25 января в прокат выходит фильм «Мастер и Маргарита». Его заранее называют самой масштабной и амбициозной экранизацией легендарного романа Михаила Булгакова. Современные компьютерные и постановочные технологии позволяют во всей красе и размахе визуализировать фантазию великого писателя. Но всё же зрелище зрелищем, но в любом кино тон задают актёры. Роль Берлиоза в фильме сыграл ректор Театрального института имени Щукина Евгений Князев. В декабре в дни Свиридовского фестиваля Евгений Владимирович побывал в Курске и показал свой моноспектакль «Борис Годунов». Наш корреспондент поговорил с мэтром и о предстоящем фильме, и об актёрском ремесле в компьютерную эпоху. – Евгений Владимирович, каково ваше мнение о новой версии «Мастера и Маргариты»? Вы фильм уже видели? – Нет, сам я его ещё не видел. Но здесь хорошие авторы, хороший режиссёр – всё совпало. Надеюсь, что это будет хорошее кино, которое зрители будут смотреть. Жду, когда фильм выйдет на экраны. Это большой международный проект. Наравне с замечательными российскими актёрами Юлией Снигирь, Евгением Цыгановым, Юрием Колокольниковым здесь задействованы европейцы: Воланда играет немецкий актёр Август Диль, Понтия Пилата – датчанин Клас Банг, а Иешуа сыграл Аарон Водовоз. С реализацией проекта было немало сложностей. Если всё состоится как задумано, я буду счастлив, что этот проект случился. – Вы в первую очередь театральный актёр. Вахтанговская школа, к которой вы принадлежите, – носитель и хранитель театральной культуры, её лучших достижений и традиций. Но говорят, сегодня нельзя ставить, как ставили 50 лет назад. Сейчас лучшие театры экспериментируют с жанрами. В том же театре Вахтангова идёт пластический спектакль «Анна Каренина», где играете и вы. Как в целом относитесь к таким новым формам? – К любым талантливым формам искусства я отношусь хорошо. Если есть форма и у неё содержание, это прекрасно. А если одна голая форма без содержания – я в этом не принимаю участия. В «Анне Карениной» содержание есть. Во-первых, там играют только драматические артисты. Молодые актёры показывают, что они освоили, что научились быть пластичными. Но танец в «Анне Карениной» – не основное. Главное – уметь сыграть роль и Анны, и Китти, и Долли, и Вронского. Я выходил на сцену в роли Каренина в этом спектакле почти 10 лет и могу сказать: мы играем драматический спектакль, но без слов. – Спектакль «Война и мир», где вы играете князя Николая Болконского, идёт пять часов. Наверное, это очень нелегко? – Актёрам никто лёгкой жизни не обещал. То, что получается в конечном итоге, даётся большим трудом. И если зритель на сцене видит, как артист легко существует на сцене, не значит, что ему это легко далось. Он к этому пришёл через большой труд. – В чём отличие современных студентов Театрального института имени Щукина от студентов, которые учились здесь в 70-е годы? – Разница лишь в том, что современные студенты владеют всевозможными техническими средствами, интернетом. Чтобы ответить на вопрос, им достаточно задать его в поисковике. Но мы хотим, чтобы они обладали прочными знаниями, много читали. Этому надо учить! Чтобы человек полюбил хорошую литературу, классическую музыку, вначале его надо ими увлечь. – Ваши программы как чтеца сегодня очень популярны. В прошлом году вы приезжали в Курске в рамках абонемента театра «Зелёный фонарь», представили «Пиковую даму» Пушкина. В этом году в рамках Свиридовского фестиваля – «Бориса Годунова». Расскажите об этом проекте. – А через день в Санкт-Петербурге буду читать «Рождественскую историю» Диккенса. Потом в Москве – «Кармен» Проспера Мериме… Почему это интересно? Я всегда беру хорошую литературу. К сожалению, сегодня люди стали гораздо меньше читать. Я возвращаю их в мир великой литературы, к тому, что Диккенс, Мериме – прекрасные авторы. В прошлом году я выступал с программой «Пиковая дама». Одна из зрительниц позже написала мне о том, как смотрела спектакль с сыном. Прежде чем он согласился идти в театр, подростка пришлось