Когда-то он жил на сцене, ставил спектакли в крупных театрах страны, занимался совместными проектами со знаменитостями. А сегодня Михаил Ляхов — скромный педагог театральной студии в родном Балтийске. Что заставило его совершить такой карьерный кульбит, актёр и бывший режиссёр калининградского музтеатра рассказал «Клопс».
По утрам Балтийск кажется особенно уютным и свежим. На работу Михаил Ляхов спешит с предвкушением нового дня. Он заходит в театральную студию, щёлкает выключателем и обнаруживает — света нет. С минуты на минуту начнётся занятие, ученики уже толпятся в дверях… Выход найден на лету.
«Друзья! Сегодня мы специально сидим в темноте, — объявляет Михаил, доставая из кармана телефон. — Упражнение такое: на пять счётов вы должны занять мизансцену. Затем я включаю фонарик, и вы фиксируетесь. Поехали!
Ребятишки с писком и смешками торопятся принять нужные позы, толкаются локтями. Но это ещё не всё.
«Я выключаю свет, — продолжает режиссёр. — Теперь вы на пять счётов должны перейти из точки в точку!»
Всё занятие в итоге так и продолжается в кромешной тьме. Но никому даже не приходит в голову, будто что-то не так. Напротив, разговоры о том, как было круто, продолжаются ещё пару дней… Теперь педагог иногда специально гасит в студии свет, предлагая ученикам работать без помощи глаз, понимать пространство, чувствовать своё тело и каждое его движение.
Дети обожают своего учителя. Родители относятся к нему с уважением. Студия под его руководством поставила уже более 30 спектаклей. Даже немного странно думать, что так было не всегда.
Ещё недавно Михаил Ляхов служил актёром Калининградского областного музыкального театра, гастролировал по России и зарубежью, ставил собственные спектакли и едва успевал отбиваться от приглашений столичных трупп.
Мы верили друг в друга
Артистический путь Михаил начал ещё в школе. Учился средненько, но держался за счёт успехов в творческих конкурсах и на концертах. «Поскольку другими предметами я не владел, мои учителя — хорошие люди — подсказали попробовать себя в театральном институте», — рассказывает он.
В 1997 Михаил поступил в мастерскую народного артиста России Леонида Хейфеца. Это было особое отделение, специально собранное из калининградцев. Во время учёбы одарённый юноша проявил себя на все сто, предложения от столичных театров стали поступать ещё до окончания института. Но Михаил принял решение вернуться в Калининград.
«Я остался, потому что поверил в идею создания профессионального театра нашим курсом, — делится мужчина. — Я видел вокруг себя талантливых глубоких людей, с которыми можно было что-то творить. Они видели это во мне — мы верили друг в друга».
В открывшемся вскоре театре на Бассейной Михаил стал одним из ведущих актёров. Участвовал в доброй сотне спектаклей: «Корсиканка», «Директор театра», «Недоросль», «Вишнёвый сад», «Королевские игры»… Начались гастроли и фестивали, и по России, и международные.
Но спустя десять лет Михаилу захотелось большего. Он решил получить профессию режиссёра музыкального театра.
«Что — актёрский пиджачок тесноват?» — цитирует он слова Леонида Хейфеца, встреченного им в ГИТИСе. Но, хотя Михаилу действительно стало тесно в своей специальности, это было лишь одной из множества причин.
Переход театра на Бассейной в статус музыкального вызвал в труппе творческие разногласия. «Мы были далеко не музыкальным курсом, — вспоминает актёр. — Здесь и начался раскол».
Новые возможности
Часть команды, в которой были и режиссёры, ушла. Нужна была замена, и Михаил увидел в этом шанс. Несмотря на скептическое отношение коллег, он воспользовался открывшейся возможностью.
Все считали, что это блажь. Звёздный актёр, который захотел чем-то управлять».
А через какое-то время Михаил уже ставил по всей России спектакли самых разных жанров. Пришлось как-то даже поработать в паре с Евгением Гришковцом. Вместе они поставили в Калининграде «Полное затмение» и «Осаду». Это был период успеха, драйва, постоянного роста!.. Но вдруг несколько лет спустя пришло осознание: «Перегорел».
Размолвка со старыми единомышленниками и отсутствие новых, продолжающийся переход театра от драмы к музыке подорвали настрой Михаила. Всё представлялось беспросветным и серым.
«От перспективы возрастных ролей в сказочках подташнивало. Ставить [спектакли]? Опять про команду. Деньги? Где российский театр и где деньги?..» — иронизирует режиссёр.
И он решил, что пришла пора уходить.
Покинув театр, Михаил решил поискать себя в работе с детьми и подростками. В этом он увидел новый вызов. «Не иди туда, куда ведёт дорога, — цитирует актёр Ральфа Эмерсона. — Иди туда, где дороги нет, и оставь свой след».
Постепенно Михаил разработал собственные методики обучения. Он взял на вооружение свой актёрский и режиссёрский опыт и создал «развивающий театр», где дети не столько изучают актёрское мастерство, сколько растут как личность.
«Я не учу их театру в традиционном смысле. Моя цель — помочь им раскрыть себя», — говорит педагог.
Рассуждая об альтернативных путях, которыми можно было бы пойти, Михаил всегда возвращается мыслями к Балтийску.
«В Москве меня вот какая перспектива ждёт. Потные камеры, студии, сцены, ссоры, какой-то «депресс», экстрим и постоянное гониво. Это всё уже не для меня. Я, возможно, сдался раньше времени. Но я понял, что моя нервная система не выдерживает — надо себя сберечь».
Сейчас Михаил называет свою жизнь мечтой. Его радует ощущение пользы для родного города и собственных подопечных, которые учат мужчину не меньше, чем он их. Он с улыбкой говорит о море и янтаре, безделушки из которого мастерит в свободное время. Он обрёл гармонию и внутреннее спокойствие.
Но и театр бывший актёр для себя всё-таки ещё «не закрыл». «Всё может быть… Может, и я ещё вернусь, хоть и неизвестно, в каком статусе», — задумчиво говорит он, бросив взгляд на реквизитную шляпу. А в двери студии уже стучатся новые ребятишки.
В Калининградском музыкальном театре рассказали о планах на новый сезон.