80 лет назад звание Героя Советского Союза было присвоено военному моряку Василию Быкову. Он отличался особым качеством, которое его командиры называли «рассудочной храбростью». Быков проявлял в бою огромное мужество, зная при этом, на какой конкретно результат рассчитывает. Благодаря его храбрости и тактическим способностям советские торпедные катера добились одного из своих самых больших успехов за время Великой Отечественной войны на северном театре боевых действий — разгромили большой гитлеровский конвой у мыса Кибергнес прямо под огнём береговых батарей и кораблей охранения. В послевоенное время Быков дослужился до звания контр-адмирала. Завершив морскую карьеру, он посвятил себя педагогической и научно-просветительской деятельности.
5 ноября 1944 года звание Героя Советского Союза было присвоено воину-североморцу Василию Быкову. Благодаря его мужеству и тактическим навыкам советский флот добился крупной победы в бою у норвежского мыса Кибергнес.
«Зарекомендовал себя отличным офицером»
Василий Быков родился 5 февраля 1920 года в селе Кравотынь Тверской губернии в крестьянской семье. Шесть лет спустя Быковы переехали в находящийся неподалёку город Осташков. Там Василий окончил школу.
«Быкова с юности тянуло в море. После школы он по комсомольской путёвке попал на флот и в 1937 году стал курсантом Высшего военно-морского училища имени М.В. Фрунзе в Ленинграде», — рассказал в беседе с RT сотрудник научного отдела Музея Победы Никита Борисов.
В дальнейшем Василия перевели в Тихоокеанское высшее военно-морское училище, находившееся во Владивостоке. Завершив обучение в 1941 году, Быков два года служил на Дальнем Востоке, где советское командование опасалось удара со стороны японских милитаристов.
В 1943 году лейтенанта Быкова перевели на Северный флот. Он участвовал в океанском переходе из США в СССР на закупленном у союзников корабле СКР-208.
«За время пребывания на корабле… зарекомендовал себя отличным офицером, способным организовать личный состав на изучение иностранной техники. Сам лично в кратчайший срок изучил всё устройство и вооружение корабля… На переходе США — Полярное показал образцы мужества и выносливости. Во время сильных штормов и снеговых зарядов стоял вахтенным командиром наравне с командиром корабля», — говорится в документах о награждении Быкова медалью «За боевые заслуги».
После возвращения в СССР лейтенант сразу же включился в боевую деятельность флота. В составе экипажа СКР-208 он участвовал в поиске вражеских подводных лодок, эскортировании советских субмарин, сопровождении конвоев союзников, операциях разведки.
«Пик боевой деятельности Быкова на Северном флоте пришёлся на 1944 год», — отметил Никита Борисов.
В мае 1944 года он стал командиром торпедного катера ТКА-242, а в июле участвовал в разгроме вражеского конвоя в районе Киркенеса.
«Находясь в поиске конвоя, катер лейтенанта Быкова первым обнаружил корабли, о чём немедленно донёс по радио командиру дивизиона. Это донесение послужило основанием к принятию решения общей атаки конвоя. Несмотря на ураганный огонь, открытый всеми кораблями охранения противника и его транспортами, преодолел ряд огневых завес и, выпустив с короткой дистанции две торпеды, потопил транспорт противника водоизмещением около 6 тыс. т», — говорится в документах на награждение Быкова орденом Красного Знамени.
«Командная боевая работа»
Особенно отличился Быков 19 августа 1944 года, во время боя у норвежского мыса Кибергнес, когда советские торпедные катера атаковали нацистский конвой более чем из 30 транспортных судов и кораблей охранения.
Катер Быкова под огнём нацистских береговых батарей и кораблей охранения совершил быстрый проход вдоль вражеского конвоя и установил дымовую завесу, благодаря которой советская ударная группа смогла беспрепятственно атаковать врага. В этом бою было уничтожено 14 немецких судов. Катер Быкова потопил вражеский тральщик.
