Основатель казанской детской театральной студии "Апуш" — о дефиците пьес для детей и мечте о собственном зале
Детская татарская театральная студия "Апуш" набирает очередную новую труппу в городе, на этот раз — в ДК им. Саид-Галиева в Дербышках. 15 сентября состоялся первый кастинг, на котором отобрали детей, с которыми будут работать новые наставники. К команде педагогов присоединится режиссер Резеда Гарипова, педагог по вокалу Гульнара Байназарова, хореограф Миляуша Гульмутдинова. Какие премьеры готовит популярное городское театральное объединение в новом сезоне, сколько стоит поставить детский спектакль и о чем мечтают воспитанники "Апуша" — в интервью "Реальному времени" рассказала руководитель студии Алия Файзрахманова.
"Спрос остается очень высоким"
— Алия Госмановна, сейчас число воспитанников студии "Апуш" доходит до 300, вы открываете еще одну студию. Спрос настолько высок?
— Спрос действительно очень высокий. Буквально каждый день люди звонят с просьбой посмотреть ребенка и с вопросом, когда очередной кастинг. Немаловажно, что мы выполняем наказ о том, что "Апуш" должен быть во всех концах города. Надо сказать, что такого полноценного кастинга, как в Дербышках, у нас не было давно. Мы набираем 40 новых маленьких актеров. В последнее время были только допнаборы по причине того, что дети вырастают и уходят в вузы.
— Кто-то из учеников выбрал театральный?
— Да, это моя гордость. Двое наших воспитанников поступили в театральное училище — это Ваня Пугачев и Сюмбель Фатыхова.
— Есть мнение, что "Апуш" — для своих, это некая каста, что здесь собраны дети татарских знаменитостей, чиновников. Это на самом деле так?
— Я совершенно не согласна, но, признаюсь, слышала такое. Мне это очень не нравится. Здесь не какие-то избранные. К нам приходят самые разные ребята, но происходит следующая ситуация: скажем, мы приняли 40 детей, из них 10—15 дети всяких знаменитостей, и складывается ощущение, что все воспитанники из этой среды. Остальных 20—30 детей вы никогда раньше не видели, и они вам не запоминаются. Дело только в этом. А среди них встречаются удивительные таланты.
Когда дети приходят на кастинг, мне очень важно сразу понять, насколько ребенка поглотила звездность, пришел ли он просто за статусом актера "Апуша" или готов работать по-настоящему. Со "зазвездившимися" детьми работать намного тяжелее. Они уже изначально воспринимают себя как звезду, они и так все умеют: и говорить красиво, и петь, и танцевать, и выступать на сцене.
"На сцену выйдут самые маленькие воспитанники"
— Чем живет сегодня ваша театральная студия?
— Мы открылись в марте 2022 года и уже в начале этого года получили статус муниципального бюджетного учреждения культуры города Казани. Сейчас ребята занимаются в пяти студиях. В течение 2 лет выпущено восемь спектаклей. Штат педагогов состоит из 24 ставок.
Главное, что происходит сегодня, это системный учебный и творческий процесс. Учащиеся посещают уроки актерского мастерства, вокала, сценической речи, сценического движения три раза в неделю.
Студия "Чулпан" готовится к поездке в Санкт-Петербург с мюзиклом "Авыл эте Акбай". В конце ноября здесь состоится фестиваль. Это большая ответственность, потому что мы едем первый раз с оркестром. Это коллектив "Музафаров-бэнд", созданный на базе 18-й музыкальной школы, такими же фанатами своего дела, как и мы. Сейчас идет подготовка. По условиям конкурса, нам предстоит сократить постановку с 45 минут до 30. К тому же декорации нужно будет установить за 10 минут, тогда как обычно на это у нас уходило часа три. Вот теперь тренируемся делать это на время, как в армии.
Мы готовимся и к новым спектаклям. В конце этого года свою первую серьезную работу на суд зрителям представят наши самые маленькие артисты, воспитанники школы-студии "Апуш. Нәниләр", которая открылась в сентябре 2023 года при поддержке Комиссии по вопросам сохранения, развития татарского языка и родных языков представителей народов, проживающих в республике. Мы набирали их с четырех лет.
— Вы уже выбрали пьесу?
— Да, выбор пал на стихи Роберта Миннуллина. Мы уже получили благословение его дочери Тансылу Миннуллиной. Спектакль будет основан на поэзии Роберта абый. Инсценировку пишет Резеда Губаева. Композитор — Миляуша Хайруллина. Сценограф еще не определен. Названия спектакля пока тоже нет. Мы хотим, чтобы он получился простым и "вкусным", на языке, понятном самим детям.
Кроме того, мы планируем представить в обновленном варианте уже вышедший ранее спектакль "Абугалисина". Некоторые роли будут исполнять новые актеры, вместо ушедших воспитанников. Будут и другие изменения и в самой постановке, и в деталях. С этим спектаклем вышла не совсем приятная история. Он получил неоднозначную оценку в обществе. Думаю, из всего надо извлекать уроки.