долго уговаривать. Мальчик категорически не хотел идти, но мама его заставила. Сначала он даже не смотрел на сцену, всем своим видом показывая, что ему это неинтересно. Потом прислушался, стал смотреть внимательнее, потом ещё внимательнее. В конце смотрел не отрываясь. Когда программа закончилась, он повернулся и сказал маме: «Спасибо, что привела меня сюда. Оказывается, Пушкин – это клёво». Вот ради того, чтобы парнишке открылся Пушкин, созданы эти программы. Если молодое поколение будет помнить наших великих писателей – значит, я выполнил свою миссию на земле. Ведь работать в театре – это ещё и миссия: воспитывать, говорить о вечном. Театр – это искусство. Хотелось бы, чтобы после тебя остался след. – В фильме «Вольф Мессинг» вы сыграли главную роль. Как вы относитесь к своему герою? – Я играл не мага, а человека, прожившего сложную жизнь. Думаю, что роль так сильно запомнилась благодаря прекрасному сценарию Эдуарда Володарского, замечательному режиссёру Владимиру Краснопольскому, оператору Тимуру Зельме. И сегодня мне приходится слышать: «Вы похожи на Вольфа Мессинга!» А ещё говорят: «Вы похожи на актёра, который играл Вольфа Мессинга». Я соглашаюсь и с теми, и с другими. О Мессинге известно немного, мало написано. На сегодняшний день о нём судят по фильму. – Евгений Владимирович, первый раз вы поступали в Щукинское училище в 16 лет. С первого раза вам поступить не удалось. Велик ли сегодня шанс у курских талантливых ребят поступить в «Щуку»? – У каждого абитуриента есть шанс поступить. Мы ищем талантливых людей. Мы работает на всю страну. У нас учатся студенты из всех регионов – с Камчатки, Сахалина, из Краснодарского края. Ждём талантливых людей и из Курска. В Курске есть свой замечательный драматический театр, его надо пополнять. Мы делаем наборы целевого направления. Если к нам обращается определённый город, при поддержке Министерства культуры и губернатора мы готовим целевые кадры, которые возвращаются в свои родные города. Сегодня мы готовит таких студентов из Якутска, Тулы, Калуги. Многие студенты наборов целевого направления уже работают в Сыктывкаре, Архангельске, Иркутске. Программа продолжается. Сейчас идут переговоры с Омском, с другими регионами. Мы открываем свой филиал на Сахалине. У нас школа с хорошей историей и методологией, по которой мы живём и работаем. Она была создана ещё Станиславским, её привнёс в жизнь Евгений Багратионович Вахтангов. Если Курский драматический театр захочет, чтобы мы для них подготовили студентов, он может к нам обратиться. И тогда мы будем вместе – так работают все основные школы. – В последние годы монополия театральных институтов оказалась нарушена. Сейчас многие вузы готовят артистов драмы… – В последнее время многие профильные вузы считают, что подготовка артистов – это пустяк, можно лицензировать у себя факультеты подготовки артистов драмы и кино. Но это не совсем так. За 20-летнюю историю своего ректорства могу сказать, что набрал только десяток педагогов, которым можно доверить школу. При том, что у нас есть методология. А когда ничего нет, на голом месте сделать ничего нельзя. И получается серость и необразованность. Таким образом мы можем погубить русское драматическое искусство. СПРАВКА «КП» Евгений Князев родился 9 августа 1955 года в посёлке Скуратово – пригороде Тулы. Окончил в 1977 году Тульский политехнический институт (специальность – горный инженер), после чего поступил в Щукинское театральное училище, по окончании которого в 1982 году был принят в Театр имени Е.Б. Вахтангова. Принял участие более чем в 30 спектаклях, исполнил более 60 ролей в кино. С 1994 года преподаёт в Театральном институте имени Щукина, а в 2003 году стал его ректором. В качестве художественного руководителя выпустил два актёрских курса (в 1998 и 2004 годах). Среди учеников – Дмитрий Ульянов, Олег Макаров, Станислав Дужников, Мария Куликова, Виктор Добронравов, Владимир Яглыч и другие. Елена ГАМОВА Фото Антона Богданова
Предыдущая запись
Следующая запись