Мировая премьера мюзикла по мотивам комедии Грибоедова "Горе от ума" состоялась в Иркутском музыкальном театре. Новинку предложили сибирским зрителям композитор Владимир Баскин, либреттист Евгений Муравьев и приглашенный из Екатеринбурга режиссер Филипп Разенков.

Как рассказывает Владимир Баскин, идея перевести Грибоедова на язык музыки пришла авторам уже давно, но театры не спешили ее подхватить, пока ею не заинтересовался худрук Свердловского театра музыкальной комедии Филипп Разенков, но поставить ее решил в Иркутске.
Имя Владимира Баскина широко известно любителям жанра по таким спектаклям, как "В джазе только девушки" в Оренбурге, "Средство Макропулоса" в Новосибирске, "Великий Гэтсби" в Санкт-Петербурге, "Сирано де Бержерак" в Екатеринбурге. "Наряду с итальянским театром дель арте, в России был свой "театр масок", — говорил композитор в интервью "РГ". — Практически каждое новое сочинение русских писателей рождало своих персонажей, многие становились нарицательными: скалозубы, молчалины, репетиловы, недоросли, фамусовы, хлестаковы, чичиковы, ноздрёвы, маниловы, обломовы, плюшкины, подколёсины, башмачкины… Фантастическая галерея сатирических образов! Эту важную часть русской культуры забывать нельзя. Поэтому героев комедии Грибоедова мы постарались показать сочно, колоритно. В ней заложена полифония тем — не хотелось от чего-то отказываться. Текст гениален, и мы к нему отнеслись очень деликатно, сохранили все "крылатые выражения" и всю палитру смыслов, заложенных в комедии".
По словам автора музыки, мелодика и ритмы нового спектакля максимально приближены к современному молодому слушателю. Подхвачена даже стилистика такого классического мюзикла, как "Милая Чарити" Боба Фоссе, звучат джазовые инструменты — саксофон, ритм-группа… За пультом главный дирижер театра Виктор Олин.
Тексты Грибоедова, мелодика его стиха бережно сохранены, но сделан акцент на Софье, ставшей едва ли не главной героиней спектакля. По словам Владимира Баскина, "придуман фабульный ход, который заканчивается неожиданной развязкой, я бы сказал "гоголевской". Обычно Софью играют заурядной, неспособной понять Чацкого. На самом деле сошлись два сильных характера, и любовь разбилась от обоюдного лидерства, от неспособности поступиться чем-то важным. Потом любимый исчез, нет даже писем. А время идет, Софье нужно выходить замуж. И она нашла человека, которым сможет верховодить, — Молчалина. Она его выведет в люди, обеспечит положение в обществе. И тут является старая любовь, щеголяет остротой ума, которую она не может не оценить. Но когда его язвительность коснулась ее, Софьи, выбора, — это уж слишком. И рождается месть. За несостоявшееся счастье с Чацким, за три года его безмолвия, за то, что он грубо разбивает её планы. Софья защищает не Молчалина — защищает себя, свое решение. Это нешуточная драма".
Сценография питерского театрального художника Елисея Шепелева, который вместе с Разенковым уже ставил в Иркутске мюзикл Евгения Загора "Декабристы". В спектакле заняты ведущие актеры Иркутского музыкального театра.