"Спектакли на социальные темы не должны заканчиваться "чернухой"
— Режиссеры часто говорят о дефиците пьес, тем более детских. Вы сталкиваетесь с этой проблемой?
— Безусловно, нехватка пьес для детей была всегда. В этом году мэрия Казани объявила конкурс драматургии "Алмачуар", в котором авторы представляют пьесы для детей и подростков на татарском языке для аудитории до 10 лет и от 11 до 16 лет. Будем надеяться на достойные произведения.
Я мечтаю поставить спектакль, подобный фильму "Лед", который полюбили бы люди самых разных возрастов. Я в поиске такого материала. Этот процесс всегда очень сложный. Даже готовую пьесу мы перерабатываем, дорабатываем с самими авторами и, главное, с самими детьми. Просто берем, раскладываем текст и дискутируем, что оставить, а что убрать. Что правдоподобно, а что фальшиво. Это всегда делается сообща.
— Что сейчас интересно детям и подросткам?
— Сейчас мы чаще прибегаем к классике, но я понимаю, что когда-нибудь должны будут подниматься и социальные темы, проблемы, интересные подросткам. Помню, недавно Гран-при в Питере получил коллектив, который поставил спектакль, в котором говорилось об отношениях с папами. Это вербатим, он полностью состоит из реальных монологов или диалогов обычных людей. Может и мы когда-нибудь поставим такой спектакль. Но только без "чернухи". Хочется, чтобы спектакль на социальную тему заканчивался на позитивной ноте. А не на смерти ребенка, который выпрыгнул в окно или повесился. Пусть в финале будет позитив, но в то же время не сказочный конец. И еще не хочется однозначно показывать зрителю, где черное, где белое, что хорошо, а что плохо. Пусть люди делают свои выводы.
Я хочу поставить спектакль про Великую Отечественную войну, взгляд на войну глазами детей. Рассказать, что происходит во время войны в мире ребенка. Это будет дань памяти. Спектакль я хочу приурочить к знаменательной дате — 80-летию Великой победы.
"Один спектакль — 1 млн рублей"
— Что изменилось с тех пор, как вы получили статус муниципального бюджетного учреждения?
— Сейчас мы перешли на новый уровень. Мы получаем финансирование из бюджета города. Ведем строгую отчетность. Наши педагоги тоже работают официально в штате. Кроме того, у нас появилась возможность продавать билеты на наши спектакли. Их стоимость составляет 300 рублей. В месяц показывать максимум два платных спектакля. Это называется внебюджетная деятельность. Вырученные деньги идут непосредственно на собственные нужды. На подготовку же спектакля деньги выделяет мэрия Казани. На постановку каждого — 1 млн рублей. В эту смету должно уместиться абсолютно все — от начала до конца.
— Получается, что этот статус дает возможность зарабатывать?
— Теоретически, да. Но, кроме как выручка от спектаклей, у нас больше нет вариантов. Хотя раньше мы думали открыть в наступившем учебном году платные группы. Но, поразмыслив, я поняла, насколько это сложно, и как легко может возникнуть путаница между платными и бесплатными группами. Мы отказались от этой идеи.
"Апуш" мечтает когда-нибудь обрести дом"
— Может ли "Апуш" выйти за рамки татарского мира? Заинтересовать своими спектаклями тех, кто не владеет татарским языком?
— Мы в первую очередь хотим оставаться татарским детским театром. Но всегда стремимся к тому, чтобы наши спектакли были стильными и актуальными. Думаю, только качеством можно привлечь зрителя, в том числе и не владеющего языком.
В то же время очень важно сохранить нашу особенность — осознание каждым ребенком того, что он один из представителей своего народа, татарского народа. И родители, думаю, приводят детей в нашу студию именно за этим — они очень хотят, чтобы их дети не забывали о том, что они татары, чтобы они говорили на татарском. Хотя справедливости ради надо сказать, что и апушевские дети не всегда говорят только на родном языке. Но сейчас они не боятся запеть песню на татарском во всеуслышание, и не считают, что это стыдно. Или заговорить в автобусе на татарском, и считать, что это не модно. Они создают свою моду.
— Вы уже поняли кто ваш зритель, определили его портрет?
— На сегодня еще нет. Мы пока не достигли того, чего так хотим. Пока большую часть зрительного зала занимают родители, родственники и друзья наших воспитанников и учащиеся татарских школ, которых привели организованно. Мы бы хотели, чтобы эти рамки расширились.
Правда, потихонечку начинают приходить и сторонние зрители, которые просто слышали о нашей студии и хотят увидеть наши спектакли своими глазами. Но чтобы таких зрителей стало больше очень нужен свой собственный зал. Чтобы зритель знал, куда ему идти, чтобы увидеть "Апуш". Пока у нас все происходит очень стихийно. Мы не можем строить четкие планы и делать четкую афишу. Студия работает уже два с половиной года. Нашей целью было выработать систему, этого мы достигли. Теперь же наша цель — влюбить в себя зрителя и обрести свой дом. Это наша мечта.