Как-то незаметно за последнее десятилетие в столице стихли скандалы вокруг памятников старины, которые сносят или разрушаются, чтобы тихо уйти в небытие. Напротив: на улицах все больше домов родом из прошлых веков со свежими фасадами, отреставрированными барельефами и львами у входных ворот. Как удалось изменить отношение к истории города и его застройке? Что в ближайшее время будет возрождено из наследия и послужит еще не одному поколению москвичей? Об этом шел разговор на «Деловом завтраке» в редакции «Российской газеты» с руководителем департамента культурного наследия города Москвы Алексеем Емельяновым.
Спасатели львов
Алексей Александрович, ощущение, словно в Москве прибавилось возрожденных памятников?
Алексей Емельянов: Их действительно с каждым годом становится больше — результат масштабной программы реставрации, запущенной по решению мэра. И сегодня Москва является одним из мировых лидеров в области сохранения исторического и культурного наследия. Знаковым для города стал 2023 год — преодолена планка в 2 тысячи объектов культурного наследия, отреставрированных с 2011 года. В течение же прошедшего года восстановлено 220 зданий, причем почти половина из них — за счет средств частных инвесторов. Этим мы особенно гордимся. Ведь если еще лет 12-15 назад на работы по сохранению памятников архитектуры тратились в основном средства из городского или федерального бюджетов, то сейчас очень активно подключился частный бизнес. И что важно: инвесторы приспосабливают здания не только под свои представительские функции и офисы, как правило, закрытые для посещения москвичей. Эти объекты становятся точками притяжения сотен тысяч горожан. Например, на улице Лесной в отреставрированном Миусском трамвайном депо, образце промышленной архитектуры начала ХХ века, открылся один из самых популярных в городе фудмоллов. А в трамвайном депо на Верхней Масловке, связанном с историей зарождения общественного транспорта в Москве, открылся модный банный комплекс.
Много ли еще в городе памятников, которые могут быть потеряны из-за их аварийного состояния?
Алексей Емельянов: В 2011 году таких было 1325, сейчас в аварийном и технически неудовлетворительном состоянии осталось 173. То есть меньше в 7,7 раза. Но и все оставшиеся находятся под нашим пристальным контролем, и ни один из них мы постараемся не потерять. Проследим, чтобы все они прошли через комплексную реставрацию и гармонично вписались в жизнь Москвы.
В 2011 году в неудовлетворительном состоянии в Москве находилось 1325 памятников, сейчас осталось 173. Но и они будут восстановлены и органично впишутся в жизнь города
Общественные организации волнуются, что Москва утратила статус исторического поселения и это делает наследие города уязвимым…
Алексей Емельянов: Ни Москва, ни ее центр документально никогда не признавались историческим поселением. Утратить статус, которого не было, невозможно. Хочу подчеркнуть, что современный город, а тем более такой мегаполис, как Москва, — это настоящий живой организм, который развивается, постоянно меняется. Если мы проследим ее историю, то увидим, что Москва XVIII века не похожа на Москву XIX века, как и Москва XIX века на столицу века XX. Наша задача — следить за сохранением памятников архитектуры, но при этом нет цели тормозить развитие. О том же, что историческая Москва преображается на глазах, можно судить хотя бы по обилию экскурсионных групп на ее улицах. Так, например, идешь по Мясницкой, Покровке, Пречистенке, Остоженке — и везде встречаешь людей, которые с удовольствием любуются и изучают город. Почти всегда многолюдно даже и во дворе нашего департамента, который занимает усадьбу XVII, XVIII-XIX вв. Великолеповых на Пятницкой, 19, — группы туристов приходят посмотреть в том числе на наших львов.
Чем же они интересны?
Алексей Емельянов: Эти скульптуры прежде стояли на ограде одной из усадеб, ставшей в советское время частью оборонного завода. Но там кому-то помешали, львов упаковали и вывезли в филиал предприятия. Руководитель филиала оказался человеком неравнодушным: позвонил в управление охраны памятников. Специалисты отреставрировали скульптуры, а чтобы не подвергать их снова опасности, было принято решение установить львов в нашем дворе. Теперь это один из символов департамента.
Вернемся к действительно спасенным памятникам. Назовите три самых значимых из отреставрированных за прошлый год.
Алексей Емельянов: Все 220 — неповторимые и подлинные. К знаковым отношу монумент в честь покорителей космоса с памятником Константину Циолковскому на ВДНХ, который комплексно отреставрировали впервые. Средства на это были выделены по инициативе мэра Москвы. Работы шли год и были непростыми. Высотой памятник более 100 метров. Он был в свое время самым высоким памятником в СССР, поражает своим масштабом и по сей день. Строительные леса к такому не поставишь. Чтобы очистить облицовку из титановых пластин, покрыть их составом против коррозии, пришлось привлечь промышленных альпинистов. Они обработали и каждую гранитную плиточку стилобата, снимая ее и возвращая на место. Плиточки, между прочим, весом по 250 килограммов.
