Великая, гениальная, народная – кажется, для Алисы Фрейндлих нет таких эпитетов, которые были бы чересчур. Ей под силу сыграть всё: от советской мымры-чиновницы до французской королевы. Между тем драматический талант Фрейндлих был востребован не всегда. Долгое время ей приходилось довольствоваться ролями подростков и второстепенных героинь, от которых отказывались другие. Пока её жизнь не изменил реальный служебный роман… Жизнь – игра Её призвание, кажется, было определено с рождения. Алиса Фрейндлих – представительница актёрской династии. Свою звучную фамилию она унаследовала от отца, предки которого были стеклодувами. В XVIII веке они прибыли в Петербург по царскому указу. Но Бруно Фрейндлих не стал продолжать семейное дело и стал известным актёром. Актрисой была и мать Фрейндлих Ксения Фёдоровна. С Бруно они познакомились в Ленинградском театре рабочей молодёжи, но позже она отказалась от театральной карьеры. Отец же стал для Алисы настоящим героем. Кстати, своим именем Фрейндлих тоже обязана ему – мама хотела назвать её Наташей. Но папа и бабушка решили, что это имя не будет сочетаться с немецкой фамилией. Зато, по настоянию матери, в графе национальность девочке написали «русская». Возможно, это спасло их от гонений, которые начались на немцев в Ленинграде во время блокады. Война – самое страшное детское воспоминание Фрейндлих. Она как раз пошла в первый класс физико-математической школы. А вскоре вокруг Ленинграда сомкнулось блокадное кольцо. Бруно Фрейндлих одним из последних самолётов улетел на гастроли в Ташкент. Алиса осталась в окружённом городе с мамой и бабушкой. Быстро привыкли к бомбёжкам. А вот к голоду и смерти привыкнуть было невозможно. Бабушка Фрейндлих установила жёсткий режим – съесть свою пайку хлеба можно было только в определённый час, чтобы хватило еды. Благодаря этому семья и выжила. Естественно, об учёбе в таких условиях речь не шла. Впрочем, и позже, в мирное время Фрейндлих в этом не блистала. Особенно тяжело ей давались точные науки. Учителя авансом ставили ей тройки и иронично называли «актрисой». Алиса и впрямь больше всего была увлечена театром, занималась в кружке под руководством известной актрисы Марии Призван-Соколовой. Но с выбором специальности какое-то время Фрейндлих ещё металась – сначала хотела идти в балет, потом в оперу. Сомнения разрешил отец: «Ну что ты будешь делать в опере, ты такая мелкая (рост актрисы всего 152 сантиметра. – Прим. ред.). Оперная сцена требует фактуры», – сказал он. В итоге Алиса Фрейндлих поступила в Ленинградский театральный институт. Ещё студенткой она снялась в эпизодических ролях в фильмах «Бессмертная песня» и «Таланты и поклонники». А ещё – вышла замуж за своего однокурсника Владимира Карасева. Этот студенческий брак позже она называла «пробой» и «черновиком», чем даже обидела бывшего мужа. Как бы то ни было, вместе они продержались всего полтора года. Причина же расставания была проста – Алиса полюбила другого. Ирония судьбы После института Фрейндлих устроилась в театр имени Комиссаржевской. В те времена там блистала актриса Эмма Попова, поэтому рассчитывать на первые роли вчерашней выпускнице института не приходилось. Всё изменилось, когда в театр пригласили поставить спектакль режиссёра Игоря Владимирова. Он сразу оценил хрупкую женственную красоту и артистизм Алисы Фрейндлих. А она восхищалась его интеллектом, обаянием, талантом. Но дать волю чувствам к женатому мужчине, который был ещё и на 16 лет старше, Фрейндлих не могла – держалась на расстоянии, восхищаясь и впитывая как губка всё, что он говорил об искусстве. А вскоре Владимирову предложили возглавить театр имени Ленсовета. И он пригласил туда Фрейндлих. Наконец-то Алиса получила возможность блистать на сцене и раскрыть свой драматический дар. А творческий тандем стремительно перерастал в нечто большее. Владимиров на тот момент тоже был женат на актрисе Зинаиде Шарко, у них рос сын. Режиссёр был человеком увлекающимся, но похождения мужа не были