для города объект — утраченный уже Дом Советов.
Вячеслав — член жюри Всероссийского конкурса концепций паблик-арта Дома Советов, организованного «Домом Китобоя». Идея художников о смешении искусства и архитектуры позволяет взглянуть на здание под новым углом.
«Эта авангардистская постройка напоминает «Чёрный квадрат», чистейшей воды советский модернизм. Только она не «Чёрный квадрат», а белый куб», — заключает Вячеслав. — И будущее его — в переосмыслении исторического контекста. Проект должен быть неожиданным и парадоксальным. Тут как раз историзм, мифологема старого Калининграда, но ещё и некий новый взгляд».
Областному центру подобные «новые взгляды» вообще необходимы, считает художник. Калининград застроен различными стилями — современная архитектура соседствует с советским модернизмом и множеством исторических памятников.
«Вместе это очень интересный, загадочный образ. Даже, можно сказать, мем, если говорить молодёжным языком, — рассуждает Вячеслав. — Это многослойный пирог с огромным количеством мифологем, которые почему-то не особенно визуализируют в практике современного искусства».
Насыщенный исторический контекст Калининграда может и должен быть по-новому переосмыслен, считает Вячеслав. «Надо собирать новые пазлы. Просто элементов очень много и их надо каким-то образом комбинировать так, чтобы это было неожиданно, парадоксально. И это возможно, и даже необходимо делать, причём даже не специалистам, а всем: чтобы все хотели здесь жить и работать».
О том, куда ещё сходить в Калининграде на этой неделе, в том числе — бесплатно, читайте в «Клопс Афише».