Долгое время головной болью для города был доходный дом Абрикосова в Потаповском переулке. С конца ХVII века он пережил несколько перестроек и серьезный пожар. Но на деньги частных инвесторов его наконец привели в порядок. Особенно скрупулезно реставраторы поработали над уникальными интерьерами квартиры Абрикосова — с большой гостиной, столовой с тремя спальнями и будуаром. Будете гулять по Потаповскому переулку, обратите внимание на этот особняк — на его боковом фасаде раскрыты следы его истории — и XVII, и ХVIII, и ХIХ веков. Прямо «слоеный пирог», настоящий московский памятник, по которому можно изучать историю нашей архитектуры.
Не могу не упомянуть и про Дворец пионеров на Воробьевых горах, это у нас один из самых молодых объектов культурного наследия. Кто-то может сказать: подумаешь, какие-то коробки… Но для своего времени этот объект был смелым, новаторским и прогрессивным. Настоящая революция в архитектуре! Представьте! Строительство Дворца пионеров началось в 1958 году, то есть всего через год после завершения строительства последней из семи сталинских высоток. В итоге он стал символом новой, простой, ясной архитектуры модернизма. К тому же гармонично вписался в сложившийся зеленый массив.
В ходе реставрации были восстановлены панно «Юные ленинцы» на фасаде первого корпуса, декоративное панно со звездами и панно «Золотой дождь» в интерьерах первого корпуса, «Любимые литературные герои» в технике двухслойного сграффито в фойе шестого корпуса, декоративный рельеф «Музыка» на козырьке парадного входа седьмого корпуса и панно «Пионерская геральдика» на двух парковых фасадах седьмого корпуса. Ну и, конечно, здорово, что после реставрации Дворец пионеров не только сохранил свой исторический вид, но и сохранил свою историческую функцию, продолжает служить детям.
Алексей Емельянов: Почти половина памятников в прошлом году восстановлена на средства частных инвесторов. Фото: Сергей Куксин
Находки реставраторов
Над чем сейчас работают столичные реставраторы? Что интересного смогут открыть для всех в ближайшее время?
Алексей Емельянов: Они занимаются более чем 500 объектами, но мы не гонимся за цифрами. Главное — качество, ведь речь идет о шедеврах архитектуры. Таких как, например, клуб завода «Каучук» на Плющихе, реставрация которого практически завершена. В этом памятнике конструктивизма снова будет клуб — Первого Московского государственного медуниверситета имени И.М. Сеченова. Будет в нем кипеть активная общественная жизнь, как и задумывал архитектор Константин Мельников.
Или еще пример — находящаяся на крыше знаменитого Дома геологов на Смоленской набережной скульптурная композиция «Наука и труд». Десятилетиями была в аварийном состоянии. Это дом у метромоста, в котором была квартира героя Андрея Миронова из киноленты «Берегись автомобиля». Противоаварийные работы уже проведены, в этом году будут полностью приведены в порядок и скульптуры. Еще один из самых известных и любимых архитектурных памятников Ивановской горки — усадьба в Колпачном переулке, 14, принадлежавшая Венедиктовым — Шнаубертам — Моносзону. Пожалуй, нет более живописного растиражированного сюжета из этих краев — два этажа, ажурный балкон. Просто открытка. Здание долго было в плохом состоянии, но и там работы завершаются. В обновленном особняке разместится музыкальный фонд «Олимп» для одаренных детей.
Есть у нас и отдельная программа по восстановлению храмов и соборов. В этом году по ней планируется закончить комплексную реставрацию церкви Петра и Павла на Новой Басманной улице. По легенде, Петр I, вернувшись из поездки по Европе, набросал рисунки восьми храмов, которые поручил построить в России. Церковь на Новой Басманной — одна из них, точнее, единственная, которая была построена в Москве по рисунку царя.
Кто и по каким критериям оценивает здание, прежде чем объявить его культурным наследием?
Алексей Емельянов: Правила описаны в федеральном законе. По большому счету основных критериев два: уникальность и подлинность. Среди дополнительных критериев есть также датировка, авторство, мемориальная ценность, сохранность, градоформирующая роль. Если речь идет о значимости памятника для Москвы — памятник станет регионального значения, а если для всей страны — федерального значения.
Сами москвичи могут предложить признать какое-то строение памятником?
Алексей Емельянов: И могут, и предлагают! За последние 13 лет по заявкам граждан и организаций выявлено 570 объектов культурного наследия.
Случаются ли во время реставрационных работ неожиданные находки?