«Насколько мне известно, дымовая завеса в исполнении Быкова была первым случаем применением такого тактического приёма на флоте. Бой у мыса Кибергнес стал одним из самых масштабных и успешных сражений советских торпедных катеров в северных морях», — констатировал Никита Борисов.
14 сентября 1944 года Быков обнаружил у берегов Норвегии два немецких корабля, после чего торпедировал и потопил один из них.
Спустя 11 дней Быков, действуя в составе группы советских торпедных катеров, принял участие ещё в одном бою, в ходе которого также потопил вражеский корабль. Сражение было очень тяжёлым.
«От прямых попаданий снарядов противника была разбита турель. Разбиты торпедные аппараты, пробиты бензоцистерны, разбиты антенна и радиоаппаратура. В бортах ТКА было свыше 50 осколочных пробоин и четыре большие снарядные. Но, несмотря на это, ТКА продолжал маневрировать и уходить из зоны обстрела. Раненный в голову и руку командир ТКА Быков, лишившись возможности стоять на штурвале из-за раздробленной руки и сильного кровотечения из головы, передал штурвал помощнику, а сам, не уходя из боевой рубки, продолжал командовать повреждённым катером, который с минуты на минуту от попаданий фосфорных пуль в бензоцистерны мог взорваться», — говорится в наградном листе на присвоение Быкову звания Героя Советского Союза.
Несмотря на повреждения катера и свои тяжёлые ранения, Василий Быков смог довести корабль до базы.
Командование, предлагая присвоить Быкову звание Героя Советского Союза, подчеркнуло, что он «принадлежит к лучшей части офицеров-катерников». Кроме того, в наградном листе отмечаются «рассудочная храбрость», отвага и самоотверженность Быкова, его навыки снайпера в торпедной стрельбе и мастерство в бою. 5 ноября 1944 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
В конце 1944 года Быкова назначили командиром звена торпедных катеров. Но в это время Красная армия уже освободила от нацистов Советское Заполярье и часть Норвегии. Гитлеровская угроза на Севере была ликвидирована.
«Успехи в боях с немецкими конвоями на Севере невозможно разделить по отдельным катерам. Это была командная боевая работа. Быков мужественно сражался плечом к плечу с другими советскими моряками, проливал кровь за Родину и проявил себя как храбрый офицер», — заявил в разговоре с RT военный историк Мирослав Морозов.
Новая война назревала на Дальнем Востоке. Весной 1945 года Быков был переведён на Тихий океан и назначен командиром катера ТКА-561. Во время Советско-японской войны он участвовал в разведывательных действиях, высадке морских десантов и захвате вражеского корабля.
После завершения Второй мировой войны Быков продолжил службу в Военно-морском флоте СССР. По окончании Высших специальных классов он был назначен командиром сторожевого корабля «Шквал». В 1959 году он получил диплом Военно-морской академии СССР. В дальнейшем командовал бригадой эсминцев Черноморского флота и был военным советником командующего Военно-морским флотом Сирии. В 1970-е годы Быков служил начальником специального факультета Военно-морской академии.
В 1979 году контр-адмирал Василий Быков вышел в запас. На пенсии он занялся научно-просветительской деятельностью: сначала работал заведующим филиала Музея истории Ленинграда — здания Смольного собора, а затем переехал в Севастополь и вошёл в состав военно-научного общества Дома офицеров Черноморского флота. Умер Василий Быков 16 ноября 1999 года.
«Бои за Советское Заполярье имели в годы Великой Отечественной войны стратегическое значение. Военные моряки Северного флота обеспечивали движение конвоев между СССР и западными союзниками, а также участвовали в пресечении попыток нацистов прорваться вглубь страны с северного направления. Свой вклад в решение этих задач внёс и Василий Быков, проявивший себя как отважный и грамотный командир», — подытожил Никита Борисов.