для неё тайной. Однажды Шарко даже нашла список его любовных побед. Но простить открытый роман с главной актрисой своего театра мужу не смогла. Да и сам Игорь Владимиров уже не представлял жизнь без своей музы. Они с Фрейндлих могли работать по 20 часов в сутки, не прекращая разговоров об искусстве и дома. Кто-то из критиков однажды назвал театр имени Ленсовета театром одной актрисы. Эта формулировка очень задела Владимирова, как и растущая популярность жены. Вдобавок Алису Бруновну стали всё чаще приглашать в кино на серьёзные роли. На неё обратил внимание режиссёр Эльдар Рязанов. Он был готов снимать Фрейндлих в «Гусарской балладе», но худсовет посчитал её слишком женственной для этой роли. Затем Рязанов предложил ей роль Алевтины в «Зигзаге удачи», но помешала беременность Фрейндлих. В 1968 году на свет появилась их с Владимировым дочка Варвара. Не суждено было актрисе сыграть и в «Иронии судьбы», хотя она всерьёз рассматривалась на роль Нади Шевелёвой. А вот «Служебный роман» Рязанов отказывался снимать, если Мымру в нём не сыграет Фрейндлих. Ему даже пришлось ехать в Ленинград и отпрашивать актрису у её мужа. Согласие было получено, и Фрейндлих с Рязановым приступили к созданию образа главной героини: облазили все костюмерные «Мосфильма», выбирая нелепые костюмы, туфли и плащи. Мужеподобную походку Калугиной актриса подсмотрела у чиновниц в реальной жизни. А очки в толстой роговой оправе оператор Владимир Нахабцев позаимствовал у своего отца. Усилия того стоили – успех фильма был ошеломительным! После «Служебного романа» у Фрейндлих последовали роли в хитах «Д‘Артаньян и три мушкетёра», «Сталкер», «Жестокий романс». Она окончательно превратилась во всенародно любимую звезду. Вот только цена этого успеха оказалась очень высока. Королева сцены Испытание славой было самым серьёзным для творческой семьи. Владимиров и раньше ревностно относился к успехам жены. А на фоне растущей популярности Алисы Бруновны он сам превращался всего лишь в «мужа Фрейндлих». Это был болезненный удар по самолюбию. Утешения Владимиров искал в алкоголе. А ещё – в объятиях других женщин, в основном актрис. Алиса Бруновна сколько могла прощала измены мужа, но когда терпение кончилось, они начали выяснять отношения на глазах у всей труппы. И поняли, что так продолжаться больше не может – последовал развод. Фрейндлих хотела остаться в театре, но постепенно спектакли с её участием либо снимались с репертуара, либо туда вводили новых актрис – многие считают, что бывший муж её просто выжил. В конце концов Алиса Бруновна перешла в БДТ, где и служит до сих пор. Театральная карьера наладилась, да и новый служебный роман в её жизни не заставил себя ждать. На спектакле «Варшавская мелодия» она познакомилась с актёром и художником Юрием Соловьём. Вскоре он стал её третьим мужем. Поначалу Юрий обожал свою талантливую жену, но потом его тоже стал напрягать статус «мужа Алисы Бруновны». А сравниться с ней по успеху и известности он не мог. «То обстоятельство, что у меня всегда всё в порядке, а у него всегда не в порядке, очень действовало на наши отношения», – рассказывала актриса. Спустя более чем 10 лет совместной жизни они развелись. Соловей уехал из страны, сосредоточился на художественном творчестве. Хотя и сетует на то, что даже на выставках его часто спрашивают, как там Алиса Бруновна. С ней он сохранил дружеские отношения – актриса поддерживает его и даже покупала его работы. Юрий с гордостью говорит, что Алиса Бруновна нисколько не изменилась и называет её женщиной без возраста. «Вниманием мужчин я не обделена, но мне хорошо с собой. Одиночество – любимая краска на сцене, когда я играю», – признаётся Алиса Бруновна. Кстати, в свои 90 лет (юбилей она отметила 8 декабря) Фрейндлих продолжает выходить на сцену. Театр – единственный служебный роман, который длится у неё всю жизнь. Лариса ПЛАХИНА Ранее сайт pravda-nn.ru сообщал о внеконкурсной программе третьего кинофестиваля «Черноречье Фест».
Предыдущая запись