Алексей Емельянов: Конечно же, случаются. Взять хотя бы Театр эстрады. Не такой уж и старый, построен в 1954 году. Казалось бы, ну какие там сюрпризы? Но в процессе работ в фойе первого этажа специалисты нашли закрашенную когда-то живопись — орнамент в виде цветов с ромбами. Ее раскрыли, отреставрировали, и она снова радует зрителей. А под мраморными лестницами обнаружили еще и витражные окна, о которых до исследований никто не знал.
Или взять Симонов монастырь, старейшая московская обитель, основанная в XIV веке. Казалось бы, изучен вдоль и поперек. Тем не менее недавно, готовясь к его реставрации, специалисты выявили ранее неизвестные фрагменты росписей и декора фасадов, исторические планировки помещений, отдельные архитектурные элементы. В трех крепостных башнях нашли шатер, площадку для боя с навесными бойницами и белокаменные водометы. В палатах монастыря нашли фрагменты более древней стены и белокаменную плиту с надписью XVII века. В южной части монастыря открыли даже заложенные еще в XlX веке ворота. А в небольшом деревянном особнячке XIX века в Сеченовском переулке, 6, была обнаружена красивая модерновая печь.
Ни наш департамент, ни правительство Москвы не могут снять охранный статус ни с одного памятника, это прерогатива правительства РФ
Как же печь-то раньше не заметили?
Алексей Емельянов: Была заложена, а изгиб стены принимали за вентиляционный короб. Находок накопилось так много, что мы даже провели выставку «Находки в реставрации», на ней было представлено более 100 экспонатов. Огромный интерес вызвала у жителей и гостей столицы.
Глобус снова оживет
В каком состоянии работы на здании Центрального телеграфа?
Алексей Емельянов: Планируется, что уже к 2025 году москвичи смогут бывать в общественно-деловом центре, который откроется там. И глобус над входом, который по задумке архитектора Ивана Рерберга должен был вращаться, закрутится!
А императорский почтамт, гордость «Почты России», когда откроется?
Алексей Емельянов: На Мясницкой улице его здание последнее за баннером — все остальные приведены в порядок. Причем стоит в таком виде он не один десяток лет. К счастью, сейчас ему ничего не грозит — проведено укрепление конструкций. Уверен, что новое руководство «Почты России» услышало нашу тревогу и в ближайшее время приступит к реставрации, после которой здание сможет вновь выполнять свою историческую функцию.
Много лет почти в руинах был еще один легендарный памятник — ресторан и гостиница «Славянский базар». Возможно ли его возвращение городу?
Алексей Емельянов: «Славянский базар» — один из 173 объектов, который до сих пор находится в аварийном состоянии. Ранее (в 2021-2022 годах) здесь также были проведены первоочередные противоаварийные работы. Сейчас пользователь в лице Большого театра готовит проект реставрации и приспособления этого памятника.
Был в Старой Москве еще один замечательный ресторан «Альпийская роза» в доходном доме на улице Пушечной, 4…
Алексей Емельянов: По этому зданию проведены научно-исследовательские работы и согласован проект будущей реставрации. Приступить к ней пользователь планирует этой весной и завершить до конца 2026-го. Быть ли там снова ресторану — решать собственнику.
Рубль за метр
Вы сказали, что половина памятников в столице реставрируется за счет частных инвесторов. Но по программе «1 рубль за квадратный метр» восстановлено только 20 зданий. Почему?
Алексей Емельянов: Начну с того, что в эту программу включаются памятники исключительно в аварийном техническом состоянии. Причем сначала город делает рыночную оценку стоимости аренды каждого здания, исходя из того, сколько оно бы стоило, если его было бы можно уже эксплуатировать. На торгах выигрывает тот, кто готов больше заплатить. И платит он цену, назначенную на аукционе, до тех пор, пока не отреставрирует здание, вкладывая огромные деньги. И только после восстановления получает право пользоваться им 49 лет по льготной ставке рубль за метр. Сейчас в программу включены 35 памятников, в 22 из них работы завершены, а в 13 продолжаются. Программа пользуется большим спросом!
Вот и сейчас в ее рамках во 2-м Крутицком переулке, например, реставрируется дом купца Виноградова. Деревянное здание, как и ряд других уникальных построек деревянного зодчества, Москва успешно сохраняет. Не менее удивительный объект будет отреставрирован и в 1-м Павелецком проезде — водоемная башня. Построенная в 1898 году, она долгое время снабжала водой всю станцию Павелецкая. В наши дни такой необходимости нет, а башня, красавица, доминанта этой части города, стоит. Город признал ее объектом культурного наследия, выставил на торги. С компанией, выигравшей на торгах, мы уже согласовали проект реставрации. Инвестор планирует устроить на первом этаже картинную галерею, а на самой вершине открыть свой офис. И это при том, что площадь башни всего 25 «квадратов»! Так, казалось бы, из никому не нужного, посредственного объекта город получит еще одну удивительную изюминку.
