Постоянное нахождение инспекторов в пунктах контроля за аттракционами в парках хотят заменить на рискориентированный подход, дистанционные проверки и оформление предписаний. Соответствующие поправки подготовили ко второму чтению законопроекта о безопасности аттракционов, но согласия на их счет нет пока ни у ответственных госведомств, ни у парламентариев. Тем не менее в Совфеде и в Госдуме намерены рассмотреть документ в осеннюю сессию 2024 года, чтобы в стране не осталось незарегистрированных, то есть неподконтрольных каруселей, горок и батутов. «Парламентская газета» узнала подробности.
40 поправок
В России нет федерального закона, регламентирующего вопросы эксплуатации, технического состояния и госрегистрации аттракционов. Регионы решают все эти вопросы самостоятельно, возможно, именно поэтому в парках развлечений довольно регулярно происходят ЧП, порой с весьма трагическими последствиями.
Дать возможность государству проводить контрольные мероприятия для этого вида услуг в сфере развлечений предложили депутаты Заксобрания Санкт-Петербурга, которые больше года назад внесли в Госдуму соответствующий законопроект. В феврале 2024-го документ приняли в первом чтении, но затем работа над ним притормозилась. На необходимость существенной корректировки положений указали в Правительстве, свои поправки подготовили парламентарии.
Поправок ко второму чтению набралось около сорока, но основных развилок — две. Первая: как именно контролировать аттракционы. В законопроекте речь идет о так называемом постоянном рейде — это режим государственного надзора, который заключается в возможности постоянного нахождения инспекторов в пунктах контроля и их перемещения по определенной территории. В Минэкономразвития предложили установить рискориентированный подход и применять современные меры контроля, такие как выдача предписаний по итогам соблюдения обязательных требований и проведение выездных обследований. Это позволит решить вопрос с незарегистрированными аттракционами и поможет добросовестным предпринимателям спокойно работать и развиваться, считает департамент государственной политики в сфере лицензирования Минэка Александр Вдовин. Об этом он сказал на совещании в Совете Федерации 21 октября.
Люди важнее денег
С позицией экономического ведомства согласились в Минюсте и Генпрокуратуре. Представитель последней Михаил Черненко предложил изучить правоприменительную практику в отношении рискориентированной модели и, если понадобится, впоследствии доработать закон. Установление постоянного рейда, по его мнению, преждевременно.
Вопросы безопасности человека должны быть выше вопросов развития бизнеса, считает глава Комитета Совфеда по регламенту Вячеслав Тимченко. Тем не менее, по его словам, парламентарии готовы согласиться на рискориентированную модель, если будут выработаны эффективные индикаторы. «Контроль должен быть обязательным, — сказал сенатор. — Можно согласиться, что сейчас есть современные методы, когда инспектору не нужно постоянно находиться на объекте, в том числе цифровые, позволяющие получать информацию о работе аттракциона удаленно».
Введение постоянного рейда готовы отложить и в Госдуме, сказал член Комитета палаты по промышленности и торговле Игорь Антропенко: «Затяжка с принятием законопроекта не в интересах граждан, поэтому мы должны рассмотреть документ в осеннюю сессию. Вопрос о постоянном рейде мы готовы отложить, чтобы посмотреть, как будут работать на практике выездные проверки и предписания».
Все карусели — равны
Еще один вопрос, согласия в котором пока не нашлось — нужен ли федеральный реестр аттракционов. Если да, на чем настаивают, например, в Минсельхозе, то кто профинансирует его создание, ведь проект закона не предусматривал выделения бюджетных денег? Минсельхоз ведет реестр самоходных машин, который работает эффективно, рассказал замдиректора департамента растениеводства, механизации, химизации и защиты растений ведомства Павел Бурак. По его словам, если свои базы будет вести каждый регион, взаимодействие между ними будет затруднено, что приведет к отсутствию оперативной информации.
Проблему подтвердили, что называется, с мест. Замначальника гостехнадзора Санкт-Петербурга Тимур Шохин рассказал о так называемых «кочующих» аттракционах, которые появляются то тут, то там и, конечно же, никем не регистрируются. «Благодаря хорошему взаимодействию с прокуратурой, нам удается быстро закрывать такие аттракционы. Быстро — это в течение недели. Но так происходит далеко не везде, да и за неделю может много чего произойти».
Существующая сейчас система регистрации аттракционов обязывает региональные гостехнадзоры раз в год контролировать как минимум наличие оборудования и его работоспособность, рассказал Шохин. Но и тут есть проблема: регистрации не подлежат аттракционы с «ничтожной степенью потенциального биомеханического риска», а к их числу могут относиться, например, автодромы, где машины сталкиваются друг с другом. В общем, специалисты попросили законодателей учесть этот момент и уравнять все виды каруселей, горок и других развлечений.
А что касается федеральной информсистемы, то ее будут создавать постепенно, в течение года, интегрируя туда сведения из региональных систем, заключил Игорь Антропенко. Такие компромиссы позволят принять закон о безопасности аттракционов до конца 2024 года.