23 февраля стало выходным днем только в 2002 году. Но все причастные отмечали его даже в тяжелые годы Великой Отечественной войны. Праздничную атмосферу обеспечивали агитбригады. Артисты передвижных театров и цирков все четыре года держали настоящий культурный фронт, передает корреспондент «МИР 24 Дмитрий Барбаш.

Музыканты, танцоры, артисты театра, цирка и кино. С первых дней Великой Отечественной они бок о бок с солдатами. Их оружие искусство. Все для фронта, все для победы. 22 июня по всей стране артисты уже выступали на призывных пунктах. 24 июня Комитет по делам искусств разослал директорам московских театров телефонограмму. В ней просили предоставить список тех, кого можно задействовать во фронтовых концертных бригадах.
К формированию фронтовых бригад подключились Всероссийское театральное общество. 29 июня одной из первых на Западный фронт выехала творческая группа Михаила Гаркави. В ее состав вошли Лидия Русланова, Владимир Хенкин. За два месяца они дали 65 концертов.
«Как только началась Великая Отечественная война, стало понятно, что бойцам нужна поддержка не только в виде писем и весточек от близких, а в первую очередь поддержка от тех, кто был известен.
Они поднимали боевой дух в условиях горьких поражений лета 1941-го. Их задачей было сохранить волю к победе. Первые артбригады это несколько человек и минимум реквизита только самое необходимое, то, что поместится в кузове машины.
Часто выступления прерывались по команде «Воздух. Концерты проходили под аккомпанемент артиллерии. В самые тяжелые для Красной армии моменты артбригады были на фронте. Одна из них оказалась в окружении под Харьковом. Почти все артисты погибли. К своим удалось выйти только актрисе Нине Сазоновой.
«Она всегда была пухленькой. И когда она вошла в театр, ее не узнала вахтерша. Нине Афанасьевне пришлось запеть, чтобы ее узнали и пустили в театр. Она очень сильно похудела.
Клавдия Шульженко, Аркадий Райкин их выступления помогали солдатам на время забыть про кровь и смерть. Одной из самых юных участниц фронтовых концертов была 16-летняя Майя Плисецкая. Одним из самых пожилых народный артист СССР Александр Остужев. В 1944-м ему исполнилось 70.
Перед солдатами выступали артисты цирка, гастролировал театр кукол. На фронт приезжал Михаил Румянцев знаменитый «Карандаш. Музыка звучала от оперы до частушек. И джаз в исполнении оркестра под руководством Леонида Утесова.
«Какие-то скетчи, эстрадные артисты разыгрывали на двоих, на троих, чтобы настроение поднять бойцам. Это все понимали и не требовали от этих бригад чего-то идеологически выверенного.
В 1942-м стали появляться фронтовые театры. Это были стационарные площадки, где можно было репетировать и ставить полноценные спектакли. Бригады формировало и Главное политическое управление Красной армии. Их создавали при дивизиях и полках.
Репертуар артбригад утверждал Комитет по делам искусств при Совете Народных комиссаров и Главное политуправление РККА. Он менялся. Если в начале войны, когда армия отступала, была популярна патриотическая тема, то после перелома бойцы полюбили сатиру.
В 1942-м стали появляться фронтовые театры. Это были стационарные площадки, где можно было репетировать и ставить полноценные спектакли. На фронте пел Владимир Зельдин и Марк Бернес. Исполнял песни, которые уже знали в тылу, но не слышали на фронте. Фильм «Два бойца, снятый режиссером Леонидом Луковым в Ташкенте, вышел на экраны в 1943 году.
«Как вспоминали артисты, они поют, а солдаты уходят. Их вызывают, но они хотят дослушать, досидеть, увидеть своих. Они хотели знать, что у нас все хорошо. Те воспоминания, которыми бойцы делились с нашими артистами это воспоминание о доме, о том, что их ждет любимая жена, дети.
Гастролировали на фронте трупы театров из Советских республик. Саламат Малабаев рассказывает: кыргызские артисты в своем репертуаре обязательно подчеркивали национальный дух народа.
«Репертуар складывался из былинных героев, героев из далекой истории, чтобы поднять дух народа. У нас есть эпос «Манас, и эти отрывки показывали бойцам, рассказал доцент кафедры всеобщей истории Кыргызского национального университета им. Ж. Баласагына Саламат Малабаев.
Сотни тысячи концертов прошли и в госпиталях. Здесь тоже занавес заменяла плащ-палатка, на сцене часто стоял один табурет. Декорации делали из ящиков, в которых возили реквизит.
Артбригады выступали в санитарных эшелонах. Пока раненые смотрели представление, медики выносили умерших бойцов.
«Если мы говорим о концертных бригадах в блокадном Ленинграде, они все время находились под вражескими обстрелами. И они были тоже своего рода солдатами, они были вооружены, рассказал специалист-историк Музея Победы Александр Михайлов.
В несломленном Ленинграде стихи раненым читала ученица второго класса Алиса Фрейндлих. Взрослые артисты блокадного города выступали на передовой. Среди тех, кто ездил к бойцам, была и будущая народная артистка РСФСР Галина Короткевич.
Свой последний концерт фронтовые бригады дали на ступеньках Рейхстага 12 мая 1945-го. За плечами «гвардии народной артистки так прозвали бойцы Лидию Руслановой было тогда более 1120 выступлений перед солдатами. В Берлине она исполнила песню «Валенки, которую любили и простые солдаты, и маршал Победы Георгий Жуков.