Памятник дороже, чем кошелек
Приходится ли вмешиваться в процесс реставрации? Быть может, даже кого-то лишать права заниматься ею?
Алексей Емельянов: По этой программе нет — она пользуется популярностью и привлекает людей ответственных, знающих, как работать с памятниками. Что же касается нашей контрольно-надзорной деятельности, у нас для имеются широкие полномочия, учитывая, что законодательством предусмотрена уголовная ответственность за уничтожение или повреждение памятников истории и культуры. Мы больше склонны заниматься профилактикой. Понимаете? Если у человека пропал кошелек, полиция может его вернуть. А тут речь идет об уникальных подлинных объектах. Их просто так обратно не восстановишь. Важно, чтобы москвичам была дорога наша история, в городе становилось все меньше безразличных. Тогда и нам легче работать.
После того как объект отреставрировали, вы продолжаете следить за его судьбой?
Алексей Емельянов: Конечно, контролируем содержание памятников. Но хочу сказать, что сейчас о планах сделать что-то нехорошее, ненадлежащее с объектами культурного наследия мы узнаем быстрее, чем это реально может произойти. Сложно в нашем городе что-то сделать, чтобы никто не узнал.
Москвичей очень волнует судьба фабрики «Свобода». Предприятие, с которого начинал свою карьеру создатель «Шанель» N 5 Эрнест Бо, в прошлом году отметило 180-летие, а в этом уезжает из Бутырского района в Медведково. Неужели на его родной улице Вятской больше ничего не будет напоминать о Товариществе «А. Ралле и К», с которого и начиналась «Свобода» и куда москвичи до сих пор любят заглянуть, чтобы купить качественный шампунь, детский крем или подарочное мыло?
Алексей Емельянов: Ряд корпусов фабрики, в частности административный, в котором находится и фирменный магазин, обладают охранным статусом, и все, что стоит под государственной охраной, будет сохранено. Сейчас разрабатывается концепция развития территории фабрики. Безусловно, мы будем внимательно ее рассматривать.
Непростая судьба и у клуба «Свобода» на Вятской улице. Еще в начале 2000-х в рамках инвестконтракта его пытались перестроить. Город расторг этот контракт, буквально пару лет назад завершились суды вокруг него. В настоящее время разработан проект по сохранению здания, в соответствии с которым планируется вернуть клубу общественную функцию и вновь сделать его максимально открытым для москвичей.
Как известно, в столице все меньше остается места для новостроек. Часто ли застройщики или владельцы территорий, на которых находятся памятники архитектуры, пытаются снять охранный статус?
Алексей Емельянов: Такое желание, может быть, у кого-то и есть, но это невозможно. Федеральный закон позволяет исключить объект из реестра только в случае полной физической утраты памятника или утраты им историко-культурного значения. К тому же такое решение не может принять ни наш департамент, ни правительство Москвы — это прерогатива правительства РФ.
В здравоохранении столицы родилась традиция: каждую новую больницу, а их в Москве строится много, прежде чем туда придут первые пациенты, сначала показывают всем желающим жителям города. Новые технологии лечения, современное оборудование, сами здания — с вертолетными площадками на крыше и въездом машин скорой помощи прямо в операционные… По 10 тысяч москвичей записываются на экскурсию в каждую больницу-новостройку. Почему бы и реставраторам, прежде чем восстановленное здание начнет выполнять предназначенную ему функцию, не показать его горожанам?
Алексей Емельянов: В Москве вот уже 23 года проводятся Дни исторического и культурного наследия. За прошлый год, например, во время них свои двери открыли 137 памятников архитектуры, куда было организовано больше 500 экскурсий. Постараемcя сделать доступными и открытыми для горожан московские памятники и в течение всего года.
Справка «РГ»
Алексею Емельянову 51 год, он коренной москвич. В 1996 году окончил Московский институт коммунального хозяйства и строительства, в структуре департамента культурного наследия город работает с 1990 года, пройдя все ступени — в его трудовой книжке единственное место работы. Главой Мосгорнаследия Алексей Емельянов назначен в 2015 году.
При его участии впервые в России в 2006-2007 годах появился реестр недвижимого культурного наследия и историко-культурный план города Москвы. С 2008 года он организовал плановую разработку более 2500 предметов охраны культурного наследия и их последующее утверждение, что позволило взять под охрану все объекты, находящиеся в собственности Москвы. Инициировал Емельянов разработку и утверждение границ более 1500 территорий объектов культурного наследия. Он также обеспечивал проведение государственной историко-культурной экспертизы более чем 1200 объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия. Свыше 800 объектов при личном участии Алексея Емельянова получили статус памятников культурного наследия регионального значения.
Любимые места в Москве — Чистопрудный бульвар, усадьба «Кузьминки».